Асфальт с запахом клубники и дороги на десятки лет: технологии Петербурга меняют правила строительства в России

Асфальт с запахом клубники и дороги на десятки лет: технологии Петербурга меняют правила строительства в России
Фото: архив МК в Питере

Санкт-Петербург становится настоящей лабораторией дорожных инноваций, где асфальт успешно укладывают при минус 15 градусах, а мосты получают дополнительную 20-летнюю гарантию от протечек. Амбициозные планы города по созданию транспортной инфраструктуры потребовали не только строительства нового завода, но и революционных технологий, которые уже меняют стандарты дорожного строительства по всей России.

Масштабная модернизация

Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга переживает период интенсивного развития. За минувший год городские власти ввели в эксплуатацию 12 новых магистралей и развязок, провели ремонт 100 участков улично-дорожной сети и обновили 25 километров трамвайных путей. Эти достижения не только разгрузили основные городские артерии, но и создали дополнительные выходы на федеральные трассы, пишет «Ъ».

Председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Максим Молчанов отмечал, что дорожное строительство в городе продолжается интенсивными темпами. По его словам, в ближайшей перспективе усилия будут сосредоточены как на модернизации существующей дорожной сети, так и на создании принципиально новых инфраструктурных объектов.

Амбициозная программа развития включает комплекс масштабных проектов: от реконструкции действующих магистралей до строительства ШМСД, второго кольца КАД, ВСМ «Москва — Петербург», Большого Смоленского моста и трамвайной линии «Славянка». В комитете подчеркивают, что без современных производственных мощностей выполнение этих задач невозможно, а создание новых предприятий является не просто инвестициями в отрасль, но и гарантией своевременного выполнения госпрограмм.

Стратегия будущего

Растущие потребности в качественных дорожных материалах привели к принятию решения о создании нового производственного комплекса. Группа «АБЗ-1» планирует приступить к строительству предприятия в промзоне «Белоостров», получившего статус стратегического объекта. Завод должен быть введен в эксплуатацию до конца 2027 года.

Новый комплекс расположится в промышленной зоне, существующей в Белоострове с 60-х годов прошлого века. Местоположение выбрано с учетом всех норм законодательства: расстояние до ближайшего района жилой застройки составит 800 метров, а предусмотренные шумозащитные меры и системы очистки выбросов минимизируют воздействие на окружающую среду.

В настоящее время ведутся изыскательские работы, будущему проекту предстоит пройти необходимые проверки, включая экологическую экспертизу. Параллельно с его строительством будут реализованы сопутствующие инфраструктурные проекты: модернизация коммунальных сетей Белоострова и строительство новых дорог. В компании подчеркивают, что новые мощности позволят закрыть растущую потребность в качественных смесях на фоне масштабного дорожного строительства.

Новые технологии

Повышение объемов дорожных работ сопровождается ростом требований к качеству покрытий. В КРТИ отмечают, что в городе внедряются инновационные методы проектирования асфальтобетонных смесей, адаптированных к местным климатическим условиям и транспортным нагрузкам. Это позволяет увеличить срок службы дорожного полотна и сократить частоту ремонтов, снижая тем самым экологическую нагрузку.

В Петербурге уже несколько лет успешно применяются технологии укладки теплого и холодного асфальта. Эти решения не только уменьшают выбросы вредных веществ, но и продлевают срок службы покрытий. Кроме того, они снижают дискомфорт для жителей при проведении дорожных работ.

Начальник управления контроля качества и внедрения инноваций Дирекции транспортного строительства Андрей Демин объяснял, что жалобы на запах асфальта, особенно в летний период, — не редкость. Для решения этой проблемы специалисты тестировали два варианта: смеси с пищевыми ароматизаторами и теплые асфальтобетонные составы. Первые обладают более приятным запахом, вторые производятся при температурах на 20 градусов ниже обычных, что также минимизирует неприятные запахи.

Технология теплого асфальта уже доказала свою эффективность: опытный участок, уложенный более пяти лет назад при температуре минус 10 градусов, до сих пор не требует ремонта.

Революционные смеси

Для минимизации неудобств, связанных с перекрытием улиц и работой крупногабаритной техники, в Петербурге также используют инновационные холодные смеси. Разработанная специалистами АО «АБЗ-1» водоотверждаемая ремонтная смесь (ВОРС) позволяет проводить ремонт всего за 20-30 минут.

Главный технолог АО «АБЗ-1» Сергей Шибалов пояснил суть технологии: материал для дорожного ремонта набирает прочность под воздействием воды благодаря содержащимся полимерным и структурирующим добавкам. Это решение всесезонное — работы можно вести даже при минус 15 градусах. При этом смесь полностью экологична, так как не содержит органических растворителей.

Технология уже прошла апробацию на 16 участках в Санкт-Петербурге и других регионах России, подтвердив свою эффективность.

Цветной асфальт

Санкт-Петербург стал новатором в разработке и внедрении технологии цветного асфальтобетона. Сегодня в городе уже более 50 дорожных объектов с таким покрытием. Два знаковых проекта — благоустройство набережной Большой Невки и скейт-парка под путепроводом на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта — вошли в федеральный реестр лучших практик Минстроя 2024 года.

Оба объекта выполнены с использованием запатентованной технологии производства цветного асфальта на заводе АО «АБЗ-1». Ключевой компонент — прозрачное полимерное вяжущее B2сolor, разработанное научно-исследовательским центром компании. Этот материал полностью заменяет традиционный битум, сохраняя все его эксплуатационные свойства.

Заместитель директора по качеству, руководитель НИЦ «АБЗ-1» Наталья Майданова сообщила, что их технология позволяет создавать покрытия любых цветов. Такие покрытия обладают высоким коэффициентом сцепления колес с дорогой, что снижает риск возникновения аварийных ситуаций, особенно на поворотах и мокрой дороге. Цветной асфальтобетон соответствует ГОСТу, при этом материал относится к числу «зеленых», так как может быть переработан для вторичного использования и не содержит эпоксидных смол.

Инновация уже распространяется по стране. В Петербурге же недавно появилась новая цветная велодорожка в Шушарах — часть проекта благоустройства Вилеровского переулка, реализованного компанией «ДСК АБЗ-Дорстрой».

Эко-инновации

Некоторые практики, используемые петербургскими дорожниками, отмечают даже крупные экологические издания. Особого внимания заслуживает инновационный резиноасфальт, применение которого позволяет сократить выбросы углекислого газа на 10–20%. Эта технология дает старым покрышкам новую жизнь, превращая их не в опасные отходы на свалках, а в качественное дорожное покрытие с добавлением резиновой крошки.

Технологии мостов-долгожителей

Актуальная для всей России проблема — недостаточная долговечность мостовых конструкций — тоже успешно преодолевается с помощью новых петербургских технологий. По данным экспертов, средний период эксплуатации мостов до капитального ремонта составляет 30–40 лет, при этом около четверти всех сооружений находится в предаварийном состоянии.

В Петербурге, где мосты являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры, нашли решение этой проблемы. Здесь применяется инновационная система покрытия с защитным гидроизоляционным слоем из литого асфальтобетона.

Технолог Сергей Шибалов пояснил, что литой асфальт дополнительно «запечатывает» гидроизоляцию с гарантией от протечек до 20 лет и более. Эта технология значительно продлевает срок службы мостовых покрытий. Кроме того, материал успешно применяется на оживленных магистралях, в историческом центре, на трамвайных путях и в паркингах с высокой влажностью.

ГК «АБЗ-1» с успехом применяет технологии устройства покрытий проезжей части инженерных сооружений и зданий из литой асфальтобетонной смеси с 2000 года. Сегодня компания является одним из ключевых экспертов дорожной отрасли по производству и применению этого материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру