Велогорода в мире
О пользе двухколесного транспорта в мире заговорили во время пандемии: велосипеды и самокаты давали возможность передвигаться по городу, оставаясь в безопасности и поддерживая социальную дистанцию. Именно тогда во многих городах начали активно внедрять «велосипедную политику»: расширять дороги, чтобы освободить место для велосипедистов, и прокладывать велодорожки на тротуарах. Инфраструктуру для двухколесного транспорта создают, как правило, с оглядкой на велосипедные столицы мира. Безусловными лидерами рейтинга городов, где велобайкерам наиболее комфортно, являются Копенгаген и Амстердам, но опыт развития мультимодальной транспортной системы можно перенимать и у других городов (причем не только европейских).
Так, в голландском Утрехте первая велодорожка была построена в 1885 году. Сегодня двухколесный транспорт для поездок на работу, в школу или на ж/д станцию используют более 125 тысяч человек. Власти этого города много лет назад поняли, что эффективное соединение поездов и велосипедов станет лучшей стратегией развития города без переполнения улиц автомобилями. Интересно, что политики Утрехта в качестве средства передвижения используют именно велосипеды, а не машины. Вероятно, поэтому город и развивается как велополис: здесь внедряют интеллектуальные светофоры, выделенные «скоростные полосы» для электровелосипедов и расширяют вместимость велопарковок.
Бельгийский Антверпен и вовсе предлагает горожанам и туристам исследовать город именно на двухколесном транспорте: в населенном пункте проложено более 500 км дорожек для безопасного передвижения на велосипедах.
Во французском Страсбурге над «вытеснением» машин с дорог совместно работают и чиновники, и жители. В плане велоспорта это ведущий город пятой республики. Здесь совсем не редкость увидеть муниципальных служащих и курьеров на грузовых велосипедах.
Концепция велосипедных улиц внедрена и в немецком Бремене. В перечень дружелюбных к велосипедистам городов также входят Бордо, Осло, Париж, Вена, Хельсинки, Богота, Барселона, Любляна, Берлин, Токио, Тайбэй, Монреаль, Ванкувер и Гамбург.
Велогорода в России
В нашей стране также есть населенные пункты, где активно развивается инфраструктура для двухколесного транспорта.
Тысячелетняя Казань активно начала прихорашиваться к Универсиаде. Она состоялась в 2013‑м, после этого развитие города было не остановить. Здесь начали разбивать парки и огромные цветники, создавать прогулочные зоны. В 2020‑м в Казани появилась современная набережная. Начинается она от стен местного Кремля (того самого, который Грозный брал в 1552‑м). На променаде сразу выделили место для вело- и пеших прогулок. Появившиеся СИМ органично влились в транспортную систему. На сегодня в городе, который в этом году отмечает 1020‑летие, 51 велодорожка (протяженность варьируется от 104 метров до 2,9 км) и более 1,5 тысячи площадок для парковки СИМ и велосипедов.
На самокатах активно катаются в Саратове (городу 435 лет), Перми (302 года), Коломне (848 лет) и Великом Новгороде (1166 лет). Кикшеринг пользуется популярностью и у жителей Тулы (этому городу, известному своими самоварами, пряниками и оружием, 879 лет). Здесь для любителей двухколесного транспорта оборудованы девять велодорожек, а также обустроены парковки для СИМ.
Во всех этих и многих других исторических городах активно развивается кикшеринг. Где-то СИМ подстраивается к имеющейся транспортной системе, но во многих появление электросамокатов стало поводом для развития велоинфраструктуры, которая идеально подходит для пользователей средств индивидуальной мобильности. Быстрее всего, конечно, дело движется в больших городах — Москве и Петербурге. Власти Северной столицы, которая в этом году отметит свое 322‑летие, совместно с шеринговыми компаниями работают над повышением безопасности СИМ и созданием комфортных для использования электросамокатов условий. Город на Неве в числе первых заговорил о необходимости снижения максимальной скорости, создания выделенных для парковки площадок, закрытия для СИМ туристических зон и развития инфраструктуры. В планах — к 2039 году в Петербурге должно появиться более 500 км велодорожек, сейчас их протяженность составляет 154 км. То, что Северная столица способна меняться, все мы увидели, когда завершился основной этап транспортной реформы: а ведь поначалу скептики не верили, что в городе возможно создать нужное количество выделенных полос для общественного транспорта, убрать с улиц «бешеные пазики» и так далее.
Все эти примеры показывают, что исторические города способны органично развиваться и могут быть комфортными для всех.