Грустные «мишки» и золотой Ягудин: как прошел «Русский вызов» в Петербурге

В минувшую субботу в Санкт-­Петербурге прошел турнир по шоу-программам «Русский вызов». Дворец спорта «Юбилейный» собрал на своем льду лучших действующих и уже завершивших карьеру фигуристов.

Грустные «мишки» и золотой Ягудин: как прошел «Русский вызов» в Петербурге
Алексей Ягудин во второй раз победил на «Русском вызове». Фото: vk.com/alexyagudin

Для российских спортсменов турнир текущего сезона стал вторым в истории. И если в прошлом году регламент был несколько скомканным, то в этом организаторы подошли к мероприятию со всей ответственностью. Допуск к соревнованию могли получить действующие или завершившие карьеру фигуристы, а важным критерием участия стал отборочный этап.

В сезоне‑2023/24 организаторы турнира в качестве основной темы выбрали русскую культуру. Все участники должны были подготовить ранее не презентованный номер, отражающий культурные или исторические особенности России.

Страсти начали кипеть еще на этапе отбора спортсменов. Накануне турнира питерская фигуристка Станислава Константинова расстроила своих фанатов в социальной сети, сообщив, что не примет участие в «Русском вызове». Организаторы назвали ее номер не соответствующим тематике и «пустым», а катание — низкоскоростным. Стася вышла к подписчикам в заплаканном виде: она долго готовила программу и планировала выступить на большой публике впервые за два года. Фанаты успокоили свою любимицу и вручили ей подарки в качестве утешительного приза.

Освистанный Безруков

И вот 9 марта Дворец спорта «Юбилейный» превратился из соревновательного катка в съемочную площадку. Казалось, будто зрители попали на шоу вроде телевизионного «Ледникового периода».

В состав жюри соревнования вошли хореограф Егор Дружинин, артист балета Кимин Ким, актриса Виктория Исакова, оперная певица Аида Гарифуллина, балетмейстер Борис Эйфман, актер Сергей Безруков и хореограф Алла Сигалова.

Анастасия Мишина, Сергей Безруков и Александр Галлямов. Фото: t.me/gallyam2022

Что интересно, организаторы турнира не задействовали в судейской комиссии ни одного профессионального фигуриста. Надо отметить, это довольно странное решение: люди не из фигурного катания незнакомы с карьерой спортсменов и, как следствие, не всегда могут в полной мере понять идею номера. Вспомним хотя бы спорную ситуацию с оценкой программы Матвея Ветлугина в прошлом году. Тогда «не фигурные» судьи попросту не поняли задумки спортсмена и его команды, и идея, которую в узком кругу фигуристов называли гениальной, попала лишь в конец турнирной таблицы.

На этот раз без скандалов тоже не обошлось. Например, актрисе Исаковой «не хватило харизмы» в номере Михаила Коляды и его супруги Дарьи. Если ­кто-то не в курсе, напомним, лучшими работами артистки, по мнению пользователей онлайн-­кинотеатров, являются роли в сериалах «Нежность», «Доктор Живаго» (2005 год), «Оттепель», «Эпидемия», «Братья Карамазовы» и так далее.

А Сергей Безруков раскритиковал Андрея Мозалева, перевоплотившегося в образ «Черного человека» из одноименной поэмы Сергея Есенина за… черную рубашку. К слову, стихи, под которые откатал программу фигурист, озвучивал как раз Безруков.

Но потом досталось уже самому артисту. Посмотрев программу Дмитрия Алиева под песню Владимира Высоцкого «Моя цыганская», Безруков не оценил ни сальто назад, ни другие элементы, исполненные фигуристом. Актер, который в кино сыграл не только бандита Сашу Белого и поэта Сергея Есенина, но и певца Владимира Высоцкого, назвал фигуриста «большим мастером», однако номер раскритиковал. Он заявил, что Алиев изображал «алкоголика», а программа должна была быть более драматичной. После этого зрители освистали актера, в ­какой-то момент заглушив его речь.

Безусловно, член жюри имеет право на собственное мнение. Но складывалось впечатление, что порой они оценивали все, кроме самого катания фигуристов. С другой стороны, если бы в кресле Аллы Сигаловой сидела Татьяна Тарасова, а вместо Егора Дружинина оценки раздавал Илья Авербух, из гала-вечера турнир мог бы превратиться в разбор полетов. Хотя что в этом плохого?

От Мымры до Шарикова

На «Русском вызове» первыми на лед вышли Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано. Танцоры исполнили зажигательную программу под хит «Король Оранжевое Лето» группы «Браво». После в образе Николая Васильевича Гоголя перед судьями и зрителями предстал Макар Игнатов. Он умудрился не только сделать акробатическое колесо, но и прямо на льду сжечь второй том «Мертвых душ».

Елизавета Шанаева и Павел Дрозд в качестве идеи для программы взяли фильм «Служебный роман»: ученики Александра Жулина рассказали на льду историю любви Мымры и Новосельцева.

Тему русской культуры продолжил Роман Савосин, перевоплотившийся в главного персонажа повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Первую слезу за вечер зритель пустил во время выступления Ксении Синицыной. В качестве идеи для номера спортсменка взяла историю Тани Савичевой — девочки, которая вела дневник во время блокады Ленинграда. Сама Ксюша рассказала, что посвятила программу всем блокадным детям, а кататься без слез на глазах у нее получилось не с первого раза.

«Уникальная, неповторимая. Только ей одной присуща эта индивидуальность. Она чувствует и знает каждый звук любого произведения», — сказала Тарасова после выступления Ксении.

К теме Великой Отечественной вой­ны обратился и Евгений Семененко, исполнивший программу под песню Марка Бернеса «Журавли».

Ледовые страдания

Если первое отделение порадовало зрителя разнообразием идей, то во втором начались сплошные «страдания»… Под лирические композиции катали все: Александра Степанова — Иван Букин, Евгения Медведева, Виктория Синицина — Никита Кацалапов, Евгения Тарасова — Владимир Морозов, Елизавета Туктамышева, Оксана Домнина — Максим Шабалин и Мария Петрова — Алексей Тихонов.

Гоголь и Бендер в исполнении Игнатова и Галлямова. Фото: t.me/gallyam2022

Так, серебряный призер Олимпиады в Пхенчхане Евгения Медведева откатала под вокал члена жюри Аиды Гарифуллиной. Но победу ей это не принесло. Синицина и Кацалапов выбрали для программы песню «Паромщик», известную в исполнении уехавшей из России певицы. Петрова и Тихонов «пересказали» мультфильм «Ежик в тумане» под музыку Шопена, а Домнина и Шабалин выбрали для своего номера песню Пелагеи «Тропы». Программа Тарасовой и Морозова была поставлена на музыку, прославляющую пару Белоусова — Протопопов.

В ­какой-то момент автору этих строк захотелось даже уйти с трибуны: программы фигуристов создали по-настоящему депрессивную атмосферу в зрительном зале. В итоге программы слились воедино и перестали восприниматься как отдельные постановки.

«Неужели тема России у всех ассоциируется со страданием?» — подумала я…

Но тут на лед вышли Анастасия Мишина и Александр Галлямов. «Мишки» зажгли в образах Эллочки-­людоедки и Остапа Бендера из «12 стульев». Программа учеников Тамары Москвиной стала дуновением свежего воздуха, развеявшим тоску. Но радость Насти с Сашей была недолгой. Во время объявления оценок Галлямов стоял мрачнее грозовой тучи: приз от СМИ — это явно не то, на что рассчитывали фигуристы.

«Старичкам» везде у нас почет

Завершил турнир олимпийский чемпион Алексей Ягудин. Как всем известно, Леша может все. И он доказал это на «Русском вызове». Фигурист катался и одновременно читал стихотворение Роберта Рождественского «Мгновения». Песню на это произведение все мы знаем как титровый саундтрек к советскому сериалу «Семнадцать мгновений весны».

Как ни странно, но настоящее шоу началось после выступления спортсменов — во время выставления оценок. Большинство голосов, как и в прошлом году, судьи отдали Ягудину. То ли за выслугу лет Алексей получил первое место и 5 млн руб­лей призовых, то ли жюри никого, кроме Ягудина, не знало… В кулуарах недовольные шептались: мол, первую строчку могли бы отдать и молодой крови. Тем более номер Ягудина не был лучшим.

Второе место заняла Елизавета Туктамышева.

Третье место поделили пары Домнина — Шабалин, Петрова — Тихонов и одиночница Ксения Синицына. Если к Ксюше вопросов не было ни у кого, то что делает бронза в руках у Оксаны с Максимом и Марии с Алексеем? Видимо, судьи оценили не столько их номера, сколько былые заслуги.

В итоге «Русский вызов» показал, что организаторам шоу стоит серьезно пересмотреть систему оценок. А также посадить в жюри парочку фигуристов. Может, тогда судьи перестанут восхвалять хорошо им знакомых «старичков» и ругать «молодежь»? Иначе турнир по шоу-программам рискует превратиться в очередной «Ледниковый период». Никакого спорта, только шоу-бизнес.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру