МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Россию превратили в проходной двор для международных инспекторов

Российские легкоатлеты могут не долететь до бразильской Олимпиады

После скандального доклада Всемирного антидопингового агентства (WADA) страна «прославилась» повальным приемом чудо-пилюль. Или же Россию нарочно так прославили? Об этом для «МК» в Питере» поразмышлял эксперт в области антидопинга, бывший глава Российского антидопингового агентства «РУСАДА» Николай Дурманов.

Фото: daypic.ru

«В спорте всегда будут проблемы с допингом»

— В одном из своих интервью вы назвали доклад WADA «полной чушью». Почему?

— Недавним решением Всемирного антидопингового агентства нескольким странам были показаны красные и желтые карточки. Аргентине, Израилю, Украине, России сказали: ваши национальные антидопинговые службы работают совсем плохо, и мы останавливаем их деятельность. Другим странам — Франции, Бельгии, Испании, Бразилии — указали на серьезные нарушения в антидопинговой системе и определили жесткий срок по их устранению. Иначе — дальнейшие репрессии.

Теперь вопрос на засыпку: по другим странам было так же много шума в прессе, как по России? Вы что-нибудь слышали про то, что Украину или Израиль лишили права проводить антидопинговый контроль? Или что Бразилии — хозяйке следующей Олимпиады — предъявили «допинговую желтую карточку» с последним предупреждением?

В отношении большинства стран по-прежнему действует механизм технических предупреждений: «Наведите порядок, а то будет плохо!» Кто мешал по такой схеме работать с нами? Зачем эти драматические шоу с пресс-конференциями, риторические высказывания, что у русских все держится на химии и давайте проверим у них все олимпийские медали чуть ли не со времен Древней Греции?

— То есть вы считаете, что решение Всемирного агентства явно политическое?

— Я просто привожу исторические факты. Не даю никаких своих оценок — только рациональные размышления. Идем дальше. У нас обнаружены проблемы с допингом в одном из главных видов спорта. Очень неприятно, но ни одна другая страна не застрахована от этого. Такое бывало раньше и будет всегда: так устроен профессиональный спорт, в нем всегда будут проблемы с допингом. К нам прибыла комиссия, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию, прозвучавшую в немецком фильме про допинг в России. Приезжают с литаврами и барабанным боем. Как вы думаете, в другие страны ездили такие комиссии? Очевидно, да, по-другому взять и прекратить работу национального антидопингового агентства невозможно. Но разве туда они тоже заявлялись с таким шумом?

И вместо фактов комиссия разражается неким манифестом, больше похожим на политическую декларацию с формулировками: «нам кажется», «возникло ощущение» и в том же духе. Как-то все это несерьезно.

И потом, раз идет призыв к лишению аккредитации лаборатории и приостановлению деятельности национального антидопингового агентства, то для WADA логично выслушать проштрафившуюся сторону, не так ли? Но уже на следующую ночь после огласки манифеста принимается решение — лабораторию закрыть, антидопинговое агентство лишить и т. д.

Да и сам доклад по сути является пересказом немецкого кино годовой давности. Напоминаю сюжет: кто-то с диктофоном тайно разводил кого-то на откровенные разговоры о спортивной химии. Можно ли считать эту информацию стопроцентно достоверной? И вообще, может, об этих разговорах участники заранее договорились? Все это надо бы хоть немного проверить.

Прозвучало и очень серьезное обвинение в том, что Министерство спорта России «не могло не быть в курсе» этой легкоатлетической химической эпопеи. Странная формулировка. В таких случаях говорят: или было в курсе, или не было.

Проба зла

— России предъявили еще претензии в незаконном уничтожении тысячи проб.

— Такие же претензии предъявили и швейцарской антидопинговой лаборатории. Они, кстати, были сняты после объяснений швейцарцев, которые сказали: у нас регламент такой — их хранить негде. Логично предположить, что и российская лаборатория могла оказаться в такой ситуации. Но кто-нибудь ее выслушал? Допускаю, что могли быть уничтожены пробы, которые специально попросили сохранить, а может быть, и нет.

Еще один момент. В немецком фильме некая российская спортсменка утверждает, что дала взятку Международной легкоатлетической федерации в 500 или 600 тысяч долларов, чтобы ее допустили к стартам, несмотря на проблемы с допинг-контролем. Может, я чего-то не знаю про легкую атлетику, но откуда там такие деньги? Это ведь не гольф и не теннис.

— То есть называть Россию допинговой столицей мира неправильно?

— За последние несколько лет Россия больше всех провела допинг-контролей. Логично предположить, что и спортсменов-нарушителей больше попадается. При этом стоит напомнить, что многие из наших спортсменов проверялись не нашими антидопинговыми службами. Мы одна из немногих крупных стран, которая разрешает на своей территории деятельность международных антидопинговых инстанций. Например, в США или во Франции любителей попроверять их спортсменов немедленно повяжут и вышлют из страны. А у нас норвежцы, шведы, немцы свободно собирают допинг-пробы наших спортсменов по всей стране и увозят их в свои лаборатории.

Волшебную пилюлю заказывали?

— Вы сказали, что в спорте проблема допинга будет всегда.

— Никуда от этого не деться. Большой спорт — это, помимо прочего, еще и шоу-бизнес. Туда идут отчаянные люди, для многих из которых эта профессия — единственный шанс выбиться наверх. И всегда будет соблазн сделать это любой ценой, например, с помощью волшебной пилюли или ампулы.

— Есть мнение, что в большом спорте вообще «чистых» не бывает!

— Большинство, безусловно, «чистые». Есть, конечно, виды спорта, где химия пустила очень глубокие корни. Но многие спортсмены допингуются, словно участвуя в каком-то бессмысленном химическом ритуале, где высокие результаты не гарантированы, а вот проблемы со здоровьем грозят всегда. Спортивная фармакология — это сложная шахматная партия, в которой мало кто разбирается.

Лет 20–25 назад в велосипедном спорте из-за генно-инженерного препарата эритропоэтина (повышает уровень гемоглобина в крови) люди в Западной Европе гибли прямо на дистанциях. Кровь становилась невероятно густой, многократно увеличивая нагрузку на сердце. Спортсмены вынуждены были вставать по ночам и крутить педали, иначе густая кровь застаивалась. Те же всем известные анаболики наносят колоссальный урон печени, репродуктивной системе и психике человека.

А по генному допингу последствия для здоровья спортсменов еще вообще не изучены. Генная терапия и в гражданской медицине с большим трудом пробивает себе дорогу из-за множества побочных явлений, в том числе гибели пациентов. Кто же будет контролировать прием таких сверхмощных препаратов в подпольном спорте?

Тяжелая доля легкой атлетики

— Действительно ли антидопинговые агентства не поспевают за новыми допингами?

— Сейчас такая ситуация, когда появляется большое количество новых допингов, и антидопинговые службы все чаще опаздывают. Пройдет какое-то время — будет строго наоборот. Аналитические методы начнут обгонять появление новых допингов.

— В свою очередь спортсмены жалуются на слишком большой список запрещенных препаратов.

— Во-первых, этот список не такой уж и большой — тонкая книжка, где далеко не тысяча препаратов. Во-вторых, почти всегда можно найти аналог запрещенного лекарства с похожим действием, но разрешенный в спорте. В-третьих, спортсмен при серьезных травмах и заболеваниях может получить право на прием практически любых препаратов. Это называется терапевтическим исключением — только ему обязательно должна предшествовать не очень сложная процедура получения такого разрешения. Но если человек выбрал большой спорт, публичную, тяжелую, временами опасную для здоровья профессию — он должен жить по его правилам и принимать какие-то ограничения.

— Выходит, что сейчас королева спорта — легкая атлетика — завоевала себе еще и титул королевы допинга?

— Когда-то все конские гонки были сплошь задопингованы. Собственно говоря, оттуда это слово к нам и пришло. Не так давно пытались исключить из олимпийской программы велоспорт, как средоточие всех допинговых пороков. Но постепенно там навели порядок. Чемпионами по применению допинга были когда-то и тяжелая атлетика, и пауэрлифтинг — ничего, теперь там почище. Некоторое время в Америке бейсбол был так захимизирован, что вмешались даже сенат и ФБР.

Про большой футбол ходили всякие неприятные слухи. По статистике, кстати, он у нас чемпион по количеству допинг-контролей. И при огромном количестве проверок находят ничтожно мало положительных результатов. Так же и в легкой атлетике — через пару лет наведут какой-никакой порядок, и накал допинговых страстей стихнет. Чтобы возгореться в каком-то другом виде спорта.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах