Согласно данным МВД, за 2024 год на территории России произошло 4426 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (электросамокатов, моноколес, гироскутеров и так далее). В топ‑3 регионов, где нарушения ППД привели к печальным последствиям, вошли Москва, Краснодарский край и Самарская область.
Санкт-Петербург, где кикшеринговые компании регулярно проводят занятия в своих Школах безопасного вождения и напоминают райдерам про необходимость соблюдать ПДД, в антирейтинг не попал. Свою роль в том, что в Северной столице большинство пользователей ездят на СИМ культурно, сыграли и соглашения, достигнутые между арендодателями электросамокатов и городскими властями. Стороны договорились о том, что центральные районы Петербурга с узкими тротуарами и высоким пешеходным трафиком недоступны для парковки СИМ. А популярные у туристов зоны (как и опасные для райдеров мосты) и вовсе закрыты для езды на электросамокатах.
Кстати, по данным МВД, больше четверти ДТП с участием СИМ случилось в местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрестки), больше трети — на тротуарах, пешеходных дорожках и в пешеходных зонах.
Чтобы исключить такие ситуации, кикшеринговые компании и открыли свои Школы безопасного вождения. На уроках инструкторы не только показывают, как правильно стоять на самокате, но и раз за разом разъясняют учащимся основные правила дорожного движения, соблюдение которых жизненно важно для водителя электросамоката.
К слову, штрафы за нарушение ПДД и эксплуатации СИМ — это не прихоть кикшеринговых компаний. Получив «письмо счастья», скажем, за проезд по зебре, пользователь в следующий раз, подъезжая к пешеходному переходу, задумается, а готов ли он платить за то, что просто не слез с СИМ. И это может спасти ему жизнь.
Так что штрафы зачастую являются не наказанием, а напоминанием о том, что за любое нарушение ПДД придется платить. И хорошо, если деньгами.
Пожалуй, не будет лишним напомнить основные правила, соблюдение которых — не только хороший тон, но и гарантия того, что поездка завершится благополучно:
► на тротуаре приоритет у пешехода: райдер должен ему уступить и, если того требует ситуация, — остановить СИМ, чтобы дать пешеходам пройти;
► при выезде из жилой зоны и пересечении дороги вне перекрестков пользователь СИМ обязан уступать дорогу всем другим участникам движения;
► при наличии велосипедной полосы райдер должен ехать по ней;
► езда по автомагистралям и обочинам запрещена;
► пересекать проезжую часть райдер должен спешившись;
► на СИМ может ехать только один райдер (в противном случае агрегат становится менее управляемым, и поездка может завершиться опрокидыванием электросамоката);
► допуск к управлению СИМ несовершеннолетних запрещен.
Соблюдение этих нехитрых правил гарантирует, что поездка будет комфортной для всех, а главное — безопасной.
В кикшеринговых компаниях понимают, что не менее эффективным в обучении правилам безопасной езды является и поощрение райдеров. Так, сервис Whoosh начал выплачивать пользователям кешбэк за езду на средней скорости. Например, если максимально разрешенная для СИМ скорость составляет 20 км/ч, то за спокойную езду (не быстрее 10–12 км/ч) райдеру начислят баллы в приложении пропорционально времени совершенной поездки. В компании убеждены, что нововведение придется по душе пользователям арендных СИМ и будет формировать культуру безопасного вождения в условиях городов.