«Как провожают пароходы...»
К девяти утра на набережную Невы от места стоянки «Авроры» до Дворцового моста стали подходить люди. Город готовился стать свидетелем исторического события — отплытия крейсера на ремонт. Пока зрители занимали самые лучшие места вдоль ограждения набережной и на ближайших деревьях, на крейсере шла оживленная работа.
Под командованием председателя клуба подводников капитана 1-го ранга запаса Игоря Курдина «Аврору» отшвартовали от берега и связали с тремя буксирами. В половине десятого отговорили торжественные речи, пропели военным хором «Что тебе снится?». И ровно в десять утра «Аврора», разрушив легенду о своем бетонном основании, тронулась в путь. 23-метровому в высоту кораблю предстояло пройти 40 километров. Для этого днем специально развели три городских моста. Самым сложным, по словам специалистов, было прохождение под Дворцовым, где пришлось двигаться по фарватеру шириной всего 30 метров.
Маневры «Авроры» по Неве с ликованием встречали с берега, мостов, яхт и катеров, сгрудившихся рядом с крейсером. Люди, которые из-за разводки мостов оказались в пробках, сигналили кораблю, с обеих сторон Невы зрители махали руками и кричали: «Аврора», возвращайся!» Каждый стремился сделать фото плывущего крейсера, чтобы потом рассказывать, что стал свидетелем исторического события.
Но уж кому хватит воспоминаний на всю жизнь, да еще и внукам можно будет рассказывать («Я плавал на «Авроре»), так это Никите Агапову, 20-летнему студенту Горного университета, и его друзьям-руферам. Ребята смогли увидеть плавание питерской легенды с самой удобной точки обзора — ее трубы. «МК» в Питере» связался с Никитой и узнал, как компании удалось безнаказанно прокатиться на «Авроре».
Миссия выполнима
— Идея забраться на «Аврору» долго витала среди питерских руферов, но по факту пришла к кораблю перед отплытием только наша компания из восьми человек. Мы взяли с собой бутерброды, плед, теплую одежду, фотоаппараты и телефоны, сигареты, а из снаряжения только веревку, которая, кстати, не пригодилась, и так было за что зацепиться, — рассказывает подробности приключения Агапов. — В три часа ночи мы стали переправляться на борт корабля.
На резиновой лодке, которая вмещала только двух человек, парни по очереди плавали от набережной к «Авроре». Их перемещения заметили охранники с борта корабля и вызвали полицейских. Наряд приехал, когда на берегу осталось четверо ребят, они поспешили сбежать, прихватив лодку.
Те счастливчики, что успели на «Аврору» до прибытия полицейских, в это время уже вскарабкались на палубу корабля, а оттуда дальше в трубу.
— Мы были не на самом верху трубы, а там есть как бы выемка. В ней можно было даже спать, правда, ночь выдалась очень холодная, а горячий кофе или чай в термосе мы, к сожалению, с собой не взяли, — говорит Агапов. — Так что мы лежали, дремали, курили. Но весь мусор за собой убрали. Просидели до утра, и как только заиграл гимн «Авроры», мы позволили себе встать и сделать несколько фото. А потом еще и еще...
И вот звучит команда, и наше судно направилось в сторону первого моста, Троицкого. Это просто неописуемая радость, когда ты плывешь в створ разведенного моста, находясь чуть ли не на 20 метров выше самого моста — это очень круто! Но, к сожалению, как только мы высунулись из этой выемки в трубе, нас сразу заметили с берега и вертолета, предупредили команду корабля. Нас начали искать, но не нашли, как мы попали на эту трубу. К тому времени, как все засуетились, мы сделали много кадров и сами спустились прямо к капитану. Он с нами пообщался и попросил подождать, пока сотрудники ФСО нас заберут. Нас спросили, зачем мы это сделали, а мы показали фотографии. Потом нас аккуратно передали полиции. На катере обратно довезли до Питера. В отделе мы были недолго, часа полтора. Написали объяснительные, нам даже штраф не выписали. Так что приключение закончилось хорошо.
— Не залезли бы мы, залез бы какой-нибудь Мустанг (известный киевский руфер. — Ред.), — рассуждает Никита, — и покрасил бы «Аврору» в цвета флага Украины. Но если бы я такое увидел, то я бы его остановил. Так что можно сказать, что я был тайным охранником крейсера.
Не считая казуса с «зайцами» на борту, буксировка в доки завершилась успешно. В Кронштадте корабль пробудет от 45 суток до двух лет. Специалисты пока не могут дать точную оценку, сколько времени потребуется на ремонт подводной части корабля. Конкретные слабые места будут выявлять в процессе дефектации — смоют налет, проведут ультразвуковое исследование, снимут заглушки. После ремонта «железа» изменят и экспозицию корабля-музея. На обновление символа города выделено 23 миллиона рублей.
Маргарита Донникова
Фото: Николай Иванов, vk.com/piloterrr