Ни СИМ, ни такси
С 18 по 21 июня в Северной столице проходил Петербургский международный экономический форум. Как всегда, на эти дни в городе ввели ограничения в движении личного транспорта. Комитет по информатизации и связи Петербурга предупреждал горожан, что на время ПМЭФ могут быть сбои с оплатой проезда в наземном транспорте.
В пробках пришлось постоять и обычным горожанам, и участникам ПМЭФ. Некоторые гости форума ждали трансфер более получаса, и в итоге заказывали такси или садились на общественный транспорт.
С 18 июня заторы на дорогах доходили до 9 баллов. На юго-западе Петербурга и в районе Пулково выстраивались огромные очереди из машин и автобусов. При этом резко поднялись цены на такси: стоимость по тарифу «эконом» доходила до 1,5 тысячи рублей от аэропорта до ближайшей станции метро. Правда, из-за сбоев в работе мобильного интернета вызвать машину было непросто. В соцсетях завирусилось фото, как толпа водителей возле Пулково пытается поймать хоть какую-то сеть, чтобы получить заказ.
У людей должен быть выбор
Альтернативой общественному транспорту, чтобы проехать небольшое расстояние, могли стать СИМ. Однако на время проведения ПМЭФ в Адмиралтейском, Василеостровском, Московском, Пушкинском, Петроградском и Центральном районах Петербурга запретили езду на арендных средствах индивидуальной мобильности (СИМ). В комитете по транспорту заявили, что ограничения необходимы для усиления охраны общественного порядка и обеспечения безопасности в городе.
По мнению заместителя председателя Общественного совета при Минтрансе России Ильи Зотова, Петербургу стоит подумать об отмене такой практики, ведь большинство пользователей СИМ ездят на электросамокатах не для развлечения, а чтобы добраться из точки А в точку Б.
«Если речь идет про маршруты протяженностью до трех-четырех километров, при возможности выбора люди не будут ждать такси, они поедут на самокате. По стоимости это выйдет дешевле и будет гораздо удобнее при условии, что у человека нет объемного багажа», — сказал Зотов.
По словам эксперта, городская инфраструктура подходит для передвижения на СИМ, а люди всегда делают выбор в пользу того транспорта, который позволяет быстро добраться из одного места в другое. Для жителей городов фактор времени является ключевым.
«Если даже один человек пересядет [с личного автомобиля] на электросамокат, то мы незначительно разгрузим дороги. Но за счет улучшения инфраструктуры для СИМ и снятия ограничений во время масштабных массовых мероприятий ситуация могла бы измениться к лучшему», — считает Илья Зотов.
Эксперт заявил, что, дав людям возможность выбрать альтернативные варианты транспорта, к примеру электросамокаты, власти могли бы значительно снизить нагрузку на петербургские дороги в часы пик и во время ПМЭФ.
В приоритете — комфорт и безопасность
Ежегодно власти Петербурга подписывают соглашение с кикшеринговыми компаниями «Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh. Как дал понять заместитель председателя городского комитета по транспорту Михаил Казаков, благодаря новому договору город либо сможет ежегодно получать в бюджет более 40 млн рублей, либо сервисы проката организуют современные удобные парковки для СИМ, за свой счет.
Сами кикшеринговые компании выступают за то, чтобы езда на СИМ была и комфортной, и безопасной. Некоторые сервисы уже ввели технологию, распознающую количество райдеров на самокате. Если программа определяет, что на СИМ стоит не только водитель, но и пассажир, автоматически снижает скорость. А сейчас компания «Яндекс Go» тестирует систему видеонаблюдения: она сможет в автоматическом режиме выявлять нарушения и фиксировать номер самоката, райдер которого забыл ПДД или правила культурного вождения. Предполагается, что технология начнет работать в полную силу уже со следующего самокатного сезона.
Для повышения комфорта и райдеров, и пешеходов в городе прокладывают велодорожки: по ним можно передвигаться только на СИМ. Пользователи электросамокатов при наличии велотрассы не имеют права ехать по тротуару. В планах города — дальнейшее развитие велоинфраструктуры.
Одно из приоритетных направлений работы сервисов проката — внедрение верификации пользователей через «Госуслуги». Благодаря этому у кикшеринговых компаний появится возможность не только быстро вычислять нарушителей, но и обмениваться информацией, чтобы хулиган, заблокированный одной компанией, не мог воспользоваться самокатами другой.