Коммуникация в команде на работе является ключевым моментом, который создает правильную атмосферу в коллективе. Генеральный директор PR-агентства для ИТ-компаний Crystal PR Юлия Гулюк рассказала в беседе с «МК в Питере», что общение внутри команды всегда было сложнее даже самых жестких переговоров с потенциальными клиентами.
Представьте ситуацию — человек проработал у вас больше года, показал себя как ответственный и сообразительный сотрудник, дорос до руководителя отдела, и вдруг решил уволиться. Если не начать вести с ним переговоры и не пытаться удержать, то вы многое потеряете. У нас в этом году была аналогичная ситуация по замене главного специалиста. В итоге мы сменили 4 кандидата, потратили много времени и денег на оплату тестовых заданий, зарплату и онбординг. А в итоге люди, которых мы брали в команду, просто не справлялись со своими обязанностями — качество и скорость выполнения работ желали лучшего. На практике все было настолько плохо, что мы даже не могли передавать результаты задач клиентам, чтобы не позориться.
Буквально недавно у нас случилась следующая ситуация: взяли человека с очень большим опытом не на совсем профильную для него позицию, но все-таки на смежную. За 1,5 месяца поняли, что опыт и результаты работ не соответствуют заработной плате. И вместо того, чтобы уволить за некачественное выполнение обязательств, мы поговорили и согласовали с ним понижение в грейде и зарплате. Но это можно делать только с людьми, которые подают надежды, действительно стремятся чему-то научиться и выдавать результат. Если вы понимаете, что человек больше обещает, чем делает — прощайтесь сразу, не тратьтесь время и деньги компании.
Какие техники применять — зависит от стиля оппонента. Бывают очень сложные ситуации. Например, год назад мне пришлось увольнять человека с испытательного срока за полное непонимание того, что ему нужно было делать. В итоге беседа вылилась в спор на тему «все мои задачи в Битриксе закрыты, не важно, что их кто-то переделывал, важно, что задача стоит на мне и она закрыта, поэтому вы не можете меня уволить с испытательного». Действительно, другие члены команды переделывали задачи этого сотрудника примерно после того, как в пятый раз он принес совсем не то, что было нужно. Соответственно, задачи, стоящие на нем, мы закрывали.
В итоге у нас было целых три тура переговоров по 1,5 часа. Первые два не увенчались успехом, скажу больше — со стороны подчиненного были даже угрозы трудовой инспекцией и прочими инстанциями несмотря на то, что он просто не проходит испыталку. И чтобы не навлечь лишних проблем на компанию и расстаться в хороших отношениях, пришлось импровизировать — мои знакомые 2 раза в год проводят трехмесячные обучения с последующим пристроем самых талантливых ребят в крупные компании. Перед встречей я выяснила, что мои друзья как раз на текущей неделе запускают новый поток обучения. И пошла на последний тур переговоров с сотрудником-террористом с интересным предложением: я тебе помогаю попасть на это обучение, ты потом имеешь возможность устроиться в крупнейшую в России компанию, и мы расстаемся без взаимных претензий. На том и порешали.
Что касается различных подходов к переговорам — то они никак не отличаются: общаешься ты с сотрудниками или с клиентами. Чтобы погрузиться в тему больше, рекомендую прочесть книги: «Переговоры с монстрами» — Игорь Рызов, «Договориться можно обо всем!» — Гэвин Кеннеди, и моя любимая «Сначала скажите «нет» — Джим Кэмп.