Московский опыт
«МК» в Питере», написав об этой проблеме (см. ст. «Бордель под ногами» в № 31 от 30 июля), даже предположить не мог, что публикация вызовет такой бурный отклик у петербуржцев. Люди были готовы писать коллективные письма губернатору, выходить на субботник по уничтожению рекламы секс-услуг или курительных смесей. «У меня 5-летний внук, он сейчас читает все подряд — вывески, указатели. На днях спрашивает: «А что такое интим?» — возмущается пенсионерка Вера Стоянова. — Я только ахнула».
Ситуация парадоксальная — детям запрещают смотреть любовные сцены по телевизору, ставят возрастные цензы в кино и литературе, а тут прямо под ногами — все разнообразие интимной жизни от легкодоступных «Кать» и «Оль».
— Особенно много таких зазывалок в Центральном районе, — говорит Сергей Привалов, создавший в Интернете группу по борьбе с рекламой на асфальте. — Когда около моего дома на улице Марата не осталось «живого» места, я взял баллончик с краской. В первый день закрасил 30 надписей, рекламирующих бордели. Рисовал большие красные сердечки. Это теперь мой фирменный стиль. Потом ко мне присоединился мой приятель. Появился даже азарт — кто больше закрасит. Прохожие реагируют с одобрением. Некоторые останавливаются и советуют, что нарисовать поверху этих «срамных» надписей.
Сергей выложил несколько своих «антирекламных» рисунков в Сеть и тут же получил поддержку единомышленников.
— Нас уже человек десять, но будет больше, — обещает Сергей. — Планы грандиозные: мы хотим очистить центральные районы Петербурга от рекламы «проституток». Придумываем эффективные способы борьбы. Закрашивание надписей — лишь часть нашей работы. Сейчас пошли дожди, краска быстро смывается, и объявления о секс-услугах все равно проявляются. Соскребать щитками их невозможно, это занимает слишком много времени. И на очищенном месте тут же появляется новая реклама. Трафаретчики не дремлют. За ночь только один человек способен нанести около 300 надписей. Можете представить, какие это масштабы!
По словам активистов, уже взят на вооружение московский опыт. В столице некоторые муниципалитеты, столкнувшись с тем, что привлечь к ответственности заказчика нельзя (можно поймать только «художника» — как правило, это студент или мигрант, да и тот скажет, что краски и трафарет не его, а он «просто рядом стоял»), ставят на «спам» указанный в рекламе телефон. Дозвониться до адресата невозможно. Но, чтобы сделать такое и в Петербурге, нужен административный ресурс, но пока власти не спешат применить его к «трафаретчикам».
— Поэтому мы решили указывать теперь телефоны районных администраций под рекламой борделей. Пусть клиенты заказывают себе девочек у чиновников, — усмехается Сергей Привалов. — А для пущего эффекта напишем и мобильные телефоны глав администраций. Посмотрим тогда, как быстро просуществуют эти надписи на асфальте.
Вся надежда на Путина и Украину!
Тем временем юристы ломают голову над законностью асфальтовой рекламы. «Случился юридический казус», — говорят эксперты. С одной стороны, она легальна, официального прямого запрета нет. Кодекс административных правонарушений предусматривает ответственность в виде штрафа, но только если реклама была размещена без разрешения. Но в таком случае кто должен выдавать такое разрешение? Ведь реклама на асфальте ни в каких документах не прописана. С другой стороны, по логике улицы и проспекты — городская собственность. А асфальтовое покрытие можно расценивать как недвижимость. Значит, Смольный вправе штрафовать тех, кто размещает самовольную рекламу.
— В Петербурге есть закон о благоустройстве и закон о размещении информации в неположенном месте, поэтому при желании власть может найти, за что оштрафовать, — рассказали «МК» в Питере» в одной рекламной фирме. — Поэтому мы не наносим на асфальт рекламу кредитов, финансовых пирамид, интима, стриптиза, не призываем к насилию, национальной вражде, не ведем политическую пропаганду.
Но таких законопослушных «асфальтовых» рекламщиков в Питере единицы. Основная масса безбоязненно «окучивает» дороги и улицы, фактически насильно информируя горожан о месте нахождения притонов.
— Мы не хотим, чтобы Петербург превращался в порностолицу, — говорит активист Сергей Привалов. — Если городские власти бессильны что-то сделать, значит, очищать Питер от «девочек» придется нам.
Активисты говорят, что решили действовать от обратного — если питерская власть так легко мирится с пропагандой секс-услуг, то как она заговорит, если «бордельную рекламу» будут закрашивать портретами Путина или жовто-блакитными цветами Украины? Что-то подсказывает, что в этом случае реакция чиновников будет мгновенной.
Фото: graffitiarena.ru