Перед «Дакаром-2016» российские участники спят дома в палатках и ходят в масках

В первые январские дни стартует самое знаменитое и опасное в мире ралли

Участники марафона за две недели должны будут преодолеть 9,5 тысяч километров зыбучих песков и крутых серпантинов. Несомненный лидер гонки среди грузовиков — российская команда «КАМАЗ-мастер»: 13 раз она возвращалась домой с золотом. Чемпион 2013 года пилот Эдуард Николаев рассказал «МК» в Питере» о том, как подготовиться к главным соревнованиям года и сохранить честь во время тяжелейших испытаний.

В первые январские дни стартует самое знаменитое и опасное в мире ралли
Фото kamazmaster.ru

Даже спина превращается в колесо

Уже десятый Новый год Эдуард Николаев встретит не дома — с 2006-го он участвует в «Дакаре». На этот раз бокал с соком поднимет в Буэнос-Айресе, куда вместе с командой вылетит 28 декабря. Грузовики — четыре КамАЗа и технические машины — в аргентинскую столицу отправили еще в начале ноября.

— Вы успели поездить на ралли и в Африке, и в Южной Америке. Чем отличаются гонки на двух континентах?

— Аргентина берет своей жарой и высотой, Чили и Перу — своими камнями и высохшими руслами, зато такое бездорожье, как в Африке, найти сложно. Но везде интересно.

В дальних африканских странах, к примеру в Мавритании, надо держать ухо востро — не оставлять документы, деньги. Хотя у нас проблем с местным населением не было. В Южной Америке люди более открытые — кричат гонщикам, свистят, лезут едва ли не под колеса. Они привыкли болеть на футболе. А в Африке народ, когда видел дакаровские машины, просто молча стоял — для них это было в диковинку.

— Расскажите про особенности предстоящего «Дакара».

— Ралли пройдет в Аргентине и Боливии. Конечно, этот марафон — наш главный экзамен. Все соревнования, проходящие в течение года, — это своего рода тесты перед «Дакаром». В этот раз не будет такого огромного количества тяжелых песков, которого мы обычно ждем. Сложность «Дакара-2016» в том, что путь пройдет на высоте — придется подыматься на 5 тысяч метров. Там участники столкнутся с головными болями, нехваткой кислорода. Но наша команда готовилась к этому.

— В каких горах тренировались?

— Не в горах. Мы занимаемся по программе инновационного центра Олимпийского комитета Москва. Проходим гипоксические тренировки для подготовки к высокогорью. Тренируемся в специальных масках, куда подается гипоксический газ и ощущается нагрузка на лицо. Последние три недели ежедневно спим в палатках, которые тоже насыщаются специальным кислородом. Его подача регулируется, и мы имитируем атмосферу на разной «высоте гор».

Кроме того, трижды в неделю у экипажа обязательные занятия в спортзале: тренировки на выносливость и растяжку, чтобы вытягивать позвоночник. Ведь во время тряски все мышцы, хрящи, кости трамбуются. С командой всегда ездит массажист, который помогает после спецучастков. Иначе спина становится колесом, ты превращаешься в комок и рискуешь получить травму.

— А травмы во время соревнований получали?

— Травма у меня и недавно была. Два месяца назад в Калмыкии на чемпионате Россия мы попали в серьезную тряску. Даже механик на несколько минут потерял сознание, пришлось останавливаться и приводить его в чувство. Да и я со штурманом были немного поплывшие. Помчались дальше, еще толком не придя в себя. Надо было, конечно, умыться или поприседать. Мы поспешили, и это наша грубая ошибка. Попали в яму. Я вцепился в руль, чтобы машина не перевернулась. Но руль резко выбило, закрутило руку и сломало кисть.

Аргентинская «подлянка»

— Строят ли экипажи «Дакара» козни друг другу?

— Открытых «подлянок» соперники себе не позволяют: машины тайком никто не ломает. Конечно, борьба есть. Все хотят победить — «КАМАЗ» всем уже приелся (Эдуард улыбается. — Ред.). Но конкуренция есть даже между своими экипажами.

— А разве не из-за подлости конкурентов вас дисквалифицировали в 2012 году?

— Тогда наш экипаж в пыли не увидел джип аргентинцев, застрявший прямо на дороге в узкой колее. Задели их своим колесом — автомобиль завалился на бок. Мы сразу остановились узнать, нужна ли помощь. Они попросили их поставить на колеса. Но когда мы их стукнули, то порвали себе покрышку. На диске их вытащить не смогли бы. Пока меняли резину, мимо нас проезжали соперники и видели: мы занимаемся своей машиной, а перевернутый джип лежит. Аргентинцам помог другой джип. Но когда мы закончили с колесом, то подбежали к ним и уточнили, нужна ли еще наша помощь. Они сказали, что не нужна и претензий к нам у них нет.

На финише мы попросили вернуть нам время, затраченное на смену колеса, потому что «джиписты» подтвердили свою вину в нашем столкновении: у них заклинило руль, и стояли они в неправильном месте. Время нам вернули. Но когда об этом узнали наши конкуренты, то начали возмущаться: мол, видели, как экипаж Николаева занимался своим колесом, а джип лежал перевернутым. Организаторы их послушали. А аргентинцы — возможно, их и подговорили — почему-то изменили свое мнение и сказали, что «КАМАЗ» не пытался им помочь. Нас сняли с соревнований.

Можно сказать, справедливость восторжествовала в 2014 году. Перед голландцем Жераром де Роем перевернулся китайский джип, но он даже не остановился и помчался дальше. Следом ехал российский экипаж Андрея Каргинова, который и пришел на выручку. Тут подоспели и мы. Вместе перевернули китайский джип. Приехали на финиш. Де Рой видел, что по времени он выиграл гонку. Но когда объявили, что затраченные на помощь минуты нам вернули, он очень расстроился.

Машину допингом не накормишь

— Какие участки ралли для вас самые сложные?

— Самые сложные — самые интересные. Мне больше нравятся пески и дюны, порой высотой с девятиэтажный дом. Тут надо уметь не только ездить, но и быстро выкапываться, если застрянешь. Зависнешь пузом на острой дюне — задние и передние колеса болтаются в воздухе. В какую сторону лучше спускаться, чтобы не перевернуться? На тестах в Марокко и Казахстане специально застреваем и тренируемся откапываться.

— Интересно, проверяют ли участников «Дакара» на допинг?

— Нет. Но допинг тут не поможет — хоть ты упейся или уколись. У нас ведь половина успеха зависит от автомобиля — его допингом не накормишь.

— Много ли поломок во время гонки?

— Очень много мелких. В этом году у нас было две серьезные поломки. В первый же день повредили раму: попали в большую яму, погнули лонжерон. А в середине ралли у нас вышел из строя турбокомпрессор — самый горячий узел в машине. Его не так просто поменять — потратили на это больше часа. Сразу скатились до седьмого места, но тем не менее на финиш пришли вторыми.

— А что в ваших боевых машинах заводского?

— Мы заводская команда. Понятно, если ты выедешь на серийном грузовике, то на первом же участке «Дакара» остановишься: нагрузок и температур не выдержат ни рама, ни двигатель. Мы собственными руками собираем себе спортивный болид из деталей, применяемых на конвейере. Не подходят отечественные — берем европейские. Рессоры, рамы, все кронштейны, кабина, каркас безопасности, практически вся ходовая часть, колесные диски — собственного российского производства. Если брать двигатель, коробку, раздатку, то тут все комплектующие иностранные.

— Вы посмотрели на дороги многих стран. Неужели в России они самые худшие?

— Бывает, что даже в Африке дороги лучше, чем в некоторых российских городах. Но тем не менее у нас они не самые худшие — это точно. В целом вполне нормальные.

— А про протесты дальнобойщиков из-за введения платы за езду по федеральным трассам слышали?

— Про протесты не слышал — мы заняты подготовкой к ралли. Но у нас как ведь в стране грузят машины: где норма в 10 тонн, обязательно засунут 20, а то и 30. Так и дороги будут разрушаться, и техника выйдет из строя. Да и асфальт у нас, наверное, не такого качества, чтобы не проминаться под перегрузом. Поэтому дорожники и вынуждены вводить такие меры. Если сборы себя оправдают, то они нужны. Но если деньги пойдут кому-то в карман, то, конечно, люди будут бастовать. Думаю, дальнобойщики видят: они платят, а дороги не улучшаются. Они ведь больше ездят и знают, чем мы.

«Аль-Каида» против «Дакара»

«Дакар» для гонщика — это как Олимпийские игры для спортсмена. К ралли готовятся весь год — его ждут, боятся и любят. А зародились знаменитые соревнования почти полвека назад с приключений гонщика Тьерри Сабина. В 1977 году во время одного из ралли он заблудился в африканской пустыне. Через три дня его нашли туареги. Тогда-то спасенному экстремалу и пришла в голову идея организовать самую сложную и опасную в мире гонку. Ее символом стало изображение туарега.

Первое ралли Париж — Дакар прошло уже через год по территориям европейских и африканских стран. В 2008 году за день до начала гонок юбилейный 20-й марафон отменили из-за террористической опасности — «Аль-Каида» пригрозила гонщикам расправой. С 2009 года ралли проходит в Южной Америке, потеряв в своем названии «Париж». Участники соревнуются в трех категориях: джипы, грузовики и мотоциклы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру