— Какое место сейчас занимают прокатные электросамокаты в транспортной системе больших городов, например Санкт-Петербурга?
— Они сейчас стали занимать место, сравнимое с общественным транспортом. На проходившей недавно конференции «Съезд на СИМ», которую организовала Ассоциация операторов микромобильности, прозвучала фраза, что сейчас в крупных городах в день на кикшеринговых самокатах пользователи совершают до миллиона поездок. Это сравнимо с количеством поездок на общественном транспорте. И все так сейчас возбудились и пытаются систему кикшеринговых СИМ, к сожалению, не поддержать, а уничтожить.
— Как думаете, с чем это связано?
— Некоторые чиновники, увидев, что СИМ сегодня — транспорт, соизмеримый по популярности с каршерингом и такси, стали целенаправленно их очернять. Вероятно, кому-то невыгодно их появление и развитие. Но СИМ — это самый безопасный транспорт в мире, если мы говорим про ДТП с участием пешехода. Статистика, мои расчеты и эксперименты показывают, что электросамокат в случае столкновения наносит человеку наименьший вред. В 2024 году все начали кричать, что количество ДТП с участием СИМ увеличилось на 50%, в авариях в прошлом году погибли 54 человека, но из них половина — курьеры на мопедах. Вот их как раз категорически нельзя пускать на тротуар: опасность очень высока. Сейчас депутаты и чиновники предлагают повысить штрафы для пользователей СИМ. Но, на мой взгляд, они бьются с ветряными мельницами. В 2024 году общественный транспорт задавил насмерть больше 70 человек. СИМ — ни одного. Электросамокатам запретили парковаться в центре города, но при этом курьеры на мопедах как ездили по тротуарам, так и продолжают ездить. А они как раз самые опасные для пешеходов. В итоге люди потеряли возможность комфортно и без пробок перемещаться.
— Какие основные сценарии использования электросамокатов сейчас существуют? Какие, на ваш взгляд, больше распространены и почему?
— Сейчас во всех мегаполисах основная проблема — пробки. А СИМ на сегодня — транспорт последней мили. В 80% случаев самокат арендуют для транспортной поездки на расстояние от 1 до 5 километров. Это статистика Ассоциации операторов микромобильности. Людям комфортнее, безопаснее и быстрее ехать по тротуару на СИМ, чем стоять в пробке эти 1–5 километров. И доступнее, чем тот же каршеринг. В Москве кикшеринг «отобрал» 70% рынка каршеринга.
— Каков, на ваш взгляд, усредненный портрет пользователя СИМ?
— По моим наблюдениям, 70–90% пользователей электросамокатов — это чиновники средней руки, коммерсанты и студенты. На СИМ ездят люди в возрасте от 25 до 60 лет. Я видел людей в деловых костюмах, передвигающихся на электросамокатах. А нарушители, о которых кричат на каждом углу, — это молодые пацаны, у них гормоны играют. В целом же людей, не соблюдающих ПДД, мало в общем числе пользователей СИМ.
— ДТП все же случаются, и не всегда по вине пользователя СИМ. Какие средства защиты можете рекомендовать райдерам?
— Обязательно надо надевать шлем. Брать общественный — это плохо с точки зрения гигиены. Но можно носить с собой специальный велосипедный: он складной, его можно убирать в сумку или пакет. Такой шлем легкий, весит около 100 граммов, но он сделан из специального прочного пластика. Вот такие меры защиты нужно пропагандировать и продвигать, а не запреты.
— Ежегодно кикшеринговые компании и власти городов заключают соглашения, стремясь урегулировать рынок СИМ. Какие изменения ожидаются?
— Некоторые чиновники хотят установить тотальный контроль: ввести полную регистрацию пользователя и обязать его получать права категории М. Я считаю, что это недопустимо. Любое ограничение нужно для начала рассмотреть со всех сторон, спрогнозировав все возможные последствия. В Москве сейчас начали делать на тротуарах «лежачих полицейских». А что теперь делать матерям с колясками, инвалидам? Не надо забывать, что благими намерениями выложена дорога в ад. Нужно повышать конструктивную безопасность самокатов, а не бороться с самим явлением, ужесточая контроль.