ИИ против человека: смог ли беспилотный трамвай стать лучшим водителем в Петербурге

ИИ против человека: смог ли беспилотный трамвай стать лучшим водителем в Петербурге
Беспилотный трамвай ехал по специальной трассе. Фото: «МК в Питере»

В Приморском районе трамвай с ИИ-автопилотом стал участником конкурса профессионального мастерства вагоновожатых «Лучший водитель трамвая-2024», где выступил против 18 лучших вагоновожатых. Корреспондент «МК в Питере» посетил соревнования и выяснил, смог ли робот стать лучше человека.

Состязание человека и искусственного интеллекта состоялось в пятницу, 14 июня, на территории пункта техобслуживания «Шаврова» петербургского Горэлектротранса. Беспилотному трамваю предстояло на специальной трассе протяженностью в 400 метров одолеть скоростной круг с экстренной остановкой перед светофором, а также плавно проехать со стаканом воды, стоящим на борту, и остановиться перед человеком на путях.

Организаторами новой номинации «Самый молодой водитель», в которой участвовал состав с ИИ-автопилотом, выступили компания Cognitive Pilot, разработавшая систему Cognitive Tram Pilot, и Горэлектротранс при поддержке городского комитета по транспорту. С помощью «смешанного» состязания стороны хотели определить, сможет ли трамвай с автопилотом достичь тех же результатов, что и лучшие водители Петербурга.

В качестве председателя жюри старт конкурсному заезду дала Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Татьяна Навка. По ее словам, подобные состязания могут стать основой для Олимпийских Игр будущего, где новым олимпийским видом спорта станут соревнования электротранспорта, управляемого роботами и людьми.

При выполнении заездов жюри оценивало точность остановки трамвая, его движение по противошерстной стрелке и движение с заданной скоростью, а также тормозной путь при экстренной остановке перед светофором, плавность хода при разгоне и торможении. Само собой учитывалось и общее время заезда.

Жюри оценивало точность остановки трамвая. Фото: «МК в Питере»

Отмечалось, что состав без водителя уже способен управлять бортовыми приборами, выбирать режим движения с учетом имеющихся ограничений ситуации на дороге и подстраиваться под условия трамвайной инфраструктуры. Но, пожалуй, самые важные и любопытные способности трамвая – распознавать и реагировать на пешеходов и автомобили, учитывать сигналы светофора, а также тормозить при появлении человека или автомобиля, учитывая при этом погодные условия, время года и собственную скорость движения.

Неудивительно, что с таким набором умений трамвай с искусственным интеллектом выполнил все элементы конкурсной трассы, соблюдая необходимую скорость. Хоть организаторы и не могли в целях безопасности оставить свое детище без человеческого надзора, и в вагоне находилась девушка-оператор, но за оба заезда ее рука так и не вмешалась в управление. Ко всему прочему, продемонстрированные трамваем результаты не только сопоставимы с результатами петербургских водителей, но и оказались в пятерке лучших.

Как отметил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков, самое главное в этом событии то, что разработка создана в России. Речь идет о системе Cognitive Tram Pilot, которая является первой в мире промышленной системой автопилотирования городским трамваем на основе ИИ. С 2022 года она уже успешно используется в свыше 200 трамваях Санкт-Петербурга. За два года эксплуатации системы серьезного ДТП с ее участием, а движение стало более плавным.

Комментируя результаты конкурса, президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова отметила, что петербургский Горэлектротранс в направлении беспилотного электротранспорта задал планку по безопасности, плавности движения, и комфорта для пассажиров, которые станут стандартом не только в России, но и в мире.

После успешной демонстрации способностей беспилотного вагона директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин особенно подчеркнул, что в будущем полностью без человека на борту поездки вряд ли возможны. Скорее всего водитель переквалифицируется в бортинженера и станет помогать малоподвижным горожанам, да и в принципе, людям в сложных ситуациях, а также следить за работоспособностью системы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру