Свидетельница истории: как квартира на Лесном проспекте стала родовым гнездом именитых альпинистов

В Петербурге немало домов и квартир, которые являются хранителями истории, наша история про одну из таких

В их стенах происходили самые разные события: зарождались династии, со­здавались клубы по интересам, появлялись на свет шедевры… Наша статья — про одну из таких квартир. В ней не создан музей, хотя она этого достойна, ведь в ее стенах была заложена династия известных петербургских альпинистов.

В Петербурге немало домов и квартир, которые являются хранителями истории, наша история про одну из таких
Верхний ряд слева направо: Мария и Игорь Муйжаник, Ника, Антон, Елена Кашевник. Нижний ряд: Лариса Яковлевна и Борис Лазаревич Кашевник, Розалия Ивановна Жмурина (мама Елены Кашевник).

Судьбоносные решения

Дом специалистов, который появился на Лесном проспекте в 1930‑е годы, на самом деле является комплексом зданий высотой в 5–7 этажей. Он был построен в предвоенные годы для представителей элиты советского общества. Дом действительно прославился своими жильцами. В 1934 году квартиру здесь получил радиотехник, основатель российской радиоламповой промышленности Михаил Бонч-­Бруевич, в 1937‑м в свои апартаменты заехали писатель Александр Куприн и художник Натан Альтман. В 1945‑м здесь поселился основатель школы советских радиохимиков, один из основоположников радиевой промышленности Виталий Хлопин.

Но мы расскажем про трехкомнатную квартиру в первом корпусе. О ее первых жителях на сегодня ничего неизвестно. Но после войны в нее въехал руководитель научно-­исследовательского отдела института металлов и сплавов. Он был владельцем недвижимости до 1987 года, а потом, также по обмену, переехал в четырехкомнатную квартиру в соседнем корпусе, где жила семья альпинистов Кашевник.

«В четырехкомнатной квартире жили родители моего мужа Борис Лазаревич и Лариса Яковлевна, я с супругом и мой деверь с семьей. В ­какой-то момент стало понятно, что нас слишком много, надо разъезжаться. Семья деверя хотела съехать», — рассказывает петербурженка Елена Кашевник.

Ее свекровь Лариса Яковлевна работала в институте металлов и сплавов. В итоге ­каким-то образом удалось совершить обмен: руководитель научно-­исследовательского отдела института с семьей перебрался из трешки в четырехкомнатную квартиру. Семья Кашевник смогла разъехаться: Лена с мужем и его родителями переехали в трехкомнатную в первом корпусе дома на Лесном, а деверь Елены с семьей уехал в двухкомнатную.

Разговоры только о горах

Так началась славная «альпинистская» история трехкомнатной квартиры. Имя Бориса Кашевника известно каждому истинному любителю гор. Он был инженером, изобретателем, мастером спорта и чемпионом СССР по альпинизму. Борис Лазаревич стал автором более 20 патентов и изобретений, связанных с усовершенствованием снаряжения для спасательных работ, альпинизма и лыжного спорта. Именно ему принадлежит разработка специального комплекса самоспасения для неподготовленных людей, с помощью которого можно эвакуироваться с высокого здания. Супруга Бориса Кашевника Лариса была чемпионкой Ленинграда и инструктором по альпинизму.

В их квартире на Лесном проспекте побывало немало известных людей, связавших свою жизнь с восхождением на горы. Сюда приходили почаевничать покорители Эвереста Владимир Шопин и Владимир Балыбердин, которые были участниками первой в СССР гималайской экспедиции (в 1982 году). В гости к Кашевникам заглядывал и альпинист, режиссер Вадим Михайлов.

Для молодежи — сына Кашевников Александра и его жены Елены — разговоры о восхождениях и снаряжении не были чужды. Саша на профессиональном уровне занимался горными лыжами. Очень быстро этот вид спорта полюбила и Лена. Она прошла обучение и стала тренером по этому виду спорта. Свой медовый месяц пара провела, катаясь в горах.

Время счастливое и тяжелое

Вскоре после переезда в трешку в семье Кашевник случилось пополнение: в октябре 1987 года у Саши и Лены родился сын Антон. Спустя год и семь месяцев, в мае 1989‑го, на свет появилась их дочь Мария.

«Я позволила себе дерзость — домашние водные роды. Прямо в этой квартире и родилась наша дочь. Именно она больше всех оказалась привязанной к этой квартире. Думаю, еще и поэтому она так рьяно держалась за наш дом, когда бабушка и дедушка ушли в мир иной… Я полностью поддерживала Машино желание не продавать родовое гнездо, хоть жить в нем никто не собирался», — делится с «МК в Питере» Елена.

В 1994 году Саша и Лена переехали в собственное жилье. Но они всегда с удовольствием приходили к старшим Кашевникам в квартиру на Лесном и приводили с собой детей. Те с упоением слушали истории бабушки и дедушки о восхождениях на вершины. Воспоминания старших о горах и снежных пиках дети воспринимали как сказки.

Мария и Антон с дедушкой Борисом Лазаревичем Кашевник. Фото из личного архива семьи Кашевник.

В 1995 году случилась трагедия: Александр погиб на Чемпионате России по альпинизму. После этого Елена не могла заставить себя поехать в горы. Но любовь к спорту осталась, и она начала учить детей кататься на беговых лыжах.

«Мы осиротели, но не сдались. Общее горе сплотило семью. Я занималась с детьми спортом. Моя фирма, которая была со­здана в 1992 году, стала представителем французской компании Campingaz и занялась поставкой горелок и оборудования для альпинистов и туристов. Она стала спонсором многих соревнований, пропагандируя экологичное отношение к природе. Моя гордость — экопрограмма на Скальном фестивале, который проводится уже 40 лет: за несколько лет были очищены все залежи мусора в заповедниках», — рассказывает Елена.

Со временем скорбь по мужу трансформировалась в светлую грусть. Женщина открыла свое сердце для новой любви, плодом которой стала дочь Ника… Старшие Кашевники приняли девочку как родную и внимательно следили за ее спортивными успехами: с ней они вспоминали свою альпинистскую молодость.

Тренерская деятельность

В ­какой-то момент Елене предложили работу тренером в Коробицыно. Она согласилась с условием, что тренерами возьмут и ее старших, уже повзрослевших детей. В итоге все они проработали в Ленобласти 12 лет.

Любовь к зимним видам спорта у Кашевников-­младших в крови.

Мария и Антон. Фото из личного архива семьи Кашевник.

Антон уже в 6 лет встал на беговые лыжи, а в 9 — на горные. Он вспоминает, что взрослые поддерживали детей в их увлечении лыжами и сноубордом, а вот к скалолазанию и альпинизму после смерти отца сформировалось отрицательное отношение. Но когда Антону исполнилось 20, он понял, что его тянет в горы. Сначала он признался сам себе, что хочет связать жизнь с альпинизмом, а уже после был серьезный разговор с членами семьи. Сейчас мужчина продолжает семейное дело: он мастер спорта по альпинизму, инструктор и горный гид. Сыну Антона 4 года, и он уже освоил горные лыжи.

Мария стала инструктором по горным лыжам и сноуборду в 14 лет. Работая в Коробицыно, она приняла участие в проведении одного из этапов кубка России. Это стало отправной точкой в новой карьерной линии для Марии: она стала судьей на соревнованиях. В итоге петербурженка судила на этапах Кубка Европы, на Кубке Мира, Олимпиадах в Сочи и в Корее. Сейчас ее 4‑летняя дочка Софи вместе с другими членами семьи катается на горных лыжах.

Свою жизнь с горами связала и младшая дочь Елены Ника. До 9 лет она каталась на горных лыжах, а затем брат Антон поставил ее на доску. В 14 лет Ника стала мастером спорта по сноуборду. Девушка выбрала для себя самые сложные дисциплины — слоупстайл и хафпайп. В ее жизни были и призовые чемпионаты России, и первенства мира. Но из-за появившихся проблем с коленями (были травмы и операции) из большого спорта пришлось уйти. Сейчас Ника — тренер по сноуборду.

Новая жизнь старой квартиры

После смерти Бориса Лазаревича и Ларисы Яковлевны в 2021 году трехкомнатную «альпинистскую» квартиру в доме на Лесном унаследовали их внуки Антон и Мария. Женщина сразу решила: она отреставрирует жилье, где прошло ее детство.

«В квартире было очень много вещей, которые нужно было разобрать, прежде чем заниматься ремонтом. Моей дочери было 3 месяца, я приходила, сажала дочку в слинг на груди и потихоньку перебирала вещи, которых было очень много», — рассказывает дочь Елены Мария Муйжаник.

Одежду она сдала в благотворительные магазины, а одеяла, пледы и подушки достались питерской «Ночлежке».

«Я придерживаюсь экологичной позиции и просто не могла все выносить на помойку. Я пыталась все разобрать, не раз вызывала экотакси, сдавала в переработку макулатуру. Сыграла роль и моя эмоциональная привязка к квартире: процесс шел долго. Я вообще любитель семейной истории. Для меня было очень ценно, что бабушка и дедушка в порядке хранили документы, которые помогли мне в создании генеалогического древа и архива истории нашей семьи», — делится с «МК в Питере» Мария.

Мебель и посуду женщина просто раздавала тем, кому они были нужны. Некоторые шкафы решила оставить, чтобы вписать их в новый интерьер.

Наступил этап ремонта. Мария нашла специалистов, которые занимаются именно старым фондом. Им удалось восстановить исторические детали, например продувы на паркетном полу.

«Во время ремонта мы нашли замурованные в стену деревянные двери, которые создавали сквозной проход через гостиную. Я решила их восстановить. Реставраторы их покрасили, вставили новые стекла. Знаете, когда мы жили в этой квартире, то ничего не знали про эти двери, а с ними комната смотрится еще лучше. Также мы обнаружили красивый деревянный паркет, спрятанный под линолеумом во времена нашей жизни там. Его мы тоже восстановили», — рассказывает Мария.

Так выглядит «альпинистская» квартира после реставрации. Фото из личного архива семьи Кашевник.

Посмотрев на итоги реставрации квартиры, женщина поняла, что продавать родовое гнездо не хочет, а вот сдать его — отличный вариант.

«В нашей семье именно я всегда интересовалась историей рода, допрашивала бабушек и дедушек, записывала разговоры на диктофон, с удовольствием перебирала фотографии и документы. И остальные родственники часто у меня ­что-то спрашивают. Для меня эта квартира на Лесном проспекте значит многое. Там я родилась. Там прожили три поколения нашей семьи. Эта квартира имела большое значение для советского альпинистского сообщества: к дедушке всегда можно было приехать в гости, попить чай и пообщаться с интересными людьми», — делится Мария.

Она, кстати, продолжает семейную традицию чаепитий: всегда держит на столе заварочный чайник и рассказывает гостям, что этот душевный обычай зародился в уникальной квартире на Лесном проспекте.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру