В текущем году туристический поток в Северной столице увеличится еще на 10% и достигнет планки в 10,3 млн человек. Эти данные озвучил 10 июня вице-губернатор города Борис Пиотровский в беседе с газетой «Ведомости». И действительно — в нашем городе, кажется, есть все, чтобы удовлетворить потребности гостей. Музеи, театры, кафе на каждом шагу. Даже погода в этом году хорошая. Чем не повод для прогулок?
Однако все мы люди. Поэтому у каждого время от времени возникает, говоря деликатно… Потребность сходить в туалет. Обычная история, часть жизни.
Вопрос комфорта для жителей города получил много внимания со стороны СМИ и общественников, и просто небезразличных людей. Поэтому, чтобы люди не мучились, с 1 января 2022 года все клозеты «Водоканала» решением Смольного сделали бесплатными. И недостатка в отхожих местах, похоже, нет. В парках, скверах, да и просто на улицах. Особенно в центре города.
Однако лишенным такой важной для человека детали для нормальной жизни остается главное средство передвижения по городу — петербургское метро.
Откровенно говоря, не позавидуешь тому, кого «прижало» в подземке. Ведь для решения деликатной проблемы надо выйти на первой попавшейся станции, вытерпеть мучительный подъем на эскалаторе. Затем пробежаться вокруг строения, чтобы отыскать «скворечник». Под конец заплатить сумму в полсотни рублей. И вот – вы достигли цели! Поздравляем, квест пройден! Выйти из такого «сухим» — это еще постараться надо. А если пассажир — беременная женщина, ребенок или инвалид, сложность ситуации удваивается.
В случае с туристами, которые плохо ориентируются в городе, это тоже нелегкая задача. Вышел ты, к примеру, на «Маяковской». И куда идти? Тут и коренной житель не сразу сориентируется.
Вопрос организации туалетов в подземке — далеко не новый. Его активно обсуждают в социальных сетях. И про его остроту руководство наверняка знает.
Более того, в ноябре 2018 года в официальном канале метрополитена Петербурга пространно объяснили, почему в нашем городе это технически и финансово сложно.
Главные опасения, исходя из опубликованного текста, связаны с тем, что туалеты не будут справляться с потоком желающих облегчиться.
«Как вы понимаете, не справится «кабинка», рассчитанная на дюжину человек, с тем количеством людей, которые обычно проходят через большинство станций», — объяснили в метрополитене. Во-вторых, действительно, в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах указываются различные требования к минимальному расстоянию между общественным туалетом и зоной массового прохода людей, из-за которых большинство станций петербургского метро не могут быть реконструированы под размещение общественных туалетов».
В итоге, потока, с которым, вероятно, не справятся кабинки, в метро нет. Потому что сами туалеты там тоже отсутствуют. Перефразируя известную фразу: «Нет клозета — нет проблем». Только вот сортирных неприятностей нет именно у метрополитена. А у пассажиров они есть. Они вынуждены проходить квесты.
Тем временем в Москве отхожие места в переходах работают. Да, они платные. Но если у тебя действительно «проблемы», воспользоваться ими можно. И очередей там наши московские друзья не замечали. Все-таки это случай не постоянный, а экстренный.
«Тем не менее технологии... в туалетной индустрии постоянно совершенствуются, и поэтому есть резон надеяться, что достаточно скоро мы получим решение, позволяющее разместить общественные туалеты в метро», — сообщается на той же странице петербургского метро в социальной сети.
С тех пор, как был опубликован этот текст, прошло более пяти лет. Проблема, как мы видим, до сих пор находится в стадии решения. И чтобы узнать, смогут ли туристы комфортно кататься в петербургском метро уже в 2024-м, «МК в Питере» обратился с запросом к директору подземки Евгению Козину.
В нем журналисты спросили, какие конкретные шаги по организации клозетов в метрополитене были сделаны за прошедшие годы. И какие проводились конкретные расчеты по экономической целесообразности организации туалетных комнат.
Однако, несмотря на то, что с момента отправки нашего письма в адрес организации прошло больше недели, ответа так и не последовало.
Пока «МК в Питере» ждет ответа от метро, никаких намеков на решение этого вопроса обычному пассажиру не видно.
При этом, в рост туристического потенциала города власти вкладывают много сил. Так, в интервью РИА в июне 2023-го года губернатор Александр Беглов отмечал: «Очень важно, что люди в Петербург сегодня едут семьями, как мы того и хотели. Путешественники с детьми составляют больше половины турпотока. Другой позитивный тренд — мы заинтересовали молодежь. В 2022 году 38% внутренних туристов составили молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет».
В Северной столице активно развиваются патриотический, медицинский, гастрономический и образовательный туризм. И очень жаль, что многие из 10,3 млн туристов, которые посетят наш город, если поедут в подземке, по-прежнему будут мучительно искать «скворечники» у станций, чтобы не портить себе отдых в одном из самых красивых городов мира. Теперь и в 2024-м году.