И кубок наш: в последнем матче сезона «Зенит» оформил дубль в «Лужниках»

После проигрыша «Балтики» питерской команде тренер калининградского клуба заявил об уходе

Как это ни парадоксально, но в активе «Зенита» до начала нынешнего сезона побед в чемпионатах страны было вдвое больше, чем в кубковых турнирах: 10 против 5. В драматичной концовке прибавилось и еще одно чемпионство. Ждали еще один Кубок России. Ведь в нынешнем году отмечались две важные даты.

После проигрыша «Балтики» питерской команде тренер калининградского клуба заявил об уходе
Кубок России в руках Сергея Семака. Фото: fc-zenit.ru

ПАМЯТЬ О ПЕРВОМ ТРОФЕЕ

Для пережившего блокаду Ленинграда победа в финале Кубка СССР — 1944 над ЦДКА (Центральный дом Красной армии. — Прим. ред.) была настоящим чудом. Основные игроки «Зенита» в самом начале вой­ны были эвакуированы в Казань, а затем перебрались в подмосковный поселок Подлипки. Потом ставший городом населенный пункт переименовали в Калининград, а сейчас он называется Королев. Лишь в середине 1944‑го команда собралась в родном городе.

Все кубковые матчи проходили в Москве. Уже в 1/16 финала ленинградцы победили московское «Динамо», что по тем временам было сенсацией. Затем взяли верх над динамовскими командами из Минска и Баку. Настоящим испытанием стало полуфинальное противостояние со «Спартаком». В первом матче москвичи вели — 2 : 1, и лишь за две минуты до финального свистка «Зенит» сравнял счет. По регламенту была назначена переигровка, и решающий гол в ворота «Спартака» ленинградцы забили на 117‑й минуте повторного матча.

Как вспоминал капитан «Зенита»-1944 Иван Куренков, сил на финал практически уже не оставалось, и первый тайм армейцы выиграли. В перерыве в зенитовскую раздевалку пришел нарком оборонной промышленности (это ведомство и представлял питерский клуб) Дмитрий Устинов. Ленинградец, бывший директор завода «Большевик», ставший затем маршалом и министром обороны СССР. В августе 1944‑го Устинов наблюдал за матчем из ложи для почетных гостей, где преобладали высокие армейские чины.

Да и стадион, по рассказам очевидцев, болел за ЦДКА. Армейский клуб в предпоследний год Великой Отечественной вой­ны ассоциировался с победами Красной армии. В перерыве Устинов принес в раздевалку витамин С и заставил футболистов его выпить. Никакой допинг не оказал бы такого действия, как аскорбинка, на изголодавшихся и обессиленных ленинградских футболистов. Как вспоминал Куренков, он на долгие годы запомнил ощущение нахлынувшей энергии.

Чествование обладателей Кубка СССР проходило в Мариинке, тогда — Кировском театре. Зенитовцев наградили кожаными пальто. Это был поистине роскошный подарок для футболистов. Не забывайте, шла вой­на.

БЕНЕФИС ПАНОВА В «ЛУЖНИКАХ»

Если о первом трофее в преддверии нынешнего кубкового финала практически не вспоминали, то обладателей Кубка России чествовали на «Газпром Арене» перед игрой с «Ростовом». Четверть века назад в Питере перед кубковым финалом царил настоящий ажиотаж. Казалось, весь город устремился в Москву, чтобы поддержать коман­ду Анатолия Давыдова. Для трех тысяч фанатов выезд организовал «Зенит». Клуб даже договорился о дополнительном составе на Москву. Для более состоятельных и занятых поклонников команды организовали чартерные авиарейсы.

В те годы журналисту не составляло труда купить билет из брони, но 25 мая 1999 года их не было и не предвиделось. Даже в общие вагоны. Автора этих строк выручил знакомый болельщик, который завел как раз в общий вагон, уже под завязку забитый фанатами «Зенита» (несколько дембелей смотрелись в нем явно инородными существами) и усадил у окошка. На каждой нижней полке, рассчитанной на трех человек, располагались по пять-шесть, забиты были вторые и даже третьи.

Всеми возможными и невозможными путями на финал Кубка России добрались 10 тысяч питерских болельщиков. Это потом уже будут массовые выезды в Раменское, Манчестер и Монте-­Карло, а в мае 1999‑го был установлен первый рекорд. По официальным данным, на матче присутствовали 22 тысячи зрителей, но с пресс-­трибуны казалось, что зенитовских фанатов намного больше, чем динамовских.

В первом тайме «Динамо» повело в счете, но после перерыва ситуация кардинально изменилась. Сначала Александр Панов отличился дублем, а затем Роман Максимюк забил в ворота «Динамо» третий гол. Увидев на табло счет 1 : 3, питерские журналисты устроили настоящие пляски на столах в ложе прессы. Московские коллеги смотрели на нас как на сумасшедших, но мы радовались первой в новейшей российской истории знаковой победе «Зенита».

ЗАЧЕМ ВАМ КУБОК?

После этого у «Зенита» были еще три победы в финалах Кубка России. Дважды удавалось сделать дубль, выиграв и Кубок, и чемпионат. В 2010‑м — при Лучано Спаллетти и в ковидном 2020‑м — уже при Сергее Семаке. Оба раза в финале питерцы считались безоговорочными фаворитами. В 2010‑м соперником была вылетавшая из Премьер-лиги новосибирская «Сибирь», а через 10 лет — выступавшие еще в первой лиге «Химки». И оба раза судьбу встречи решал единственный гол, забитый с пенальти. Героями встречи становились Роман Широков и Артем Дзюба. В Кубке фаворитов по определению не бывает.

Вот и 2 июня «Зенит» встречался с вылетевшей из РПЛ калининградской «Балтикой». По мнению многих экспертов, и вылетела команда Сергея Игнашевича потому, что не стала проводить ротацию состава на кубковые встречи и не сосредоточилась на борьбе за выживание. На прощание калининградцы наверняка хотели громко хлопнуть дверью. Тем более что уже появилась информация о том, что команду покидают и главный тренер Игнашевич, и лучшие игроки. Ярко проявившего себя по ходу нынешнего сезона голкипера Евгения Латышонка даже сватают в «Зенит».

«Ну зачем вам еще и кубок нужен? — настойчиво интересовались у журналиста «МК в Питере» во время предматчевых мероприятий калининградские коллеги. — А у нас вообще ни одного трофея за всю историю клуба не было».

Добраться из Калининграда в материковую Россию сейчас очень сложно. Организовать массовые выезды на автобусах и дополнительных поездах клуб из западного анклава никак не мог. Да и футболисты прилетели с двухчасовым опозданием.

В пресс-­центре «Лужников» журналисты терпеливо ждали предматчевую тренировку и пресс-­конференцию Игнашевича. Главный тренер «Балтики» опроверг информацию о том, что он уже ушел. Сказал, что переговоры будут проведены после финала, причем результат матча на них никак не повлияет.

ФИНАЛ ПОНРАВИЛСЯ ВСЕМ

Руководители РФС предприняли колоссальные усилия, чтобы заполнить «Лужники». Это на финале «Зенит» — «Спартак» и даже «Спартак» — ЦСКА без всякой рекламы был бы аншлаг, а кто придет на игру двух провинциальных команд, одна из которых вылетела из элитного дивизиона? Привлекали народ различными активностями. В субботу, за день до матча, был проведен День футбола, где можно было и поиграть, и поучиться играть, и взять автографы у звезд. Журналисты могли даже спокойно пообщаться с руководителями отечественного футбола.

В воскресенье культурно-­развлека­тельная программа продолжилась. У памятника В. И. Ленину было проведено чирлидерз-шоу (выступление групп поддержки спортивных команд). По соседству, сменяя друг друга, развлекали публику сразу пять диджеев. Продолжались автограф-­сессии и импровизированные матчи на мини-футбольных полях. В результате посмотреть финал Кубка России собрались почти 42 тысячи зрителей, и букмекерская компания, являющаяся титульным спонсором турнира, перечислила в благотворительные фонды свыше 12 млн руб­лей.

Не разочаровал и сам футбол. В первом тайме калининградцы осчастливили жаждавших увидеть триумф своей команды журналистов. Да и группа поддержки «Балтики» численностью и громкоголосостью превосходила питерскую, на массовости которой, конечно же, сказалось введение Fun ID. На все предыдущие стадии Кубка пропускали и без паспорта болельщика, но не на финал.

Поначалу надежды калининградских коллег сбывались. В первом тайме номинальные хозяева поймали «Зенит» на контр­атаке, и Алекс Фернандес открыл счет. Забил, как говорят, «в раздевалку». Второй тайм удивительно напоминал чемпионскую игру с «Рос­товом». Заиграл «Зенит», только пропустив мяч в свои ворота. На протяжении 45 минут калининградцы практически всей командой помогали Латышонку держать ворота на замке. Семак попытался освежить игру заменами, и вышедший на поле Александр Ерохин даже забил. Только в дело вмешался VAR, зафиксировавший в этой атаке нарушение правил со стороны полузащитника, и гол был отменен.

До сенсации оставалось чуть больше 10 минут, когда «Зенит» ­все-таки дожал соперника. После какого уж по счету углового подключившийся к атаке центральный защитник Нино подкараулил отскок и переправил мяч в сетку. Счет сравнялся. По регламенту в Кубке России нет дополнительного времени, и калининградский коллега уже прикидывал, кто же будет исполнять послематчевые пенальти. Похоже, и зенитовцы на них настраивались. Уже в компенсированное время на поле вышел Вильсон Изи­дор, забивший в послематчевой серии ЦСКА. Вся пятерка штатных пенальтистов была на поле, но один из них, Нуралы Алип, решил, что до лотереи при наличии в воротах соперников Латышонка доводить дело не стоит, и забил головой на шестой компенсированной минуте.

Алип Нуралы и Нино — авторы засчитанных голов. Фото: fc-zenit.ru

«Балтика» успела еще провести несколько атак, и на розыгрыш углового во владения своего старого знакомого Дениса Адамова пришел Латышонок. Оба они воспитанники академии «Краснодара». Только, похоже, «Зенит» в этом сезоне поймал победный фарт, и за восемь дней оформил дубль. А с учетом победы в Суперкубке на старте сезона в серии пенальти над ЦСКА — даже хет-трик.

Калининградские болельщики на прощание подняли баннер: «Игнашевич, не уходи! Без тебя «Балтика» осиротеет». А питерские фанаты ликовали вплоть до окончания церемонии награждения. Несмотря на обещание, данное на пресс-­конференции, Игнашевич объявил об уходе сразу после финального свистка. И никаких переговоров!

Об игровых проблемах команды Семака будем размышлять позже, а сейчас есть повод для радости: кубок наш! Вот только ­почему-то такой радости, как четверть века назад, не было. Тогда в победную раздевалку запустили разделить триумф с командой и даже пригубить шампанское из кубка всех приехавших питерских журналистов, а сейчас горстку избранных. Да и пообщаться в смешанной зоне удалось только с Ерохиным и Денисом Адамовым. Иначе вели себя калининградцы. Они хоть и были расстроены результатом матча и отставкой Игнашевича, но от общения не отказывались: поговорить удалось практически с половиной команды.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 5 июня 2024

Заголовок в газете: И кубок наш

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру