Неидеальная работа: почему студенты бегут из курьеров

Мы нашли студента, который устроился доставщиком в известную компанию, и узнали, сладка ли жизнь курьера

В последние месяцы интернет-­издания запестрели новостями о том, что у курьеров как на дрожжах растут зарплаты. Мол, по уровню дохода доставщики обогнали и врачей, и учителей, и даже айтишников. Кадровики объясняли это дефицитом работников, готовых разъезжать или бегать по городу. Издания писали: зарплата курьеров выросла до 115,6 тысячи руб­лей в месяц. Понятно, что при полной загрузке.

Мы нашли студента, который устроился доставщиком в известную компанию, и узнали, сладка ли жизнь курьера
Не так проста работа курьером, как о ней думают. Фото: «МК в Питере»

«МК в Питере» решил узнать, как много сегодня можно заработать за смену на позиции «забери-­принеси» и насколько лояльно службы доставки нынче относятся к своим сотрудникам. Мы нашли студента, который устроился доставщиком в известную компанию, и узнали, сладка ли жизнь курьера. Ему слово.

Здравствуй, взрослая жизнь

Шел третий месяц моей жизни отдельно от родителей. Я всегда хотел самостоятельности, в том числе и финансовой, поэтому, услышав о зарплатах курьеров, всерьез задумался о возможности подработки в качестве доставщика. Подыскав несколько рекламных объявлений, зазывающих на работу, я обсудил их с другом, который также горел желанием трудиться на не очень тяжелой, но доходной работе. Выбор пал на крупную федеральную компанию. Им нужен был курь­ер для доставки заказов из ресторанов, кафе и так далее. В рекламе обещались «огромные зарплаты» и «удобный график». Отдельно было указано, что это «идеальная работа для студента». В итоге мы с приятелем решили откликнуться и начать богатеть.

На следующий вечер я уже шерстил сайт компании в поисках инструкции по трудоустройству. Все оказалось максимально просто: требовалось ­всего-то оставить заявку, в которой надо было указать свои контактные данные и предпочтительный способ передвижения на работе. Я выбрал вариант «доставлять заказы пешком», так как не хотел лишней мороки. В последующем именно это привело к моему скоропостижному увольнению по собственному желанию. Но в момент заполнения заявки я был преисполнен желанием ходить по городу, разнося заказы.

Мне позвонили буквально в течение 15 минут после отправки данных. Это притом, что на часах было уже около восьми вечера. Оператор задал мне те же вопросы, что были в анкете. Дошли до способа передвижения.

— А как бы вы хотели доставлять заказы? — спросил оператор.

— Пешком, мне так удобнее, — ответил я.

— А вы знали, что, доставляя заказы на электросамокате, можно получать в несколько раз больше денег? — поинтересовался мой собеседник.

— Знаю, но мне пешком удобней, — я продолжал гнуть свою линию.

— Мы пока запишем, что вы будете на самокате: вы уж поверьте, со временем пересядете на него! — резюмировал оператор.

Я несколько опешил от такой наглости и был поражен тем, что меня отказались слушать и не приняли мой выбор передвижения, но в тот момент я решил не придавать этому большого значения (а зря!). Оператор же, закончив опрос, сообщил, что завтра мне нужно прийти в офис компании для получения термосумки и заполнения бумаг для трудоустройства.

На следующий день после пар в университете я на всех парах примчался в офис. Отстоял очередь других претендентов на быстрое обогащение и наконец попал к работнику в униформе. Он, максимально вежливо общаясь, установил на мой смартфон приложения — для работы в их сервисе и регистрации в качестве самозанятого. Но одно из них зависло при попытке зарегистрировать меня. Приложение упорно выдавало ошибку. Сотрудник компании, потупив взор, сообщил, что ничем не может мне помочь. Мол, он периодически такое наблюдает, остается только ждать: сервис может висеть как 20 минут, так и пару недель.

— Дня через два попробуйте сами завершить регистрацию и, если получится, приезжайте, — посоветовал кадровик.

От офиса до моего дома в Мурино пути примерно полтора часа в одну сторону. Но что поделать, пришлось возвратиться домой ни с чем. Не буду подробно описывать свой второй визит в офис, достаточно сказать, что меня быстро трудоустроили. При этом несколько раз сказали, что график работы будет максимально удобным и о своем выборе я не пожалею.

Смена первая

Получив термосумку, я решил сразу же приступить к выполнению обязанностей. Учитывая занятость в вузе, выбрал для себя график работы с 4‑часовой сменой в день. Первый же заказ поверг меня в шок: за 15 минут я должен был добраться чуть ли не к черту на кулички. Помню, подумал: «Неужели курьеры должны бегать? Иначе как успеть ко времени?» Само собой, я не успел. Пока топал, залез в рабочее приложение, и там в настройках увидел, что в пункте «способ передвижения» у меня значится «самокат». Попытался было изменить на «пешком», но сервис мне сообщил, что менять способ доставки, находясь на смене, нельзя. В итоге пришлось арендовать самокат, благо в райо­не, где я находился, их было много и работодатель предоставлял скидку на прокат СИМ. Кстати, под конец слота (так у работодателя называется смена) передвигаться на самокате мне даже понравилось, и я решил в дальнейшем активнее пользоваться им для доставки.

Смена вторая

Через пару дней после моего дебюта с термосумкой я решился на второй заход. Отметил в приложении рабочее пространство в районе метро «Академическая». В предвкушении плодотворного рабочего дня с хорошей выручкой я не стал менять способ передвижения с самоката на пеший. Я рассчитывал доехать на подземке до нужной станции, а там по-быстрому арендовать СИМ и приступить к служебным обязанностям. Все шло по плану до пункта с прокатом самоката. Возле станции метро его не оказалось. Более того, согласно приложению, СИМ не было нигде поблизости. А ­смена-то уже началась, и сменить способ передвижения я не мог!

«Ну ладно, ­где-нибудь по дороге по­падется, если повезет», — решил я.

Я чуть ли не бегом разносил заказы, опаздывая почти на каждый. И вдруг увидел в приложении, что неподалеку есть свободный самокат. Тут же забронировал СИМ и побежал его забирать. Но радость была недолгой. Навигатор привел меня в гаражный кооператив — прямиком к закрытым воротам одного из боксов. Понимая, что мне не вызволить либо украденный, либо взятый в плен самокат, возвращаюсь на пешее дежурство, надеясь, что работодатель не отправит меня в другой конец города. И вновь мне не повезло. Согласно правилам конторы, куда я устроился, если доставщик выходит на работу не каждый день, в первую смену после перерыва он не имеет права отказаться от заказа. Поэтому у меня не было выбора, когда прилетел заказ доставить от «Академической» суп из одного азиатского ресторана в офис, расположенный около станции метро «Удельная». Свободного самоката мне так и не попалось, на метро не доехать — «Уделка» закрыта на капитальный ремонт, интервалы в движении нужного мне общественного транспорта были чудовищными. В общем, пришлось топать пешком. На выполнение «неотказного заказа» мне выделили 40 минут, что поначалу казалось более чем достаточным. В итоге же я опоздал на 20 минут. Когда я в присутствии злящегося (что понятно) заказчика открыл термосумку, внутри увидел не суп, а скорее кашу из том яма в расползшемся бумажном пакете. В тот момент я не знал, что мне сказать клиенту, и в итоге я честно описал ему всю историю. Бородатый офисный клерк меня внимательной выслушал и… решил не жаловаться на меня в поддержку. Лишь на прощание пожелал найти «нормальную работу».

Около «Удельной» я решил испытать судьбу еще раз и открыл приложение для аренды самоката. Пусто: ни одного СИМ рядом не оказалось.

Остаток рабочей смены я торопливо разносил заказы, но даже переход на бег не позволил мне доставлять их вовремя. Под конец смены мне прилетело еще одно чудесное поручение: надо было опять за 40 минут доставить сэндвичи из известной сети фастфуда двум заказчикам на другой конец района. Свои бутерброды они получили с задержкой 30 минут. Первый клиент молча, но явно кипя от негодования забрал заказ и хлопнул дверью. А вот второй, надо признаться, удивил…

Дверь мне открыл мужичок в одних трусах. Кричать он начал сразу же.

— Да я из-за вас в церковь опаздываю! Гады! Нельзя с вами связываться, — орал он.

Сэндвич ему всучил со словами «Господь с тобой, мужик». Не знаю почему, но ор прекратился. К лифту я возвращался в тишине.

Спасибо за опыт, прощайте

В общем, как ни крути, а идеальной работу курьером назвать нельзя. Муторной, сложной, нервной — какой угодно, но не идеальной. «А что по деньгам?» — спросите вы. Наверное, гигантские суммы, про которые все читают в новостях, зарабатывают только автокурьеры, работающие сутки напролет. У меня вышло примерно 250 руб­лей в час. То есть около 1000 руб­лей за 4‑часовую смену. Вроде неплохо для студента-­первокурсника. Но достаточно ли, чтобы в прямом смысле слова бегать от «Академической» до «Удельной»? Мое мнение — нет. Промоутеры в том же Мурино, где я живу, стоя на месте зарабатывают, по их словам, те же деньги. А топчущиеся на одном месте в Петербурге — по 300–350 руб­лей.

После двух неудачных выходов я решил, что курьерство — это не мое. Я уже неделю как отказался от работы, когда компания повесила на меня еще одну смену в районе «Академической». Сделала она это утром и без предупреждения. Слот я проспал, даже не подозревая о его появлении. Позже мне сказали, что ­вообще-то за такое полагается штраф, но меня «простили». Простили за то, что я пропустил смену, о которой был не в курсе! Термосумку я сдавал без ­какого-либо сожаления. Компании, которая ненадолго стала моим работодателем, я даже немного благодарен: получив негативный опыт, я понял, что доставка — профессия не для меня. Кстати, одногруппник, услышав мой краткий рассказ, пришел к такому же выводу и по отношению к себе. В общем, не быть нам миллионерами. Может, быстро пройти курсы IT или работы с нейросетями? Говорят, программисты ботов и интернет-­художники сейчас на коне…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру