Медицинский лабораторный техник — профессия XXI века

Будущее практического здравоохранения страны во многом зависит от развития лабораторной диагностики

Будущее практического здравоохранения страны во многом зависит от развития лабораторной диагностики

В связи с этим нельзя переоценить роль подготовки квалифицированных специалистов — медицинских лабораторных техников. Ведь лабораторное обследование пациента имеет большое значение в постановке диагноза, наблюдении за процессом лечения и эффективностью терапии. Клиническая диагностика обеспечивает практическому здравоохранению около 80% объема объективной информации.

В будущее — с уверенностью

Без клинико-диагностических, биохимических, микробиологических анализов невозможно точно установить диагноз заболевания и, следовательно, назначить эффективное лечение, проконтролировать его на всех этапах. Профилактическое лабораторное обследование позволяет своевременно определить начало болезни и предупредить ее развитие.

Основное звено в диагностике и лечении заболеваний, мониторинге состояния здоровья человека и окружающей среды — это специалист лабораторной диагностики, медицинский лабораторный техник. Без него невозможна деятельность клинических, биохимических, микробиологических, патологоанатомических, судебно-медицинских и других лабораторий. Районные поликлиники, клинические больницы и медицинские институты, крупные диагностические центры, научно-исследовательские институты, военные госпитали, криминалистические лаборатории, центры гигиены и эпидемиологии — вот неполный перечень учреждений, остро нуждающихся в его знаниях и умениях.

Можно смело утверждать, что медицинский лабораторный техник — профессия XXI века. Наш век по праву называют столетием лабораторной диагностики, так как за последние десятилетия был открыт ряд опасных заболеваний, выявить которые можно лишь после проведения трудоемких и дорогостоящих анализов. В связи с этим роль ближайших помощников врачей — медицинских лабораторных техников — существенно изменилась. Из вспомогательного подразделения лабораторная служба стационаров и поликлиник стала одной из ведущих. Там работают специалисты, обладающие медицинскими знаниями и владеющие методами работы на высокотехнологичном оборудовании.

Сегодня обращение пациента к врачу практически всегда сопровождается посещением лаборатории. И это необходимо, ведь ранняя лабораторная диагностика позволяет своевременно выявлять инфекционные заболевания, опухоли, болезни сердца и другие болезни. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем эффективнее будет его лечение, а прогноз — благоприятнее.

Забор материала для исследования, приготовление мазков биологического материала и их окрашивание, посев материала на питательные среды, подготовка и проведение серологических реакций (с сывороткой крови), обеззараживание отработанного биологического материала, контроль над работой лабораторной аппаратуры, работа на гематологических анализаторах (определяют гемоглобин, эритроциты, лейкоциты и др.) — все это и многое другое входит в компетенции лабораторного техника. От квалификации, опыта, добросовестности и профессионализма медицинского лабораторного техника зависит правильность результатов анализа и, как следствие, постановка врачебного диагноза. Сегодня деятельность лабораторного техника не ограничивается работой с пробирками, потому что современная лабораторная диагностика — это широкий комплекс научного оборудования, позволяющий получить точную и достоверную информацию в ходе исследования. Использование компьютерной техники — неотъемлемая часть работы лаборанта.

Очень часто именно медицинский лабораторный техник оказывается на переднем крае борьбы за человеческую жизнь. Кроме того, он может определять пригодность воды, продуктов питания к употреблению, чистоту воздуха и почвы, экологию жилища. Специфика работы требует от лабораторного техника наличия определенных качеств: он должен быть спокойным, уравновешенным, аккуратным, собранным, эрудированным специалистом. Но главное — уметь работать на различных приборах, которыми оснащены современные лаборатории.

Теория и практика

Тот, кто хочет стать медицинским лабораторным техником или медицинским технологом, должен получить среднее профессиональное образование по специальности «Лабораторная диагностика». В Санкт-Петербурге это можно сделать, в частности, в СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 3». Учиться придется 3 года 10 месяцев после 9 классов школы или 2 года 10 месяцев после 11 классов. Также после 11 классов можно поступить на вечернее отделение, в этом случае срок обучения составит 3 года 10 месяцев.

Как отмечают в колледже, с каждым годом количество поступающих на эту специальность растет. Так, в прошлом году конкурс увеличился в 2,2 раза. В этом году количество учебных мест возросло в 2 раза, а число желающих стать специалистами лабораторной диагностики увеличилось в 1,5 раза.

На уроках и практических занятиях учащиеся знакомятся с основами лабораторной диагностики, без которой невозможна работа лечащего врача. Достоверность результатов лабораторных исследований зависит не только от точности проведенных анализов, но и от того, насколько правильно был подготовлен пациент к сдаче анализа, как исследуемый материал был собран и когда доставлен в лабораторию.

Основными дисциплинами, изучаемыми в данном отделении, являются методы клинических лабораторных исследований, микробиология и основы эпидемиологии, основы биохимии, химия, техника лабораторных работ, гистология. Учащиеся изучают также анатомию, латинский язык, фармакологию, гигиену, первую медицинскую помощь и другие.

В числе важных учебных предметов: медицинская паразитология, теория и практика лабораторных биохимических, гематологических, гистологических, микробиологических, общеклинических и санитарно-гигиенических исследований, физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ.

Кроме того, в учебном плане новых государственных образовательных стандартов появились такие дисциплины, как современные технологии и автоматизированные системы управления в лабораторной службе, теория и практика лабораторных медико-генетических исследований, управление качеством лабораторных исследований, управление качеством лабораторной службы, основы менеджмента, контроль качества лабораторных исследований.

В процессе обучения участвуют более 60 штатных преподавателей, а также приглашаются преподаватели медицинских вузов. Более 80% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 4 — степень доктора, 11 — кандидата медицинских наук. Также в процессе преподавания участвуют заведующие клинико-диагностическими лабораториями крупных стационаров и диагностических центров.

Колледж располагает хорошей материально-технической базой: несколькими аудиториями на 120 мест каждая, лабораториями и кабинетами, оснащенными новейшей аппаратурой и современным оборудованием. В учебном заведении имеются компьютерные классы, где в учебный процесс широко внедрена современная компьютерная техника. Материальная база обновляется ежегодно. За последние 3 года полностью переоснащены 5 клинических лабораторий колледжа.

— Основой профессиональной образовательной программы третьего поколения является практикоориентированность подготовки специалистов по «лабораторной диагностике», составляющая до 70% от общего объема подготовки. Это дает возможность выпускникам быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, — рассказывает директор колледжа Мальвина Горбачева.

На практике будущих лабораторных техников учат проводить клинические анализы (от забора материала до интерпретации результата), диагностировать заболевания по результатам лабораторных исследований, готовить для работы реактивы и питательные среды, исследовать факторы окружающей среды — продуктов питания, воды, почвы, воздуха.

За время обучения будущие специалисты должны получить еще и навыки самообразования. Ведь медицина не стоит на месте, постоянно появляются новые технологии и оборудование. Современные лаборатории все больше приобретают черты автоматизированных комплексов современных молекулярно-биологических исследований. И в дальнейшей самостоятельной жизни диагностам придется осваивать все более сложную технику и способы диагностирования.

Молодым специалистам

Сейчас на рынке труда в Санкт-Петербурге — дефицит специалистов в этой области, поэтому проблем с трудоустройством у них нет. Средняя заработная плата постепенно растет в соответствии с нормативами оплаты труда. Колледж направляет старшекурсников на производственную практику в клинико-диагностические лаборатории лечебно-профилактических учреждений города, где после окончания учебы им предлагают работу. Также учебное заведение проводит ярмарки вакансий, на которые приходят представители клинико-диагностических лабораторий ЛПУ и предлагают работу выпускникам. Таким образом, ребята получают выбор по условиям работы, зарплате, социальному пакету, современному оснащению, перспективам повышения. В результате 100% выпускников находят работу по данной специальности.

Многие выпускники по окончании колледжа продолжают образование в вузах Петербурга. Причем лучшим выпускникам Комитет по здравоохранению городской администрации по рекомендации колледжа выдает направления в рамках целевой подготовки для внеконкурсного поступления в Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет и Санкт-Петербургскую государственную химико-фармацевтическую академию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру