«Петербургский душитель» записал имена убитых им женщин и девочек в Молитвослов и молился за их души

«Петербургский душитель» в колонии молился за души своих жертв

18+. История Дмитро Вороненко гремела на всю страну в 2008 году. Тогда «Петербургского душителя» приговорили к пожизненному заключению за убийство четырех молодых женщин и девочек. Все они были задушены и изнасилованы. Родственники жертв умоляли приговорить маньяка к смертной казни. Спустя почти 20 лет стало известно, что были и другие жертвы.

«Петербургский душитель» в колонии молился за души своих жертв
Дмитро Вороненко нельзя назвать привлекательным, но у молодых женщин он вызывал доверие. Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

За выявленные недавно преступления Вороненко приговорили к 18 годам заключения, а по совокупности — ко второму пожизненному. О том, как удалось разговорить маньяка «МК в Питере» рассказал следователь по особо важным делам 1-го следственного отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) ГСУ СКР по Санкт-Петербургу, полковник юстиции Александр Гаврилов. Наша встреча с ним состоялась накануне Дня сотрудника органов следствия России.

Уроженец Киргизии, гражданин Украины Дмитро Вороненко на кривую дорожку, которая в итоге привела его в колонию особого режима, встал еще в детстве: в родном городе Кок-Янгак мальчик душил животных. В 1989 году в 18-летнем возрасте был осужден за кражу к 3 годам обязательных работ в Крыму. За несколько дней до освобождения украл у начальника смены телефон и бутылку алкоголя, за что получил еще 2 года обязательных работ. В 1995-м переехал в Петербург. Не имея регистрации, трудился грузчиком, сварщиком, разнорабочим на стройке. В 1998-м сел на год за «причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны». В 1999-м получил 3 года за кражи.

После освобождения на путь исправления не встал. В январе 2004 года его отправили в колонию на 5 лет и 6 месяцев за изнасилования двух девочек. Но уже в марте 2005-го вышел условно-досрочно. За хорошее поведение. В том же году он совершил первое убийство, но известно об этом стало относительно недавно. Благодаря профессионализму следователей.

Следователь по особо важным делам 1-го следственного отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) ГСУ СКР по Санкт-Петербургу, полковник юстиции Александр Гаврилов. Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

Четыре убийства

На Дмитро Вороненко следствие впервые вышло в 2007-м. В мае того года из школы не вернулась 12-летняя Лена Б.. Встревоженные родители отправились на поиски. Мать опрашивала подружек дочки, отец искал ее на улицах. По какой-то причине он решил заглянуть в подвал одного из домов. Там он нашел обнаженный труп дочери. Было понятно, что девочка подверглась и сексуальному насилию. Подозреваемого — невысокого брюнета со шрамом на лице — вычислили по камерам наблюдения. Следователи же заметили сходство убийства Лены с другим нераскрытым преступлением: в 2006-м в подвале многоквартирного дома нашли задушенной и убитой 10-летнюю Лиду П.. Девочка вышла из дома буквально на 10 минут — забрать диск у подруги.

Очень быстро полиция выяснила, что телефон Лены два дня после ее смерти регистрировался в сетях Кировского района. Начался обход. Неожиданно один из местных жителей сообщил, что знает мужчину на портрете, и сообщил, где тот живет.

Задержанный Дмитро рыдал в машине полиции, а потом начал признаваться в совершенных им преступлениях. Сообщил, что на его совести смерти не только Лены и Лиды. Он же убил 19-летнюю Катю Ф. и 20-летнюю Алену Г.. Каждый раз он действовал по одному сценарию. Девушек и девочек он встречал на улице, предлагал проводить, доводил до безлюдного места и нападал. Душил, а потом насиловал. Тела бросал на местах преступлений. Спастись удалось только одной жертве маньяка — 17-летней студентке. Она потеряла сознание, и Вороненко принял ее за мертвую. Все жертвы — блондинки невысокого роста.

Жертвами Вороненко становились юные невысокие блондинки. Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

Родные убитых женщин и девочек умоляли суд приговорить маньяка, которого СМИ уже окрестили «Петербургским душителем», к смертной казни. Гособвинение было с ними солидарно.

«Суд считает, что Вороненко справедливо заслуживает исключительной меры наказания — смертной казни», — сообщила федеральный судья Ольга Граудинь. После этих слов она напомнила присутствующим о Конвенции прав человека и о действующем в России моратории. В итоге маньяка приговорили к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Когда смотришь на фотографию маньяка, не понимаешь, как девочки и девушки могли проникнуться к нему доверием? Вороненко не назовешь невзрачным. Скорее, человеком с отталкивающей внешностью. Есть в нем что-то мерзкое… Но юные петербурженки его не боялись. Частично ответ на наш вопрос дает экспертиза.

«У Вороненко Д. выявлены следующие индивидуально-психологические особенности: стеничность, ригидность, настойчивость, доминантность. Отмечаются демонстративность, умение вживаться в различные роли, создание внешнего “фасада, образа”, направленного на завоевание симпатий, сочувствия окружения, склонность к морализаторству, умение гибко менять стиль поведения в зависимости от требований ситуации», — читаем выводы экспертов в предоставленной нам копии обвинительного заключения.

На следственном эксперименте Вороненко показал, как убивал Юлия, свою первую жертву. Этот же метод он использовал и потом. Душил всегда тем, что было надето на жертву. Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

Молитвослов как улика

История Вороненко не давала покоя следователям. Слишком уж большой был промежуток между его выходом на свободу после того, как он был осужден за изнасилования, и, как тогда думали, первым убийством девочки.

— Он освободился 3 марта 2005 года, и длительное время убийства не совершались. А потом — декабрь 2006, январь, март и май 2007-го. Слишком длительный период с марта 2005-го по декабрь 2006-го получается. Была версия, что о чем-то он все-таки не рассказал. Мы поехали к нему пообщаться. Выяснилось, что он за прошедшие в заключении годы стал верующим. В итоге он сказал, мол, ладно, расскажу, хочу снять груз с души. И он рассказал про убийство 12-летней Люды в сентябре 2006 года. Ее труп нашли в 2007-м, но тогда не связали с Вороненко, и дело об убийстве было приостановлено. Мы этапировали его в «Кресты», и уже здесь, в Петербурге, он рассказал про еще один эпизод — самое первое убийство, — про который следователи даже не знали, — рассказывает Александр Гаврилов.

После освобождения Дмитро довольно быстро нашел себе женщину и переехал к ней. Был заботлив и к ней, и к ее 12-летней дочери. Примерный семьянин, ласковый муж… А 10 ноября Вороненко с сожительницей поругались. Дмитро решил на ночь уйти из дома. Гуляя по городу, на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Генерала Симоняка приметил ссорившуюся пару. После того как мужчина ушел, Вороненко подошел утешить женщину. Та представилась Оксаной (о том, что его первую жертву на самом деле звали Юлей, маньяк узнал уже в ходе следственных действий) пожаловалась: домой после скандала идти не хочется. Дмитро купил себе и ей по банке алкогольного напитка и пригласил на прогулку. Юля довела его до своего дома, занесла сумку и вышла без нее. К этому моменту уже перевалило за полночь. Вороненко и Юля дошли до Полежаевского парка, где он купил еще по банке алкоголя. Новая знакомая рассказывала о себе, что у нее есть сын, что живет с мужчиной, с которым сейчас поссорилась… А затем, по словам Дмитро, они стали целоваться. Женщина засунула руку ему в штаны, и он решил, что будет интим. Но Юля вдруг сжала кулак.

«Все вы мужики такие, козлы, твари. Вам от девушек нужен только секс», — прокричала женщина.

В тот же момент на ее шее сомкнулись руки Вороненко. Испытав жуткую боль, он пришел в ярость и решил убить обидчицу. Когда жертва обмякла, Дмитро снял с нее сапоги, джинсы и колготки. Последние использовал в качестве удавки. Юле было 28 лет.

Во время следственного эксперимента Вороненко показал, что бросил труп первой жертвы - Юлии - неподалеку от могилы неизвестного солдата в Полежаевском парке. Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

Поняв, что жертва умерла, он оттащил ее тело и бросил его в углубление в нескольких метрах от могилы неизвестного солдата. Сверху накидал сухих веток. Подходя к выходу из парка, Вороненко понял, что где-то выронил свой телефон. Он вернулся к трупу убитой им женщины, обыскал его, нашел ее сотовый и позвонил на свой. Аппарат нашелся неподалеку от тела. Телефон Юли он позже выбросил в реку.

— В 2005 году в том парке много всего происходило. Труп Юлии нашли, но он был оформлен как неопознанный. К тому моменту биоматериалы уже разложились. Согласно заключению эксперта, это была 50-летняя женщина, которая умерла от болезни сердца. Но по билингу, периоду смерти и месту выходило, что эта та, кого мы ищем. Мы узнали, где было захоронено тело, эксгумировали, провели генетическую экспертизу по отцу и сыну, и ее результат показал, что это Юлия. Поиски тела и доказательств были достаточно долгими. У многих возникла мысль, что он просто придумал этот эпизод, чтобы подольше побыть в «Крестах» — это курорт по сравнению с колонией особого режима. Я спросил, как он может доказать свои слова. Он сообщил, что, став верующим, много молится. И в его Молитвослове перечислены имена не только умерших родственников, но и его жертв, — рассказывает Александр Гаврилов.

Первую жертву Вороненко Юлию похоронили как неопознанную. Лишь спустя 19 лет родные смогли похоронить ее по-человечески. Процесс эксгумации тела Юлии — первой жертвы Вороненко. Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

Молитвослов изъяли. И в нем на одной из страниц от руки были написаны имена. Среди них, друг за другом, список жертв: «Оксана, Елена, Лидия, Алена, Екатерина, И.К.З. Господь». Последнее, как пояснил Вороненко, означает «имя, которое знает Господь». На момент составления «поминального списка» он не знал, как звали девочку, которая стала его второй жертвой. Ее имя стало ему известно лишь спустя 18 лет после совершения убийства.

Имена всех жертв Вороненко вписал в Молитвослов. Так как Юлия представилась ему Оксаной, он так ее и записал. Не зная имени Людочки, свой второй жертвы, он записал ее как "Имя, которое знает Господь". Фото: ГСУ СКР по Санкт-Петербургу

«Умеет найти контакт»

26 сентября 2006 года Вороненко приехал в район Угольной гавани, чтобы поискать на свалке неподалеку от авторазборки деталь для машины. Найдя нужную железяку, он положил ее в сумку и тут приметил на дорожке бродившую в одиночестве девочку. В тот день 12-летняя Люда Ц. поссорилась с мамой. По словам Вороненко, у него сразу возникло желание ее изнасиловать. Он подошел к девочке сзади и, обхватив одной рукой за шею, придушил. Обмякшее тело оттащил в кусты. Там он снял с девочки розовый тканевый ремень и затянул его на горле ребенка. Эту деталь мог знать только убийца. Ремень Люде купили за несколько дней до ее убийства, и в день исчезновения он был на ней. Люду Вороненко изнасиловал дважды.

«Вороненко Д. показал, что <…> убийство Юлии было спонтанным, и совершенным им из чувства злости. А почему он решил убить малолетнюю Людмилу, и одновременно изнасиловать ее, а впоследствии совершил еще несколько аналогичных преступлений, за которые в итоге и был осужден к пожизненному лишению свободы, и что послужило толчком для всего этого, он не знает», — говорится в обвинительном заключении.

Согласно заключению экспертов, у Вороненко «выявляются клинические признаки расстройства сексуальных предпочтений (садизм), проявляющихся в виде повторных ритуализированных доминантных действий, сопряженных с гомицидным компонентом (стремлением причинить смерть потерпевшим)».

По словам Вороненко, «о совершении преступлений он сообщил следствию потому, что решил быть честным перед Богом и людьми, и рассказать обо всех своих грехах». Однако для того, чтобы сознаться в содеянном, ему нужен был приезд следователя. Он не пошел с повинной к сотрудникам колонии. За время нахождения в «Крестах» он ни разу не попросил вернуть ему молитвослов, но клянчил у всех подряд все, что мог. У оперативников — проигрыватель для DVD, у следователя — бумагу, карандаши, у адвоката – портфель и одежду. Однажды он попросил записать на диски программы и передачи, которые снимали про него.

— Когда вы с ним общались, каким человеком он показался?

— Абсолютно нормальным, вменяемым и начитанным. Он стихи, кстати, пишет. Довольно своеобразные. Он умеет найти контакт со всеми. Хотя статья неуважаемая, он довольно неплохо обустроился в колонии, в «Крестах» нашел контакт с другими.

— Могут быть еще жертвы, о которых он не рассказал?

— Убийств больше нет. Полиграф это подтвердил. Конечно, можно предположить, что он решил съездить на зону, посидеть там еще 2-3 года, а потом написать явку с повинной. Но с моей точки зрения, он не такой хитрый, так далеко не задумывается. Если бы к нему не приехали, он бы дальше и молчал.

И все же с мыслью о том, что свободы ему до конца своего века не видать, Вороненко не свыкся. Он подал прошение отправить его на СВО. Но статьи, по которым он отбывает наказание, находятся в перечне «отказных».

— Надежда на освобождение у людей всегда есть, — говорит Александр Гаврилов, — даже у пожизненников.

В этой истории есть и относительно светлые моменты. Родные Юлии М. все эти годы считали свою дочь и мать пропавшей без вести. Спустя 19 лет они смогли по-человечески похоронить родного им человека. Теперь у них есть могилка, на которую можно принести цветы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Имя, которое знает Господь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру