Петербург ждет ускорения: как в российских городах развивают скоростной общественный транспорт

Один из критериев, по которому оценивают современные города, — скорость передвижения жителей на общественном транспорте. Аналитики даже ввели отдельное понятие «скоростной общественный транспорт» (СОТ) и оценивают его доступность. Увы, последние исследования показывают, что в Петербурге СОТ есть далеко не везде.

Петербург ждет ускорения: как в российских городах развивают скоростной общественный транспорт
СИМ может стать СОТ. О чем речь? Ответ в статье. Фото: «МК в Питере»

Доступность СОТ в разных городах России исследовали специалисты консалтинговой компании Artur Consulting и СПбГУ. Чтобы избежать нездоровых перекосов, ученые сразу отказались сравнивать провинцию со столицей.

В пробках виноваты дороги

Известно, что больше всего времени на путь из точки А в точку Б уходит, если попадаешь в пробку. Чтобы люди могли быстрее доехать, власти городов строят новые дороги и развязки. И это — главная ошибка, уверены авторы исследования.

Логика ученых такая: чем больше магистралей, тем больше на них машин и, следовательно, пробок. Разорвать этот порочный круг в теории должен общественный транспорт, который сможет поспорить с личным по скорости доставки пассажиров.

Так и появился термин СОТ. К скоростному общественному транспорту ученые относят метро, автобусы, троллейбусы и трамваи. Если с подземкой все просто (чем больше денег на открытие новых станций, тем быстрее люди будут передвигаться по городу), то с наземным транспортом сложнее. Из-за тех же пробок.

Третий среди провинциалов

Казалось бы, Петербург — второй город страны после Москвы и в разнообразных рейтингах стабильно берет серебряные медали. Или даже золотые, если столица не участвует в соревновании.

Но исследователи доступности СОТ поместили наш город на третье место. Первое неожиданно заняла Казань, второе — Белгород. Масштабы, очевидно, не учитывались.

Аналитики смотрели на то, какие виды транспорта в городе есть, каков интервал движения и насколько быстро один, скажем, автобус добирается от одной точки маршрута до другой.

Так, казанские власти создали единую сеть из скоростных автобусных, трамвайных, троллейбусных и подземных маршрутов. При этом, указывают исследователи, остается нерешенной проблема устаревания подвижного состава, и местами не до конца продуманы схемы пересадок.

В Белгороде, как говорится в материалах исследования, из СОТ есть только автобусы. Но для них в центре города созданы отдельные полосы — скоростные коридоры. Белгородцы первыми в стране создали сеть таких коридоров и сейчас готовятся расширить ее на отдаленные участки своего города.

Петербург может похвастаться количеством наземного и подземного общественного транспорта. Но по-настоящему скоростным его не назвать из-за нехватки «коридоров».

Кроме того, разные виды транспорта плохо друг с другом связаны и не интегрированы в городскую железнодорожную сеть. Наконец, авторы исследования отмечают сильную загрузку отдельных маршрутов и сбои в графике движения.

А что в Москве?

Ученые не включили в рейтинг доступности СОТ Москву в основном потому, что со своим бюджетом она занялась транспортными вопросами раньше других городов и сегодня стоит в ряду европейских столиц.

С 2010‑х Москва, с одной стороны, начала внедрять СОТ, а с другой, ввела жесткую парковочную политику — ограничила возможность использования личного авто для повседневных поездок по городу.

В результате в последние семь лет количество поездок на машинах среди москвичей оставалось на прежнем уровне, а в иные годы даже сокращалось.

Новый СОТ

Автобусы, троллейбусы, трамваи и метро появились в российских городах не один десяток лет назад. Относительно недавно список СОТ пополнился новым видом общественного транспорта — электросамокатами и другими СИМ. Их уже называют транспортом последней мили.

Крупнейшие в стране кикшеринговые компании — Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент» — дали горожанам возможность сократить время в пути от дома до метро, от метро до работы и так далее. Однако, как и в случае с другими видами СОТ, действительно эффективными электросамокаты становятся при правильной организации движения. И здесь Петербург опять, увы, не в лидерах.

В той же Москве для полноценного внедрения самокатов в городскую жизнь еще в 2022 году запустили масштабный проект строительства специализированных парковок. Сегодня их в столице насчитывается больше 10 тысяч. Причем только половину построила за бюджетный счет городская администрация, вторую — сами сервисы проката.

Попутно столичные власти вместе с кикшеринговыми сервисами регулируют движение СИМ в потенциально аварийных местах, вводя ограничения скорости. Ежегодно, согласно статистике, количество медленных зон увеличивается на 10–20%.

Петербург ищет свой путь, параллельно перенимая лучшие практики. В городе появились закрытые для движения на СИМ зоны, медленные участки, на которых скорость электросамокатов автоматически снижается. С 2024 года для парковки самокатов закрыты четыре района: Адмиралтейский, Василе­островский, Петроградский и Центральный. Ездить по их территории можно, а вот закончить поездку не получится — сервис этого не позволит.

Сейчас власти Петербурга и кикшеринговые компании обсуждают детали нового соглашения, цель которого — сделать город дружелюбным к СИМ. Вариантов два. Первый — сервисы проката будут платить в бюджет за каждый выставляемый для аренды самокат, а Петербург на эти деньги продолжит развивать велоинфраструктуру. Второй — кикшеринговые компании за свой счет обустроят парковки для СИМ.

Что касается велодорожек, на сегодня их протяженность в Петербурге составляет 154 км (в Москве — 215). За 2025 год в Северной столице проложат еще 7 км велотрасс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру