На выбор будущей специальности может повлиять немало факторов. Например, достижения страны. Так, в 1940–1950‑е мальчики мечтали о военной карьере. В 1960‑е, после подвига, совершенного Юрием Гагариным, и до 1990‑х многие видели себя в героических профессиях: хотели быть летчиками, полярниками, космонавтами. После развала Советского Союза на первые позиции вышли профессии, сулящие высокие заработки: бухгалтер, экономист, финансист, переводчик (ведь они работали за рубежом), системный администратор (компьютеры только появлялись, и на их поставке, наладке и ремонте можно было обогатиться). А потом был бешеный спрос на юристов, затем — айтишников.
Сейчас экономика России, несмотря на беспрецедентное количество наложенных на страну санкций, восстанавливается. Во всех сферах деятельности, отвечая на вызовы времени, появляются новые профессии. На кого пойти учиться? Нередко этот вопрос поднимается на семейных советах, и представители старшего поколения высказывают свое мнение.
Как выяснили специалисты рекрутингового сервиса hh.ru, более трети респондентов (34%) рекомендуют своим детям получить профессию в сфере IT. На втором месте по популярности у петербургских родителей (21% голосов) профессия врача. Замыкает тройку профессия архитектора (за нее отдали голос 20% опрошенных). Что интересно — в целом по России только 11% респондентов сообщили, что хотят видеть своего ребенка архитектором.
Топ‑10 профессий, которые петербуржцы и ленинградцы рекомендуют своим детям в 2025 году, выглядит так:
1. IT-специалист — 34% (по Ленобласти — 36%);
2. врач — 21% (по Ленобласти — 25%);
3. архитектор — 20% (по Ленобласти — 10%);
4. веб-дизайнер — 18% (по Ленобласти — 14%);
5. инженер — 18% (по Ленобласти — 17%);
6. аналитик данных, бизнес-аналитик — 17% (по Ленобласти — 11%);
7. программист, разработчик — 15% (по Ленобласти — 17%);
8. гейм-дизайнер — 11% (по Ленобласти — 8%);
9. артист, актер, аниматор — 10% (по Ленобласти — 10%);
10. юрист — 5% (по Ленобласти — 11%).
Помимо этого, родители выпускников рассказали, от каких профессий отговаривают своих детей. Антирейтинг возглавили блогеры и мастера ногтевого сервиса (по 26% голосов). Также взрослые не хотят, чтобы их чада становились промоутерами, водителями, нянями, воспитателями, автомеханиками, артистами, бухгалтерами, риелторами и полицейскими.
В Ленобласти ситуация схожая: треть респондентов не считают блогерство достойным занятием. А каждый пятый родитель не хочет, чтобы его ребенок стал автомехаником. При этом только 11% жителей Ленинградской области считают, что мастер маникюра — не та профессия, которую стоит получать. И только 9% респондентов убеждены в бесперспективности работы промоутером.
Охотно родители ответили и на вопрос о том, сколько будет зарабатывать их чадо. Так, каждый десятый петербуржец заявил, что ежемесячный доход его ребенка превысит 1 млн рублей. Остальные опрошенные были скромнее в ожиданиях. Большинство (25%) хотят, чтобы молодой специалист получал 200–300 тысяч рублей в месяц. А 23% опрошенных рассчитывают на доход в размере 150–200 тысяч рублей. Реальные для начинающего сотрудника 50–100 тысяч рублей в месяц устроят только 2% родителей.
«Примечательно, что абсолютное большинство участников опроса считают, что деньги — это не первое, чем стоит руководствоваться при выборе профессии, — сообщили представители сервиса hh.ru. — Каждый второй опрошенный убежден, что важнее всего осознать, насколько конкретная профессия подходит человеку и будет ли она ему нравиться. С точки зрения четверти респондентов (28%), нужно исходить из того, позволит ли выбранная профессия самореализоваться. И “лишь” 15% считают главным критерием деньги».