Понятие средства индивидуальной мобильности (СИМ), которое объединяет электросамокаты, сегвеи и другие электрические устройства, внесли в правила дорожного движения (ПДД) в 2023 году. Согласно правилам, СИМ могут ездить только по тротуарам и велодорожкам.
Конкуренция за тротуар
Основные споры вокруг электросамокатов разгораются из-за конкуренции, в которую с СИМ вынуждены вступать пешеходы. По ПДД, самокатчики всегда должны предоставлять своим пешим попутчикам безусловное преимущество. Но зачастую, особенно в историческом центре Петербурга, где тротуары узкие, разъехаться не получается.
Пользователи СИМ порой пытаются обогнать пешеходов, выкатывая на проезжую часть. Но тут их ждут сотрудники полиции с постановлениями об административных правонарушениях, ведь формально на дорогу самокатчик может выехать только при полном физическом отсутствии и тротуара, и велодорожки.
С тротуарами в целом понятно, они есть и заняты, с велодорожками сложнее — их не то чтобы нет: есть, но мало.
Велодорожек нет, но есть направление
Сегодня в Петербурге оборудованы для СИМ 48 маршрутов общей протяженностью чуть больше 154 км. В течение 2025 года планируется построить еще 7 км, и первые работы начнутся в ближайшие дни.
В конце июня городской центр управления парковками (ЦУП) объявил закупку на создание велодорожки протяженностью около 2,5 км вдоль Комендантского проспекта: от одноименной площади до Шуваловского проспекта. Работы должны завершиться до 15 октября.
Еще 21 километр велодорожек в шести районах города проложат до 2027 года. Всего, согласно Комплексной схеме организации дорожного движения, к 2039 году общая протяженность веломаршрутов в городе должна составить 500 км.
Вопрос в деньгах
До сих пор строительством инфраструктуры для СИМ занимался сам город. К примеру, в создание маршрута на Комендантском проспекте ЦУП потратит чуть больше 35 млн рублей.
Однако в ближайшем будущем к процессу развития велоинфраструктуры в Петербурге подключатся и сервисы проката электросамокатов. Напомним, крупнейшие кикшеринговые компании — Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент» — с 2021 года каждый сезон подписывают соглашение о правилах работы в Петербурге.
Изначально этот документ предусматривал ограничение максимальной скорости в 20 км/час для прокатных самокатов. Следом кикшеринговые фирмы договорились с администрацией города о закрытии некоторых зон полностью, например Невского проспекта и Дворцовой площади, и создании зон с пониженной (10 и 15 км/час) скоростью.
В 2024 году сервисы проката пришли к соглашению с городом о том, что центральные районы Петербурга надо закрыть для парковки электросамокатов. Теперь там можно кататься, но оставить СИМ разрешается только на границе Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов.
Дальше вновь начались обсуждения о том, кто будет финансировать развитие велоинфраструктуры в центре и других частях Петербурга.
Новое соглашение
Во второй половине июня в Заксобрании Петербурга представители городского комитета по транспорту объявили о новых договоренностях, достигнутых с кикшеринговыми компаниями.
«Мы неоднократно заявляли о готовности участия в развитии инфраструктуры для СИМ в Санкт-Петербурге, уверены, что это будет способствовать еще большему комфорту как пользователей кикшеринга, так и остальных жителей и гостей города», — рассказали представители сервиса Whoosh.
Полностью содержание новых договоренностей пока не раскрывается. Однако в общих чертах дополнения к соглашению между городом и Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент» обрисовали депутаты.
За основу взяли предложение самих сервисов проката вносить в бюджет Петербурга деньги за каждый самокат на улицах города. В нынешнем сезоне на дорогах насчитывается порядка 42 тысяч арендных СИМ. Таким образом, только за этот год казна получит около 42 млн рублей.
Кроме того, кикшеринговые компании добровольно изъявили готовность оплатить сразу и все самокаты прошлого сезона.