Любая сфера со временем меняется, форматы занятости доступные населению – не исключение. Трендом последних лет стала популяризация новой для России формы – платформенная занятость. Ее ключевыми отличиями являются больший уровень социальной мобильности и свободы участников этих взаимоотношений.
В то же время, платформенные занятые на данный момент имеют значительно меньше социальных гарантий. Несмотря на такие непривычные, на первый взгляд условия, направление активно наращивает свою популярность. Об этом рассказала Наталья Вайнберг – Наталья Вайнберг – юрист адвокатского бюро SSP, член Ассоциации юристов России и общественный деятель.
Популярность платформенной занятость в Российской Федерации
Согласно докладу ВШЭ, в 2022 году оценка численности платформенных занятых в России составила 15,5 миллионов человек, но основной работой данная сфера была для 1,7 миллионов человек. Согласно докладу ЦСР, в 2023 году доля тех, для кого этот вид деятельности является основным или единственным источником дохода, за год выросла почти в два раза – с 45 % до 79 %.
Эта форма занятости пользуется популярностью у молодых специалистов – доля участников до 35 лет занимает 52 % рынка, у 40 % есть высшее образование, либо они находятся в процессе обучения. Быстрыми темпами растет доля женщин, за два года она выросла до 49 % от общего числа платформенных занятых.
Стоит отметить, что развитие этого направления связано, как с ростом популярности платформенной занятости у населения, так и с увеличением численности цифровых площадок и появления новых направлений, в которых платформенные занятые могут себя профессионально применить.
Как появились платформенные занятые и кто они такие
Появление этой новой формы занятости в Российской Федерации – следствие ряда причин. Влияние оказывают структурные экономические изменения, развитие технологий и цифровая трансформация экономики.
Ключевым фактором появления платформенной занятости является социальный запрос на получение целого ряда возможностей, недоступных при классической форме найма:
● гибкие условия оплаты труда;
● снижение барьеров для входа в профессию;
● самостоятельное управление рабочим временем.
Катализатором формирования и развития платформенной занятости стало появление специального экспериментального налогового режима – самозанятость (налог НПД), введенного в 2019 году и распространенного на всю страну в 2020 году.
«Платформенная занятость» впервые упомянута, в законе «О занятости населения», принятом в 2023 году.
Важный нюанс, при платформенной занятости, цифровая платформа не становится работодателем занятого. Она имеет либо статус посредника (агрегатор курьерских служб, платформы такси и др.), или сама выступает заказчиком услуг (работа на складах маркетплейсов и др.) на основании договоров об оказании услуг или предоставлении товаров собственного производства.
Новая форма занятости выгодна обеим сторонам, при этом остается ряд моментов, требующих уточнения на законодательном уровне. Так:
● платформенные занятые не имеют ряда социальных гарантий – оплаты больничных, ежегодных отпусков, пенсионных отчислений (социальные отчисления возможны на добровольной основе). Тут стоит заметить, что соответствующие взносы из их дохода не удерживаются как это происходит при найме;
● платформы, предоставляющие доступ к заказам и клиентам, гарантирующие высокий спрос для работников, имеют возможность формулировать условия заключаемого договора, исходя из собственной выгоды;
● поскольку это не трудовые отношения, платформы имеют возможность вводить не только премиальные бонусы за достижение показателей, но и штрафные санкции за нарушение правил для занятых. В трудовом кодексе штрафы как мера ответственности отсутствует и их применение незаконно. Однако в том или ином виде они все равно существуют (например, уменьшение премии или ее лишение).
Правовое регулирование деятельности платформенных занятых. Чего ждать от законодательства?
К платформенной занятости и деятельности платформенных занятых невозможно применить стандартное трудовое законодательство. Пока можно говорить о частичном регулировании отрасли через нормы Гражданского кодекса и иные Федеральные законы, координирующие отношения в сфере работ, услуг и продаж. Регуляторами выступают ФНС, Минтруд, пристальное внимание обращено со стороны законодателей из Госдумы и Совета Федерации.
На уровне государства есть понимание необходимости сформировать прозрачные, регулирующие платформенную занятость, нормы и правила. Появление обновлённого закона «О занятости населения» взамен его старой версии, где упоминается платформенная занятость – первый шаг на пути к этому.
Государство стремится соблюсти баланс между прозрачным регулированием и саморегулированием рынка предоставляя возможность платформам самостоятельно ввести ряд социальных гарантий для платформенных занятых:
● социальный пакет;
● возможность формирования ежегодного отпуска по условиям договора;
● премирование за использование возможностей самостоятельного формирования пенсионных отчислений.
Основным этапом формирования регулирующей базы для платформенной занятости может стать планируемый к внесению в весеннюю сессию 2024 года в Государственную Думу законопроект о создании Совета цифровых платформ.
В документе будет закреплено право для платформенных занятых создавать профсоюзы и объединения.
Когда закон будет принят, появится способ решения споров между платформами и занятыми на них, а также координирующий орган для рассмотрения жалоб.
Заключение
Перемены – это всегда не просто. Платформенная занятость – глубокое изменение, в сравнении с привычным рынком занятости, а значит, правила игры для этого нового направления будут вырабатываться постепенно. Работа ведется, в том числе, с накопленным опытом рынка.