В этом году Русский музей отмечает 130-летие со дня своего основания. В честь важной даты генеральный директор музея Алла Манилова в эксклюзивном интервью для «Петербургского дневника» поделилась важными изменениями и новыми стратегиями, которые помогают музею сохранять лидерство среди российских культурных учреждений.
Русский музей стал самым посещаемым в стране, что, по мнению Аллы Маниловой, стало возможным благодаря растущему национальному запросу на достижения, которые могут вызвать гордость за отечественную культуру. «Сейчас очевиден запрос на культуру, историческое наследие, искусство, которое вызывает гордость», — отметила она. Музей выбрал стратегию активного формирования спроса на русское искусство, стараясь не только сохранить, но и приумножить интерес к произведениям русских художников.
Заметным шагом в преображении музея стала масштабная выставка Василия Сурикова, организованная в честь 175-летия художника. Это событие стало настоящим культурным откровением, ведь для зрителей была представлена неизвестная часть творческого наследия Сурикова, включая его религиозную живопись, включая работы, связанные с храмом Христа Спасителя. Выставка привлекла огромный поток посетителей, которые стояли перед картинами, словно перед сакральными иконами.
Говоря о других успехах музея, Алла Манилова отметила значимость выставки «Великий Карл», которая привлекла внимание общественности в 2024 году и была признана инфоповодом года. Она рассказала, как собиралась экспозиция, подчеркнув важность сотрудничества с другими музеями и использования частных коллекций. В числе уникальных экспонатов был реставрированный шедевр Карла Брюллова «Последний день Помпеи», который был показан зрителям после 200 лет, а также впервые представлен брюлловский плафон Исаакиевского собора.
Особое внимание Манилова уделила уникальной работе реставраторов, отметив, что в Русском музее используется новейшее оборудование для анализа картин и применения самых современных технологий. «Русский музей – единственный в стране, который имеет технико-технологическую мобильную лабораторию», — заявила она. Это позволяет музею проводить уникальные исследования и реставрационные работы, делая произведения искусства доступными для широкой аудитории.
Алла Манилова также подчеркнула, что Русский музей активно работает с молодежью. В последние годы молодое поколение стало чаще посещать музей, что связано с популярностью культурных событий и образовательных программ для детей. Важным шагом стала программа «Русский музей детям», которая позволяет школьникам познакомиться с богатым наследием музея и традициями русской культуры.
Говоря о своем профессиональном пути, Манилова призналась, что время, проведенное в Москве, значительно обогатило ее опыт и знания о многообразии российских культур. Однако Петербург стал для нее не менее важным, и теперь она видит свою главную миссию в укреплении культурного наследия города и страны в целом.
«Москва и Петербург могут соревноваться, но на самом деле, москвичи очень любят бывать в Петербурге, и это касается не только театров и музеев, но и всего культурного пространства», — добавила Алла Манилова.