Во дворах спальных районов Петербурга зреет серьезная проблема. Уже не в первый раз там замечают большое количество припаркованных такси, которые занимают место и делают невозможным оставить машины обычным жителям. Такой импровизированный таксопарк, петербуржец заметил в середине мая 2025 года между домами 8 и 10 по Дальневосточному проспекту. Он насчитал не менее семи машин с оклейкой «Яндекс.Такси». «МК в Питере» попробовал разобраться с этим простым вопросом, но попал в настоящий бюрократический лабиринт. Более того, выяснилось, что избавиться от непрошенных гостей-таксистов будет очень сложно.
Столь неприятное вынужденное соседство возмутило жителя Невского района Петербурга. Он прислал к нам в редакцию фотографии с пояснением, что в данном месте и без того наблюдается проблема с парковкой, а стоящие там машины извоза только усугубляют ее.
Журналисты «МК в Питере» направили официальный запрос в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга. В свою очередь они перенаправили его в местную администрацию муниципального округа Правобережный, главой которого является Надежда Горецкая. А те перекинули запрос в управляющую компанию ЖКХ домов ООО «НЕВА-СЕРВИС». Однако, четких ответов мы так и не получили.
В своем письме управляющая компания «Нева-сервис» заявила, что стоянка не находится в их ведении, но жителям они помогают тем, что «звонят в службы поддержки такси» с просьбой убрать автомобили.
Кстати, организация массовых коммерческих парковок во дворах многоквартирных домов регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.03.2025) «О Правилах дорожного движения».
«Все это… регулируется местным законодательством. Но несмотря на подзаконные акты, как парковались, так и паркуются. Да, запрещено, тем не менее, таксисты держат машину у себя во дворе, – прокомментировал ситуацию автоэксперт Алексей Хресин. – Также всё зависит от формы собственности на машину. Она может быть просто человека, который занимается извозом. То есть он сам свою машину оклеил и работает таксистом. Ну, что ты ему предъявишь? Это не коммерческий транспорт, это его личный автомобиль. Он на него зарегистрирован. Он имеет право на это место. А так как никто в этом разбираться не хочет, на всякий случай не трогают всех».
Кроме того, как подчеркнул эксперт, парковка в жилых зонах тема очень распространенная и печальная.
«Нет у нас специального места для хранения такси, особенно если это машина собственника, предпринимателя. Так что в лучшем случае проверяющие с этими владельцами машин побеседуют и попросят войти в положение остальных жильцов. Другой разговор, что есть какие-то «архетипы» зон, излюбленные таксистами, где они собираются, кучкуются и проводят свободное время. Тут без разговоров полицию вызывать, это уже в режиме 24 на 7», – заявил Хресин.
В соответствии с приказом Минтранса России от 16.03.2021 №84, чтобы организовать свою стоянку для транспорта под цели бизнеса, предпринимателям нужно купить или взять в аренду земельный участок, согласовать с властями проект организации движения, установить дорожные знаки и освещение.
Однако это все делается в условиях больших городов достаточно редко. И только крупными таксопарками. Львиная доля автотранспорта, который работает в модных нынче агрегаторах принадлежат небольшим ООО или даже частным предпринимателям. Они экономят на всем, чтобы иметь небольшую маржу со своей деятельности. При этом, с 1 июля 2025 года в такси Петербурга скорее всего запретят работать мигрантам. Водителей-граждан РФ сейчас не так уж и много и они готовы работать за совершенно другие деньги. Прибыль таких компаний снизится еще больше. Тут уже будет вопрос выживания, а не организации парковки.
Поэтому думается, бороться с такими стихийными парковками в будущем представляется делом еще более бесполезным чем сейчас.
Впрочем, в качестве решения та же компания «Нева-Сервис», которая сама эту проблему решить не в силах, предлагает несколько вариантов:
— Обратиться в управляющую компанию: УК, несмотря на отсутствие полномочий, может попытаться связаться со службами поддержки такси и попросить их убрать машины. По словам представителей компании, такой метод уже сработал в одном из домов, где после звонка в службу поддержки такси количество машин во дворе сократилось.
— Обратиться в ГИБДД: для рассмотрения вопроса законности использования парковки для коммерческих автомобилей такси.
— Обратиться в органы власти Санкт-Петербурга.
— Принять решение на общем собрании собственников: оформить земельный участок в общедомовую собственность и установить правила пользования, в том числе установить знаки, шлагбаумы и т.д.
Практика массовой парковки такси во дворах не является чем-то уникальным для Петербурга. И это происходит не только в Невском районе, администрацию которого возглавляет Алексей Гульчук. В марте этого года «МК в Питере» рассказывал о подобной проблеме, с которой столкнулись жители дома №28 на проспекте Испытателей. Там ситуация еще серьезней – во дворе постоянно находились не менее 12-15 машин. А еще, по утрам туда приезжали мигранты, для которых «бригадир» таксопарка прямо на улице проводил летучки и раздавал ключи от автомобилей. Из-за нашествия извозчиков, жители не всегда могли найти доступную парковку. Кстати, администрация Приморского района, который возглавляет Богдан Заставный, на публикацию не отреагировала. Более того, по словам местных жителей, такси во дворе стало еще больше, чем весной.
Не спешит решать ситуацию со своими подрядчикам и ООО «Яндекс.Такси», генеральным директором которого является Александр Аникин. Они занимаются раздачей заказов, предоставлением информации и посредничеством между потенциальным пассажиром и таксопарком. А стоянка не входит в их круг вопросов.
В итоге, жители Петербурга остаются один на один с проблемой запаркованностисвоих дворов, где все больше и больше мест занято коммерческим транспортом.