Хорошо, что у наших фигуристов есть возможность выступать в ледовых шоу, где и заработать можно, и порадовать публику, для чего совершенно не обязательно исполнять элементы ультра-си. С Елизаветой Туктамышевой корреспондент «МК в Питере» побеседовал в олимпийском дворце спорта «Айсберг» в Сочи, где гастролировала труппа Ильи Авербуха.
«Форсировать подготовку не стоит»
— Чем порадовали сочинскую публику, выступая в шоу Ильи Авербуха «Письма любви»?
— Исполняла два номера: «Кумпарситу», которую впервые показала на турнире шоу-программ «Русский вызов», и «Снег», который зрители впервые увидели на показательных выступлениях в Санкт-Петербурге в конце прошлого сезона.
— Успевали при этом отрабатывать соревновательные программы нынешнего сезона?
— Если есть желание, возможность накатывать программы найдется всегда. Пока работа идет в плановом режиме, и форсировать подготовку к сезону не стоит.
— Частенько вы меняли программы по ходу сезона. В этом году определились сразу?
— Для короткой программы изначально планировали адаптировать «Кумпарситу». Так бывает с показательными номерами. Потом нашли музыку, и появилось «Небо». Менять эту программу совершенно точно не будем. Она очень удачная и соответствует моему настроению. В произвольную, возможно, внесем какие-то изменения, но саму программу менять не планируем. Она мне тоже очень нравится.
— Сейчас, когда позади полтора десятка лет соревнований на самом серьезном уровне, постановки программ занимают меньше времени?
— Время работы над программой не зависит от возраста и опыта. Важно, насколько хороший контакт фигуриста и постановщика. Если мы чувствуем и понимаем друг друга, все происходит достаточно быстро.
— С кем из постановщиков у вас было стопроцентное попадание в работе?
— Очень легко работать с Ильей Авербухом. Мы всегда на одной волне и быстро находим нужные решения. Хотя и с остальными постановщиками проблем, как правило, не возникает. Очень интересно было работать с венгерским постановщиком Адамом Соля.
«Посмотрим, что будет в новом сезоне»
— Почему на контрольных прокатах сборной вы не рискнули пойти на тройной аксель?
— Была не в той форме, чтобы демонстрировать максимальный технический контент. На контрольных прокатах этого и не требуется.
— После поднятия возраста перехода из юниоров во взрослые у вас появляется прекрасный шанс стать лидером мирового женского фигурного катания. Это вдохновляет на продолжение карьеры или санкции по отношению к российским фигуристам перевешивают?
— Лидером мирового фигурного катания себя точно не почувствовала. В России есть девочки моложе меня, которые не собираются сдавать позиции. А бан, к сожалению, перекрывает любые моменты, связанные с введением нового регламента соревнований.
— Вы следите за международными турнирами?
— Конечно! Нужно знать, что происходит в мире фигурного катания. Открытием прошлого сезона стал чемпион Европы француз Адам Сяо Хим Фа. Рада за своих многолетних соперниц Каори Сакамото и Маи Михару. Посмотрим, что будет в новом сезоне.
«Всегда буду рада кому-то помочь»
— Фигурное катание сейчас изменит вектор развития или по-прежнему будут появляться девочки, осваивающие четверные прыжки в 12 лет?
— Мне кажется, все будет так, как сейчас. По крайней мере, в России будут появляться девочки, демонстрирующие четверные прыжки в раннем возрасте. Хотя нужно выстраивать систему подготовки так, чтобы они не исчезали в 16–17, а учили в этом возрасте многооборотные прыжки.
— Можно ли сохранить сложнейший контент к 17 годам, если освоить его в 12–13?
— Можно. Ведь и я выучила тройной аксель очень рано. Просто потом был перерыв, когда я его не делала. Нужно просто очень грамотно следить за тем, чтобы не перегружать растущий организм девочек, беречь колени и спины.
— Помните ощущения от своего дебютного чемпионата России в Казани, когда вам было 12 лет?
— О чем тогда думала, не помню, столько лет прошло! Помню только, что хотела откатать свои программы чисто и порадовать тренера. Более глубоких мыслей от 12‑летней девочки, наверное, ожидать не стоит.
— Вы пробовали свои силы в качестве телекомментатора на чемпионате Европы — 2020 и многих турнирах в России. Взгляд из комментаторской кабины помогает в работе над своими программами?
— Скорее развивает в целом, позволяет глубже понять фигурное катание. Для меня работа комментатором была просто интересным опытом.
— Задумываетесь над тем, чем будете заниматься после завершения карьеры?
— Пока нет. После завершения карьеры и подумаю.
— Не видите себя в качестве функционера, способного отстоять интересы российских фигуристов?
— Все может быть. Всегда буду рада кому-то помочь.