Страшно вкусно: что приготовить из саранчи и тараканов к новогоднему столу

На Фестивале еды из насекомых показали петербуржцам, как готовить жучков и червячков

Поедание насекомых лично у меня, журналиста «МК в Питере», раньше всегда ассоциировалось лишь с телешоу «Последний герой», «Звезды в Африке» и прочими передачами про выживание. Про то, что существуют петербуржцы, которые могут добровольно употреблять в пищу таракашек, саранчу, червей и прочую нестандартную живность, я узнала недавно, хотя фест, популяризирующий «здоровое питание из насекомых», куда я отправилась, проходил в Северной столице уже в третий раз. На уникальном и своеобразном гастрономическом событии посетители угощались «едой будущего» и узнавали, какую пользу для здоровья человека можно извлечь из мучного червя.

На Фестивале еды из насекомых показали петербуржцам, как готовить жучков и червячков
После небольшой теоретической вводной стартовало кулинарное шоу. Фото: МК в Питере / Ольга Калюжная

Зофобас жареный, зофобас пареный

В просторном зале кулинарной студии толпятся прилично одетые люди. Они заинтересованно посматривают в сторону кухонной зоны. Три, два, один — мероприятие начинается. Для начала гостям вынесли закуски — брускетты с паштетом из гусениц бражника и тарталетки с хрустящим пралине из сверчков. Вид у деликатеса, конечно, экзотический. Поэтому пока одни участники (не без некоторой заминки) приступили к дегустации, другие, брезгливо фыркая, с интересом смотрели за едоками. Видимо, чтобы перетянуть вторых на сторону первых, организаторы провели мини-лекцию о пользе насекомых для питания. Пересказывать не будем. Аргументы были те же, что звучат от пропагандистов энтомокухни из Европы, где стоимость продуктов питания растет как на дрожжах.

Фото: МК в Питере / Ольга Калюжная

После небольшой теоретической вводной стартовало кулинарное шоу. На глазах у гостей шеф-повар, а точнее, энтомокулинар Илья Еремин начал создавать свои диковинные шедевры. Первым номером были гамбургеры с котлетой из моркови и жареных личинок зофобаса (жуков из семейства чернотелок), а также вьетнамские спринг-роллы с теми же личинками. Затем повар приготовил хрустящую саранчу в азиатской медово-имбирной глазури и жаренных во фритюре пряных сверчков.

Дегустаторы из числа самых смелых гостей пробовали блюда и охотно делились впечатлениями. Одним букашки по вкусу напомнили шкварки, вторым — курицу, третьим — сушеные грибы.

Лапы, крылья и хвосты

После шоу от энтомокулинара начался мастер-класс по приготовлению мадагаскарских тараканов во фритюре. К повару в качестве сушефа присоединился исследователь саранчи, биолог, почвовед и насекомоед Геннадий Селезнев. Благообразный пожилой мужчина с жаром рассказывал о том, что по «песне» таракана специалист может узнать страну и регион происхождения насекомого. Уверял: сам он уже несколько десятков лет является энтомофагом, выращивая съедобную живность прямо у себя в ванной в специальном инкубаторе. Будущие ингредиенты для экзотических блюд живут в специальных боксах, где поддерживаются необходимые условия.

Петербуржцев накормили здоровым питанием из насекомых

Петербуржцев накормили здоровым питанием из насекомых

Смотрите фотогалерею по теме

Зрители, сраженные наповал ароматом жареных тараканов, уже были готовы к тому, чтобы попробовать экзотику, но Геннадий Селезнев их остановил: «Мало правильно приготовить, надо еще уметь правильно разделать. Принцип — как при разделке крабов. Нужно разрезать по самому нежному месту и специальной вилочкой извлечь начинку».

Фото: МК в Питере / Ольга Калюжная

Желающим отведать самых больших в мире тараканов дали возможность сделать все самостоятельно, и они смогли убедиться, что жареное мясо мадагаскарских насекомых при всей своей внешней неприглядности удивительно приятно на вкус.

— Как раки, — заявил один из дегустаторов.

— Нет, больше на креветку похоже, — возразил ему другой.

— Правильно! — одобрительно воскликнули повара. — Просто креветки или раки — это водоплавающие, а наши тараканы — сухопутные!

А бабочка крылышками бяк-бяк

Тем временем Илья Еремин, энергично жестикулируя, рассказывал, как приготовить куриные стрипсы в панировке из насекомых и фунчозу с овощами и различными букашками. Женская половина участников фестиваля делала записи в телефоне. Кажется, у кого-то из петербуржцев на праздничном ужине будет нечто особенное.

Наконец настало время коронного блюда. Шеф-повар очень старался убедить публику, что лучшим украшением новогоднего стола может быть не оливье, мясной рулет или заливное с рыбой, а… тараканы под пармезаном. Перешагнув внутренний барьер, уже привыкшие к виду и вкусу насекомых, гости мероприятия с тарелками в руках выстроились на раздачу.

Тараканы под пармезаном и правда выглядели аппетитно. Запивать экзотическое блюдо повара советовали мохито со сверчками, а на десерт предложили «Титьку тараканью», то есть гуакамоле с хрустящими личинками мучного жука.

Тараканов можно жарить во фритюре или запекать, а вот со сверчками получается отличный плов, — делился секретами энтомокухни Илья Еремин. — Но если не хочется заморачиваться, можно просто добавить в свой рацион сверчковую муку или муку из личинок мучного червя. Это крутой протеиновый продукт, наравне с хорошим спортивным питанием. Мука из насекомых сейчас очень популярна у спортсменов, людей, которые ведут здоровый образ жизни, худеют. Называется «хитиновая диета».

Фото: МК в Питере / Ольга Калюжная

Для тех, кому свежеприготовленных блюд было мало, на стол для раздачи выставили тарелки с заранее сделанными угощениями. Гостям среди прочего были предложены сушенные в аэрогриле личинки мучного жука и сверчки банановые, жаренные во фритюре со специями личинки зофобаса, саранча перелетная и гусеницы бабочки бражника.

Тайны энтомологии

Одна из посетительниц фестиваля, петербурженка Виктория, дегустируя блюда, рассказывает мне, что у нее дома есть небольшая ферма с насекомыми, и они с мужем экспериментируют, добавляя букашек-таракашек в выпечку. Она сообщает, что своих «питомцев» кормит морковью, яблоками и овсянкой. А достигшие нужного возраста насекомые превращаются в протеиновую добавку к блюдам, которые готовятся для всей семьи.

Фото: МК в Питере / Ольга Калюжная

Ферма — это как многоэтажка размером с посудомойку, состоящая из боксов, — улыбается девушка. — Сняли урожай, засушили, положили в банку либо заморозили в морозилке, чтобы использовать в разных блюдах. В отличие от привычных нам сельскохозяйственных животных, насекомые не имеют запаха. Я много читала и пришла к выводу, что все продукты из насекомых полезны, потому что в них большое количество белка. Например, в 100 граммах жареных сверчков содержится до 70% белка. В то время как в курином мясе всего 26%, в говядине — 25, а в свинине — 20. Кстати, многие из нас уже ели насекомых, сами об этом не догадываясь, потому что в состав некоторых продуктов, например йогуртов, входит пищевая добавка Е-120 (краситель кармин), который делается из жучка-кошениля.

Самба белого мотылька

Почему вы решили разводить именно насекомых? — спрашиваю у организатора мероприятия и энтомобизнесмена Артемия Позднякова.

Я считаю, что насекомые — это еда будущего. Жители Азии тысячелетиями употребляют их в пищу и являются рекордсменами по различным позициям типа продолжительности жизни и так далее. Самое страшное — попробовать в первый раз. Когда поймешь, что вкусно, то уже нет разницы, что ешь. Раньше мы удивлялись тому, что можно есть сырую рыбу. Сегодня суши — уже практически национальное русское блюдо. С развитием туризма, путешествуя во Вьетнам, Китай, Таиланд, люди стали пробовать насекомых. Уверен, они готовы отведать саранчу и тараканов и в домашней обстановке. Так почему бы у нас, в гастрономической столице России, не открыть первый в стране энтоморесторан и не совершить кулинарную революцию?

Фото: МК в Питере / Ольга Калюжная

Кстати

Из грязи в князи

Неужто букашки-таракашки действительно в какой-то момент могут стать таким же привычным блюдом, как картошка, жаренная с грибами, или пельмени? В конце концов, есть немало продуктов, которые раньше считались несъедобными либо достойными только столов бедняков, а потом стали деликатесами. Нырнув в пучину интернета, мы нашли довольно необычные примеры.

Лобстеров в XIX веке рыбаки, случайно поймав в сети, выбрасывали. Их называли... «тараканами моря» и считали пригодными только для удобрения почвы. Позже ими начали кормить скот, рабов, прислугу и заключенных. Затем из лобстеров начали делать кошачий корм. И лишь во времена развития железнодорожного сообщения в США ракообразных начали готовить в вагонах-ресторанах. В итоге лобстеров начали целенаправленно вылавливать. Сейчас они под угрозой исчезновения и безумно дорого стоят.

Устрицы во времена Диккенса ассоциировались с нищетой. До XIX века эти моллюски заменяли мясо беднякам Франции, Италии и Англии.

Лосось раньше составлял основу рациона лишь шотландских рыбаков, которым не хватало денег на мясо.

И все же на Руси к насекомым всегда относились с брезгливостью. Саранчу воспринимали как Божью кару, а мух и тараканов считали бедствием дома. Так что сложно представить, что когда-то бутерброды с червями и тараканы в кляре станут повседневными блюдами в России.

Тем временем

Что русскому вкусно, то иностранцу — дичь?

Обсуждая в редакции необычные блюда, журналисты вспомнили, что в нашей стране якобы есть блюда, которые иностранцы не понимают, считая их поедание чуть ли не дикостью. Особо въедливые решили выяснить, так ли это. Оказалось, что в национальных кухнях зарубежных «приверед» можно найти аналоги русских яств.

Холодец. Жители других стран называют его «холодным мясным желе» и «тортом из мяса». В интернете можно найти видеоролики с иностранцами, которые пробуют холодец и называют его... отвратительным. При этом аналоги русского блюда в Европе есть (или были) — кабарет в Норвегии, aspic и head cheese (также известен как brawn) в Англии, зельц в Германии, галантин во Франции. А в тропических странах готовят «стеклянное мясо».

Окрошка. В роликах иностранцы могут заявлять, что «овощной салат в жидкости» — это невкусно, но верить им не стоит. В Германии готовят подозрительно похожий на окрошку kalte suppe aus sauermilch und gurken («суп холодный из простокваши с огурцами»), в Англии — cold yogurt cucumber soup («холодный огуречный суп с йогуртом»), в Азербайджане — довгу, в Узбекистане — чалоп.

Голубцы. Иностранцы якобы считают это блюдо слишком тяжелым для организма и странным на вкус. Между тем блюдо, в котором начинка заворачивается в капустный или виноградный лист, можно найти во многих национальных кухнях мира. Так называемые cabbage roll (капустные роллы) готовят в Европе, Западной Азии, Северном Китае и некоторых регионах Северной Африки.

Кисель. Говорят, что иностранцев пугает его консистенция, напоминающая растаявшее желе. Однако напитки со схожим названием и составом можно попробовать в Польше и Финляндии.

Сало. Этот продукт едят не только в России: в Италии популярно лардо, во Франции — лардон, в Венгрии — шпик.

Кабачковая икра. Если иностранцы говорят, что сия закуска — «извращение», напомните, что кабачковую икру готовят и едят во Франции, Италии и Шотландии. Укроп. Иностранцы его якобы не любят из-за сильного запаха. Но укроп активно используют повара в Северной и Восточной Европе, Турции, Иране, Индии, Вьетнаме, Италии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру