МЕДВЕДЕВ ЗАИНТРИГОВАЛ ПУБЛИКУ
На протяжении двух последних десятилетий вратарская позиция в «Зените» не считалась проблемной. С тех пор, как Вячеслав Малафеев выиграл конкуренцию за пост номер один у Романа Березовского и Дмитрия Бородина, нынешний заместитель спортивного директора клуба был не только надежным дублером Игоря Акинфеева в сборной, но и замком на воротах питерского клуба.
Затем Малафеева в качестве основного голкипера «Зенита» сменил найденный в скромном греческом клубе «Ксанти» Юрий Лодыгин, выигравший конкуренцию за место в основе у завершавшего карьеру ветерана. И в сборную России Лодыгин очень быстро получил вызов. Он даже не стал рассматривать альтернативный вариант с греческой.
Нынешний основной голкипер «Зенита» Андрей Лунев пришел в команду из не менее скромной «Уфы» при Мирче Луческу, очень быстро став любимцем питерских болельщиков. Не заставил себя ждать и вызов в национальную сборную, где Луневу даже отводилась роль наследника Акинфеева. Вратарь республики после домашнего чемпионата мира объявил о завершении карьеры в национальной команде, сосредоточившись на выступлениях за ЦСКА.
Поиск голкипера в преддверии возвращения в Лигу чемпионов, о котором объявил генеральный директор «Зенита» Александр Медведев, стал неожиданностью. Особенно заинтриговала информация о том, что переговоры ведутся с вратарем из зарубежного клуба. В условиях лимита на легионеров вратарская позиция во всех командах РПЛ является «российской». Даже Маринато Гильерме оформили паспорт, и он стал конкурентом Луневу в борьбе за звание вратаря республики.
ЛОДЫГИНА ПОГУБИЛ ВАРЯГ
При всех различиях историй Лодыгина и Лунева в них прослеживается одна сценарная линия: неожиданное для многих появление в составе российского топ-клуба, быстрый взлет, за которым следует приглашение в сборную — и спад, который проявляется в череде необъяснимых для голкиперов высокого класса ошибок. В случае с Лодыгиным случившемуся есть объяснение. Приглашенный Андре Виллаш-Боашем тренер вратарей Вил Корт решил сделать из российского голкипера второго Мануэля Нойера.
Действовать в стиле знаменитого немецкого вратаря Юрий не сумел. Как ни старался другой тренер вратарей, Михаил Бирюков, объяснить португальскому боссу, что игра Лодыгина будет гораздо эффективнее, если развивать его сильные качества, мнение варяга, который, кстати, никогда не играл на профессиональном уровне, перевесило. В результате «Зенит» и сборная России потеряли вратаря.
Румынский мэтр Мирча Луческу, который привез из Донецка своего тренера вратарей, поначалу вообще долго выбирал между Лодыгиным и Михаилом Кержаковым. Затем ему это надоело, и он настоял на покупке Лунева. Воспитанник московского «Торпедо» к тому времени не так уж долго играл в премьер-лиге, но тренерскому штабу «Зенита» приглянулся. По мнению известного в прошлом советского вратаря Владимира Пильгуя, который работал с Луневым в юношеских командах «Торпедо», у Андрея есть хорошая школа и необходимый голкиперу характер.
СЕМАК ПРИЗНАЛ ОШИБКИ ЛУНЕВА
Чем же тогда объяснить нестабильность Лунева в прошлом сезоне? Бывало, он ловил кураж и тащил «мертвые» мячи. В 44-х матчах за «Зенит» и трех за сборную Андрей в 25 оставался «сухим». Именно вратарские подвиги Лунева обеспечили питерскому клубу домашнюю победу над пражской «Славией» в Лиге Европы, которая обеспечила путевку в плей-офф. Эффектные матчи чередовались при этом с провальными. Особенно запомнился декабрьский поединок с «Рубином». Ошибки Лунева на варяга не спишешь.
В тренерской бригаде вратарей «Зенита» Бирюкову сейчас помогает Юрий Жевнов. Он был дублером Малафеева и хорошо знает, что нужно вратарю питерского клуба. А Лунев тем временем продолжает ошибаться. Он проиграл конкуренцию Гильерме в сборной, а в принципиальном матче за Суперкубок против «Локомотива» из трех пропущенных голов, по мнению экспертов, в двух виноват голкипер «Зенита». Да и пропущенный в стартовом матче чемпионата страны против «Тамбова» мяч не был из разряда неберущихся.
Оставим за кадром даже неприятную историю со скандалом на стойке регистрации в московском аэропорту, когда стражи порядка забрали слегка не рассчитавшего дозу алкоголя вратаря в отделение. Лунев отделался штрафом, а пиар-служба «Зенита» смогла погасить даже не вспыхнувшие страсти. Главный тренер питерского клуба Сергей Семак продолжает доверять Луневу, даже признав скрепя сердце его ошибки.
Опытный Михаил Кержаков, продливший контракт с «Зенитом», довольствуется ролью дублера, а Егор Бабурин, который провел прошлый сезон в аренде в «Рубине» и не сумел выиграть конкуренцию за место в основе, отправился в «Ростов». Какая же роль отводится новобранцу из зарубежного клуба и кто этот таинственный вратарь пусть не республики, а города? Оказывается, 24-летний Александр Васютин.
САВИНСКИЕ ТРАДИЦИИ ЖИВЫ
В академии «Зенита» регулярно готовят хороших вратарей. Традиции, заложенные еще Владимиром Павловичем Савиным, воспитавшим не только Малафеева, но и целую плеяду игравших в элитном российском дивизионе вратарей, живут, несмотря на постоянное желание руководителей клуба внедрить «передовые зарубежные методики».
Блеснув на Мемориале Гранаткина, где он продемонстрировал отличную реакцию и потрясающее хладнокровие, Васютин получил приглашение в зенитовскую «молодежку». Лучано Спаллетти его даже на сборы «основы» привлекал.
Только шансов стать даже номинально вторым вратарем при зарубежных тренерах у воспитанника питерской академии практически не было. Многие молодые вратари в такой ситуации соглашаются сидеть на дальнем конце скамейки, получая вполне приличную зарплату. Васютин предпочел уехать за игровой практикой в Лахти. Одноименный финский клуб взял его в аренду. Питерский голкипер был признан лучшим вратарем финской лиги, и руководители «Лахти» охотно продлевали с ним арендное соглашение.
Летом прошлого года уже в статусе свободного агента Александр перешел в норвежский «Сарпсборг-08». По собственному признанию, зарабатывал даже меньше, чем его коллеги в ФНЛ, но зато сыграл со своим клубом в групповом турнире Лиги Европы. Норвежская команда, во многом благодаря уверенной игре российского голкипера, в раунде плей-офф дважды переиграла «Маккаби» из Тель-Авива.
И в групповом турнире Лиги Европы Васютин был заметен. Один из его сейвов был отмечен УЕФА и включен в Топ-10 вратарских спасений. В Норвегии Александр приобрел неоценимый опыт, да еще и иностранные языки подучил. Селекционерам «Зенита» не пришлось долго искать очередного кандидата на очередную проблемную позицию. Просто пришлось заплатить за своего воспитанника 600 тысяч евро.
Правда, у тренерского штаба «сине-бело-голубых» теперь будут проблемы с выбором основного стража ворот. Это только Малафеев с Камилом Чонтофальски при острейшей конкуренции за место в стартовом составе сохраняли между собой по-настоящему дружеские отношения. Другой такой случай в последние годы в РПЛ припомнить сложно. Лунев, как показали последние матчи, вообще очень остро реагирует, когда проигрывает конкуренцию, и допускает ошибки, которые оборачиваются поражениями команды.
НА ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ РАССЧИТАЙСЯ
К тому же есть еще и проблема третьего вратаря. Его нужно иметь в обойме обязательно. Весной 2004-го, когда были травмированы и Малафеев, и Чонтофальски, место в воротах занял 19-летний Сергей Иванов, который до этого провел всего один матч в премьер-лиге. Запасного вообще не было, и в случае травмы или удаления место в воротах готовился занять полевой игрок.
«Быть третьим непростая миссия, — заметил в давнем разговоре с корреспондентом «МК в Питере» экс-голкипер «Зенита», а ныне тренер вратарей «Сочи» Дмитрий Бородин. — Нужно быть в постоянной готовности, поддерживая форму только на тренировках. А еще излучать максимум доброжелательности по отношению к коллегам по амплуа».
Интересно, как расставят приоритеты в реестре голкиперов «Зенита» Бирюков, Жевнов и Семак? И не менее интересно, когда же руководство «Зенита» начнет доводить до основы воспитанников собственной академии, а не выкупать их у других клубов. Ведь Васютин — не единственный воспитанник академии «Зенита», который не получил даже малейшего шанса на дебют в родной команде.
В воскресном матче в Сочи ворота хозяев защищал Николай Заболотный, который за игровой практикой не побоялся отправиться даже в московский «Спартак». Основным вратарем финского клуба ХИК, который на этой неделе проведет матч второго квалификационного раунда Лиги чемпионов, стал Максим Рудаков. Он тоже, как и Васютин с Заболотным, не получил своего шанса в родном «Зените».
Вратаря города предпочитают искать где угодно, но не в собственной академии. Как, впрочем, и игроков других амплуа.