На прошлой неделе в силу вступили изменения в 102-й федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». В частности, изменился порядок оформления результатов поверки счетчиков горячей воды, электричества и газа. Что это означает для потребителя, «МК» в Питере» дал разъяснения начальник отдела теплотехнических измерений ФБУ «Тест-С.-Петербург» Борис Трощинин.
Раньше после проведения поверки потребители получали на руки свидетельство о поверке. Отныне этот документ не имеет юридической силы, а носит информационный характер.
— Теперь факт поверки считается легитимным, если сведения о результатах поверки переданы в Федеральный информационный Фонд. Владелец счетчиков в любой момент может проверить в нем результаты поверки, — сообщил Борис Трощинин.
С точки зрения процесса для потребителя ничего не меняется. Если подошло время поверить счетчик, он должен вызвать специалиста аккредитованной организации для проведения данной процедуры. Проверить, есть ли у компании аккредитация, можно на сайте Национальной системы аккредитации. Сотрудники ЖСК или УК поверить счетчики не могут — у этих организаций нет аккредитации на данный вид работ.
В норме сотрудник организации должен заключить с потребителем договор на оказание услуг по поверке (он остается у клиента), а также иметь при себе заверенную юристом копию свидетельства об аккредитации. После проведения работ потребителю выдадут свидетельство о поверке, а результаты внесут в ФГИС «АРШИН».
— Изменения, в числе прочего, введены и для того, чтобы бороться с мошенниками. Неаккредитованные организации не имеют доступа к этому электронному ресурсу и не могут передавать в него данные, — сообщил Борис Трощинин.
Как мы уже сообщили, отныне бумажное свидетельство о поверке не имеет юридической силы и носит лишь информационный характер. Зато юридическую силу теперь имеют данные, размещенные на вышеуказанном ресурсе. Но с другой стороны, и в этом есть плюс. Если раньше при требовании управляющей домом организации подтвердить факт поверки нужно было нести к ним бумажное свидетельство, теперь достаточно направить специалистов на сайт.
Один из вопросов, который появился у потребителя — нужно ли после вступления в силу изменений в законе срочно поверять все счетчики? Ответ: нет, не нужно. Если срок поверки не подошел, поверять счетчик не надо. Требования обновленного закона распространяются только на средства измерений, время поверки которых уже подошло. Но и здесь есть нюансы.
— В данный момент в стране действует постановление от 2 апреля 2020 года № 424, согласно которому с 6 апреля и до конца 2020 года, в связи с пандемией, правительство обязало ресурсоснабжающие и управляющие компании принимать показания приборов даже с истекшим сроком поверки. При этом до 1 января 2021 года с граждан не могут взыскиваться неустойки, штрафы и пени, — поясняет Борис Трощинин.
НА ЗАМЕТКУ
Поверка счетчиков производится с целью установки факта пригодности или непригодности оборудования к дальнейшей эксплуатации. У каждого средства измерения свой «межповерочный» интервал. Например, счетчики горячей воды нужно поверять раз в четыре года, а холодной — раз в шесть лет. Ограничений по числу поверок нет, но специалисты рекомендуют менять счетчики на новые по истечении второго межповерочного интервала. То есть счетчик горячей воды — через восемь лет службы, а холодной — через 12 лет.
Конечно, если вы не хотите заниматься поиском аккредитованной организации для поверки, счетчики можно просто заменить на новые, данные о них сразу попадут в систему, а заменить их могут специалисты ЖСК или УК. Это, по сути, лишь вопрос цены. Для сравнения, стоимость поверки одного счетчика воды составляет от 300 (если, например, принести его в ФБУ «Тест-С.-Петербург») до 564 рублей (если поверять на дому), цена нового прибора — от 600 до 1200 рублей.