Айкидо для пожилых
Игорь Дмитриев — тренер по айкидо, этим видом боевых искусств он занимается уже почти 30 лет. Вырос наш собеседник в Красноярске и там же начал свою спортивную карьеру. Получил черный пояс.
В 2014 году Игорь переехал в Петербург. Уже здесь стал тренером. Мужчина практиковал частные занятия, а потому свободного времени было довольно много. Когда четыре года назад один из знакомых попросил Игоря провести в Полежаевском парке Петербурга тренировку для пожилых (правда, не по айкидо, а по суставной гимнастике), он сразу согласился. Тогда он думал, что только замещает преподавателя, но в итоге стал постоянным тренером для пенсионеров.
«Бросить этот сплоченный коллектив я просто не могу. Мои подопечные очень дружны: они и дни рождения вместе отмечают, и сбор вещей на фронт организовывают», — с гордостью рассказывает про своих «учеников» Игорь Дмитриев.
Тренировка, которую он проводит, включает в себя упражнения для гибкости суставов и на растяжку, дыхательные практики. Частично они были позаимствованы из айкидо и комплекса цигун. И все это пенсионеры делают под музыку.
«Получился этакий стрит-дэнс. Я выбрал треки из 1970–1990‑х годов, которые хорошо знакомы моим ученикам. Под музыку отлично идут кардионагрузки», — рассказывает Игорь.
В итоге пенсионеры стекаются на тренировки в Полежаевский парк, как когда-то в молодости сбегались на дискотеки. К удивлению тренера, его подопечные готовы заниматься при любой погоде.
«Приходят и в морозы, и в ливень. Иногда думаю, что уж очень сильный дождь, никто не появится в парке, и тренировку придется отменить, а в итоге вижу, как они спешат на площадку, крепко держа свои зонтики. В таких случаях я включаю на колонке подходящий трек и объявляю, что сегодня у нас комплекс упражнений “Шервудские зонтики”. И начинает происходить нечто невероятное», — говорит Игорь.
К слову, средний возраст подопечных тренера — 75 лет, а самой старшей из занимающихся около 90. Единственному представителю сильного пола (среди «учеников») — 89 лет. По словам нашего собеседника, на первое занятие дедушку привели практически под руки, а сейчас он сам пытается сделать силовые упражнения на брусьях.
«Невероятно приятно, когда дважды в неделю тебя 30–40 человек искренне благодарят за тренировку. По их лицам видно, что они счастливы. Только спрашивают иногда: “Вы же нас не бросите?” А они уже стали частью моей жизни. Мои занятия с ними — это проект, надеюсь, на долгие годы», — говорит Игорь.
Кстати, на тренировках он проводит и когнитивную гимнастику. Подопечные, хоть им временами и приходится трудно, стараются, ведь тренер сказал, что непростые упражнения укрепляют нейронные связи. А значит, может улучшиться память и повыситься продуктивность.
По словам Игоря, успех любого дела складывается именно из маленьких побед. Этому его научило айкидо. Как и тому, что основная задача человека — победить не кого-то, а себя. Наш собеседник уже понял, что для него важнее. Он до сих пор является обладателем третьего дана, хотя уже давно пора аттестоваться аж на шестой.
«Я не гонюсь за формальными регалиями. У меня уже складывается свой стиль, хотя это удел мастеров айкидо минимум с восьмым даном. Но для меня важнее признание моих учеников, среди которых и представители силовых структур, и мастера других стилей боевых искусств, и, конечно, любимые всем сердцем пенсионеры», — объясняет наш собеседник.
Кстати, самому Игорю сейчас 57 лет. Он занимается не только айкидо, но и силовой атлетикой, а еще интересуется актерским мастерством, игрой на гитаре и живописью.
Танцующие джаз
Елена Ильина родом из Сибири. В детстве танцевала в русско-народном ансамбле, в девичестве — на дискотеках. А потом было обучение в вузе на учителя английского и немецкого языков и работа в турбизнесе — в общем, не до плясок. Все изменилось в 2017 году, когда 47‑летняя Елена приехала с мужем в Черногорию на танцфестиваль «Возраст счастья, или Хорошо за 50». Там она, прекрасно зная английский, помогала американцу Стивену Митчелу проводить мастер-классы по джазовым танцам.
«Его далекие предки были выходцами из Африки, а мать — индийского происхождения. Сам Стивен в 1980‑х стоял у истоков возрождения джазовых танцев. Я влюбилась в это направление и очень хотела, чтобы подобный мастер-класс был проведен в родном Новокузнецке», — рассказывает Елена.
Недолго думая, она озвучила американцу свою идею, а он также с ходу согласился. В Сибирь он приехал в январе 2018 года. От холода жителю Лос-Анджелеса прострелило спину, местным медикам пришлось спасать танцора блокадами, но от проведения мастер-классов он не отказался. Так вышло, что на ознакомительное занятие пришли люди в возрасте от 50 лет (видимо, у молодежи джаз в разряд любимых музыкальных направлений не входит). С тех пор все и закрутилось. Стивен еще раз приезжал в Сибирь с мастер-классами, а потом сама Елена начала учить земляков джазовым танцам.
А затем грянула пандемия. Елена с мужем переехали в Петербург. Когда самые жесткие ограничения были сняты, наша собеседница начала продвигать свое любимое танцевальное направление уже в Северной столице. Приезжал в город на Неве и Стивен. Постепенно сообщество людей в возрасте 50+, танцующих джаз, росло. Елена со своими подопечными успешно выступала на фестивалях, сама обучала тренеров, чтобы у пенсионеров во всех районах Петербурга была возможность заниматься такими необычными танцами.
«Я поняла, что для людей старше 50 лет очень важно общение. К этому возрасту может быть утеряна связь с друзьями детства и повзрослевшими детьми, а жажда коммуницироваться с окружающими осталась. Сейчас у нас в клубе 90 человек, регулярно на занятия приходит около 40, и это нормально. Но все они между собой общаются, с удовольствием собираются, чтобы вместе съездить на мероприятия», — рассказывает руководитель джазового танцевального клуба Mad Steps Елена Ильина.
Средний возраст танцующих у Елены — 56 лет, самой старшей ученице — 79 лет, и она занимается в продвинутой группе, члены которой регулярно выступают на различных праздничных площадках. Мужчин среди танцующих джаз не много, но они есть.
В этом году наша собеседница стала лауреатом премии «Старшие». Елена и 80 ее подопечных танцевали на открытии мероприятия энергичный чарльстон.
Говорящие руками
Мария Васильева — коренная ленинградка-петербурженка. В детстве и юности девушка при любой возможности посещала театры, музеи и выставки. С рождения она слышала плохо, а в 14 лет полностью утратила слух, но это не помешало ей и дальше изучать культуру Петербурга. Она, свободно читающая по губам и хорошо владеющая разговорной речью, с удовольствием ходит на экскурсии.
В 2018 году Мария узнала о наборе учащихся на курсы экскурсоводов для глухих и слабослышащих людей. Чтобы попасть на них, нужно было написать подробное эссе, объяснив желание заняться новым видом деятельности, а потом пройти отбор. Для Марии все сложилось удачно, и в течение следующего полугода она проходила обучение в крупнейших музеях Северной столицы. После профпереподготовки женщина получила аккредитацию, позволяющую работать гидом, и начала водить экскурсии.
«Для глухих и слабослышащих провожу их на жестовом языке, иногда приходят люди, которые его изучают, — студенты отделения сурдопедагогики, родители неслышащих подростков», — рассказывает Мария.
Экскурсантов она знакомит с историей площадей и соборов, Петропавловской крепости и набережных, а также особняка Великого князя Михаила Романова, где расположен офис Санкт-Петербургского общества глухих.
Проведением экскурсий деятельность Марии не ограничивается.
«В 1973 году я пришла в Дом культуры Санкт-Петербургского общества глухих. Сначала была участницей творческих коллективов, а в 1990 году, после того как получила второе высшее образование, стала худруком. До этого, имея высшее библиотечное образование, 15 лет проработала в Российской национальной библиотеке. А сейчас вожу экскурсии и занимаюсь театральным коллективом», — рассказывает Мария.
Помимо этого, женщина вот уже 12 лет руководит Студией малых театральных форм «Балаганчик» в Петербургском доме народного творчества. У нее свой театральный коллектив неслышащих людей в возрасте 50+. Вместе с подопечными артистами она организует для общества глухих различные праздники, концерты, литературные вечера. Труппа регулярно участвует в конкурсах и фестивалях всех уровней — от районных до всероссийских.
«Глухота — это не только потеря слуха. Глухой человек в силу своего физического недостатка лишен возможности в полной мере пользоваться всем многообразием накопленной человечеством культуры, а самое главное — полноценного общения, которое, по словам Экзюпери, является «самой большой роскошью на земле». А для пожилых людей посещение наших занятий дает возможность не только пообщаться, но и развить свои творческие способности. Театр способствует активизации пенсионеров, их социальной адаптации, удовлетворению их потребности в самореализации», — убеждена Мария Васильева.