Кто вы, райдер?
Чтобы арендовать самокат, надо «представиться» кикшеринговой компании, как и в случае с любой другой арендой. На заре эры прокатных СИМ достаточно было в приложении ввести номер телефона и привязать банковскую карту для оплаты поездки.
С развитием СИМ-движения у сервисов проката возникли новые вызовы. Кикшеринговые компании — Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент» — начали принимать меры. Максимальная скорость движения была ограничена, появились закрытые для проезда СИМ зоны, самокаты запретили арендовать пьяным и несовершеннолетним, начали блокировать аккаунты злостных нарушителей ПДД.
И тут, как было когда-то с каршерингом, встала проблема с идентификацией пользователей: некоторые ушлые граждане стали пользоваться чужими аккаунтами, заводить новые после блокировки, менять сервисы проката. Потребовалось нечто более сложное, чем простая регистрация в приложении сервиса, чтобы надежно связать личность человека с его номером в базе данных прокатчиков. Первые шаги в этом направлении сделала Москва.
«Чтобы не допускать в сервис проката детей и подростков и быстрее выявлять тех, кто грубо нарушает ПДД, мы ввели верификацию пользователей», — заявил перед началом сезона‑2025 заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.
Теперь пользователи Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент», чтобы арендовать электросамокат в столице, должны авторизоваться через Mos ID на портале mos.ru. Это цифровая платформа правительства Москвы, на которой пользователь подтверждает свою личность с помощью федерального сервиса «Госуслуги» или банковских приложений.
Полная авторизация не нужна для первых пяти поездок по столице, но после сервисы проката попросят «представиться». Как отметили в компании Whoosh, арендовать электросамокаты в Москве могут и гости столицы: регистрация на mos.ru доступна всем гражданам России.
«За первый месяц авторизацию в Mos ID прошли больше 190 тысяч пользователей “Яндекс Go”. Система также не допустила к поездкам 17 тысяч детей и подростков», — поделились первыми цифрами в «Яндексе».
Иные варианты
К сожалению, аналогов mos.ru в других регионах нашей страны нет. Сервисы проката вынуждены использовать свои возможности для проверки райдеров.
«Мы уже реализуем идентификацию при помощи сотовых операторов и банковских ID, которые позволяют нам определять возраст пользователей и устанавливать личность в случае инцидентов», — рассказали в «МТС Юрент».
Банковские ID также используют в Whoosh.
«Для новых пользователей такой способ авторизации предлагается первым, но от него можно отказаться. Если мы сомневаемся в возрасте райдера или получили жалобу на поездку несовершеннолетнего, то можем запросить у пользователя обязательное подтверждение через банковские ID», — уточнили в компании.
При этом обсуждаются варианты введения авторизации через федеральный портал госуслуг.
«Мы ждем и очень приветствуем федеральные инициативы. Мы сами неоднократно писали в Минцифры и Минтранс о необходимости идентифицировать пользователя, например, через “Госуслуги”. Возможно, будет использоваться другой формат. Но достоверная идентификация необходима. В первую очередь для недопуска к СИМ несовершеннолетних», — заявил председатель комитета по транспорту Петербурга Валентин Енокаев.
Однако сервисы проката считают, что «Госуслуги» — не единственный вариант.
«Отметим, что эта инициатива пока только обсуждалась как один из возможных вариантов, но не была принята, поскольку потребует существенной проработки для реализации», — заявили в «МТС Юрент».
Черный список
Параллельно с обсуждением способов идентификации пользователей идет дискуссия о том, как быть с нарушителями-перебежчиками.
«Нарушитель [аккаунт которого заблокировали] уходит из одной шеринговой компании в другую. Сейчас человек может, условно, трижды нарушить правила в разных компаниях», — заявил Валентин Енокаев.
По его словам, создание реестра нарушителей решит эту проблему и позволит всем сервисам проката видеть одинаковую картину.
«Мы поддерживаем самокаты как транспорт, это важный участник “последней мили”», — добавил председатель комитета по транспорту Петербурга.