В день рождения метрополитена Санкт-Петербурга рассказываем, как прокладывали тоннель под Невой, о настоящем и будущем самого народного вида транспорта.
От проектов до 72 станций
О создании подземного транспорта в Петрограде всерьез начали задумываться еще в конце XIX века. Ведущие инженеры предлагали разные варианты. Например, засыпать Екатерининский канал (ныне Грибоедова) и протянуть по его руслу скоростную дорогу (проект отклонили, так как он требовал «разгрома центральной части города и уничтожения векового ценного сооружения»). Один из первых максимально детализированных прожектов подземного метро не утвердили из-за дороговизны строительства.
К тому же в городе постепенно модернизировался наземный транспорт: в 1907 году появилась ветка электротрамвая, пришедшего на смену паровому. Между тем интенсивность движения на улицах города в конце XIX — начале XX веков была очень высокой: тогда в Санкт-Петербурге насчитывалось более 26 тысяч ломовых извозчиков, около 15 тысяч легковых экипажей, 370 вагонов с конной и паровой тягой, сотни омнибусов и автомобилей, один трамвай и около 10 автобусов.
В 1914 году, когда Санкт-Петербург был переименован в Петроград, городскому голове — графу Ивану Толстому — удалось убедить императора Николая II в целесообразности строительства метро. На геологические изыскания и подготовку проекта было выделено 25 тысяч рублей. Разрабатывать план подземки поручили Управлению городских железных дорог. К 1917 году работы завершились. Но проекту было не суждено реализоваться.
Сначала грянула Февральская революция, затем — Гражданская война.
В 1918 году Петроград лишили статуса столицы, и о строительстве метро в городе на Неве не вспоминали вплоть до 1930‑х годов. Но Вторая мировая война сдвинула планы по возведению подземки на середину XX века.
После окончания войны в декабре 1946 года был организован «Ленметропроект». А 15 ноября 1955 года от станции «Автово» до «Площади Восстания» отправился первый поезд.
За прошедшие годы петербургское метро выросло в 10 раз: количество станций увеличилось с 8 до 72, а протяженность путей — с 10,8 до 125 километров.
За последние 5 лет в Северной столице открыли пять станций: «Новокрестовская» и «Беговая» распахнули свои двери перед пассажирами в мае 2018 года, а в октябре 2019‑го — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары».
Возвращение «Надежды»
В новейшей истории петербургского метрополитена были и тяжелые времена. Строительство новых веток ускорилось после того, как с подачи губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова предприятие «Метрострой» реорганизовали в компанию «Метрострой Северной столицы». 65% акций нового предприятия принадлежит городу. Курирует предприятие комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и его дирекция транспортного строительства. Как пишут СМИ, в планах Смольного — перевести «Метрострой Северной столицы» под юрисдикцию комитета по строительству. Процедуры предполагается завершить к Новому году.
В целом работы по строительству новых участков и станций метро ускорились. Сейчас специалисты компании активно трудятся как под землей, прокладывая тоннели, так и на земле, подготавливая площадки к строительству новых вестибюлей.
В марте этого года губернатор Санкт-Петербурга подписал постановление, согласно которому город профинансирует с помощью кредитов из федерального бюджета строительство Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линий метро.
«На строительстве первого участка Красносельско-Калининской линии метро завершены все основные горнопроходческие работы. На днях наши метростроевцы закончили проходку наклонного хода «Путиловской» — тоннель на глубину 60 метров, в котором впоследствии будут установлены эскалаторы, проложили менее чем за год, смонтировав более 150 чугунных колец. Длина тоннеля 116 метров, — написал тогда Александр Беглов в своем телеграм-канале. — В прошлом году была завершена проходка другой станции — «Юго-Западной» и перегонных тоннелей. Идут работы в подземном вестибюле «Путиловской» — обустраиваются платформы и служебные помещения, проемы для прохода пассажиров в центральный зал. Пуск по участку от «Юго-Западной» до «Путиловской» запланирован на 2024 год».
В апреле была завершена масштабная реконструкция электродепо «Дачное». Это был один из самых крупных проектов по обновлению инфраструктуры петербургского метро.
«После модернизации здесь могут обслуживать самые современные вагоны, которые закупаем благодаря поддержке президента на средства Фонда национального благосостояния», — сообщил Александр Беглов.
А в июне в стартовом котловане на Туристской улице запустили в тестовом режиме тоннелепроходческий комплекс «Надежда». Оттуда он начал проходку продолжения зеленой линии метро. Как рассказал в своем телеграмм-канале губернатор, с помощью «Надежды» петербургские метростроевцы уже строили Фрунзенский радиус от станции метро «Международная» до «Шушар» и тоннель от «Приморской» до «Беговой». Несмотря на то что комплекс был нужен в Петербурге, прежняя компания «Метрострой» отправила его в Москву, где он вел проходку одной из новых линий. Властям города удалось вернуть «Надежду» в Петербург, но сразу задействовать ее не смогли.
«Понадобился ремонт, который осложнялся санкциями и трудностями с поставкой необходимых комплектующих. Но специалисты нашей новой компании «Метрострой Северной столицы» справились. Теперь «Надежде» предстоит проложить двухпутный тоннель длиной 4,6 километра — это будут две станции: «Богатырская» и «Каменка». Работа комплекса позволит нам строить продолжение зеленой линии параллельно с развитием Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской», — сообщил губернатор.
Как отметил Александр Беглов, город делает все возможное, чтобы помочь новой компании модернизировать старое оборудование и закупить новое, российское. Так, в 2024 году метростроители получат проходческие щиты отечественного производства. В рамках заключенного контракта за 2,37 млрд рублей Обуховский завод поставит два щита размером 5,63 метра и 19 укладчиков тюбингов различных диаметров.
От бумажных билетов до оплаты улыбкой
За годы работы метро существенно изменился и способ оплаты проезда. Каждый раз его модернизировали в соответствии с требованиями времени.
Так, в 50‑х годах прошлого века петербуржцы за 50 копеек приобретали у контролера, стоявшего перед эскалатором, бумажный билет. Первые турникеты появляются только в 1958 году — на станции «Нарвская».
На смену билетам пришли металлические жетоны. Кстати, метро Петербурга — одно из немногих, где сохранился такой способ оплаты. Но, конечно, пассажирам доступны и другие, более современные варианты. Проезд можно оплатить с помощью транспортной карты «Подорожник», пластикового проездного, банковской карты и так далее.
В данный момент комитет по транспорту Санкт-Петербурга ведет работы по подготовке системы оплаты проезда к приему виртуальных проездных билетов. Виртуальный билет будет храниться в мобильном телефоне, и главным его преимуществом станет возможность пополнения в любом месте в любое время, без необходимости дополнительной активации платежа в устройствах метрополитена. Оплата поездки виртуальным «Подорожником» может стать реальностью уже в 2024 году.
Второе инновационное направление — оплата проезда с использованием биометрических данных (Face Pay). Для этой цели турникеты необходимо оснастить блоками камер, выделить дополнительные серверы, разработать программное обеспечение. Запуск пилотного проекта на одной-двух станциях запланирован на 2024 год. Также комитет совместно с банками работает над внедрением оплаты с использованием системы быстрых платежей (СБП). Чтобы совершить оплату в аппарате на станции или в кассе, пассажиру достаточно будет отсканировать QR-код.
Комфортно всем
Одна из приоритетных задач в рамках развития петербургского метрополитена — повышение доступности метро для маломобильных групп населения.
С 2017 года в метрополитене начало работать специализированное подразделение — Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. Дежурные оказывают услуги по безопасному и комфортному передвижению по метрополитену не только инвалидам, но и пожилым людям, пассажирам с детскими колясками, беременным.
В сентябре 2023 года по итогам панельной сессии Петербургского международного экономического форума «Развитие инклюзивного сообщества» начальник метрополитена Евгений Козин подписал Национальный инклюзивный договор. Метрополитен подтвердил намерение продолжать реализовывать и развивать практики создания доступной среды для маломобильных пассажиров.
По данным петербургского комитета по транспорту, за 9 месяцев 2023 года работники дистанции обеспечения мобильности приходили на помощь пассажирам более 425 тысяч раз.
Метрополитен постоянно адаптирует инфраструктуру для повышения доступности станций: выполняются работы по устройству тактильной разметки, в рамках капремонта двери вестибюлей оснащаются электродоводчиками, продолжается оснащение лестниц подъемными платформами.
Комфортнее, причем для всех пассажиров, становятся и поезда метро. В октябре на первую линию метро вышел 16‑й по счету восьмивагонный состав «Балтиец». Вагоны поездов нового поколения — это просторные салоны в стиле хай-тек, широкие дверные проемы и комфортные сиденья.
«В ближайшие годы город получит 950 современных вагонов. Это самое масштабное за последние 30 лет обновление подвижного состава подземки», — сообщил в начале октября этого года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Обновление станций
Пока метростроевцы прокладывают новые участки существующих веток, ГУП «Петербургский метрополитен» активно ремонтирует и модернизирует имеющиеся станции подземки.
Как отмечал в июньском интервью ТАСС губернатор Александр Беглов, особенность петербургского метрополитена заключается в том, что большинство станций вводились партиями, примерно в одни и те же сроки. «Чернышевская», «Горьковская», «Гостиный Двор» — на рубеже 1960‑х. «Политехническая», «Пионерская», «Ладожская» — в интервале с 1975 по 1985 год.
«Станции крепких советских времен — пилонного типа, как «Чернышевская» или «Горьковская», — прослужили больше полувека. Станции открытого типа, построенные в позднесоветские времена, как «Ладожская», — проработали меньше 40 лет. Сроки их надежной эксплуатации тоже истекают одновременно. Откладывать ремонт на потом нельзя, это связано с безопасностью пассажиров», — отмечал Александр Беглов.
По данным комитета по транспорту, в первом полугодии 2023 года были капитально отремонтированы эскалаторы на девяти станциях: «Политехническая», «Электросила», «Лиговский проспект», «Гостиный Двор», «Волковская», «Сенная площадь», «Ломоносовская», «Черная речка», «Московские ворота». Обновилась и станция «Пионерская».
В настоящее время капитальный ремонт идет на нескольких объектах петербургского метрополитена:
- на станции «Ладожская» приводят в порядок вестибюль и наклонный ход;
- производится реконструкция тяговой сети линии 1 станций «Автово», «Технологический институт 1, 2», «Площадь Ленина»;
- реконструируется станция метро «Чернышевская».
«Реконструкция станции метро «Чернышевская» идет по графику. Держу на постоянном контроле ход работ на этом объекте: станция очень нужна горожанам, планируем запустить ее, как обещали, к маю следующего года, — сообщил губернатор Александр Беглов в своем телеграм-канале 10 ноября. — Решение о ремонте «Чернышевской» было необходимым — это одна из старейших станций, ее открыли 65 лет назад. На мою страницу по этому поводу обращались и жители. При разработке проекта реконструкции учли все особенности, а главное, продумали возможность увеличения пропускной способности станции. После ремонта пассажиропоток увеличится на 6,5 тысячи человек и превысит 50 тысяч пассажиров в сутки. Сейчас метростроители вышли на один из основных этапов — начали монтаж эскалаторов. Вместо трех их станет четыре».
В планах — реконструкция станции «Фрунзенская» с заменой наклонного хода и созданием Единого диспетчерского центра метрополитена.
Большое будущее петербургского метро
В интервью ТАСС губернатор Александр Беглов озвучил и планы города по открытию новых станций, а также реконструкции имеющихся.
Так, уже в 2024 году должно завершиться строительство станций метро «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская».
«Президент России поставил четкие задачи по развитию метрополитена Санкт-Петербурга. До 2032 года нам предстоит построить 20 новых и реконструировать 12 существующих станций метро. Для выполнения этой амбициозной цели «Метрострой Северной столицы» заключил крупный контракт на производство спецоборудования с Обуховским заводом», — сообщил глава региона.
В 2024 году из бюджета Санкт-Петербурга на новые объекты метрополитена и реконструкцию существующих планируют направить около 30 млрд рублей. Об этом губернатор Санкт-Петербурга заявил в Законодательном собрании, представляя в первом чтении бюджет города.
«В трехлетнем бюджете на новые объекты метрополитена и реконструкцию существующих предусмотрено 93 млрд рублей, из них 30 млрд — в 2024 году. В проекте бюджета, предложенном к первому чтению, основные капиталовложения сосредоточены на двух линиях — это Красносельско-Калининская и Лахтинско-Правобережная», — уточнил Беглов.
По словам губернатора, чтобы выйти на высокие темпы строительства петербургской подземки, компании «Метрострой Северной столицы» предстоит решить несколько вопросов, связанных с переоснащением предприятия и заменой старого, изношенного оборудования. Город помогает как может: за 2 года на модернизацию и замену оборудования было выделено 11,5 млрд рублей.