Как найти предков из I века нашей эры, мог ли дворник с Охты тренироваться с борцом Иваном Поддубным — об этом и не только в рассказах петербуржцев, которые глубоко погрузились в изучение своих родословных.
Первые петербуржцы
На уроках истории петербурженке Марии Максутовой всегда было интересно: ее предки участвовали во многих известных событиях, произошедших в стране. Крымская, Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная войны, революции, реформы, перестройка. Более того, ее родословная напрямую связана с Петербургом, который когда-то соединил между собой две семьи: татарский княжеский род Максутовых и род Гильшеров. Последние — это немцы, приглашенные Петром I еще во времена строительства Петербурга. Кстати, в ходе исследований нашей собеседнице удалось доказать, что все когда-либо жившие люди с фамилией Гильшер происходят из одного рода и являются родственниками. Женщина даже нашла бабушку из Франции.
Информацию о своей семье женщина собирала буквально по крупицам.
«Мне с малых лет прививали любовь к изучению собственной родословной. О том, что у нашей семьи есть герб, я узнала лет в 10, когда папа нарисовал его буквально на моей коленке. В детстве я слушала истории бабушки с дедушкой о предках, любила рассматривать старинные альбомы, где хранились фотографии с середины XIX века. В школе на каждое замечание учительницы истории выдавала готовый рассказ, кто из моих родственников и в каком событии участвовал. Доходило иногда до смешного. Одноклассники однажды нашли в учебнике подпись к иллюстрации о восстании, что эта картина написана Василием Николаевичем Максутовым. Они посмеялись и спросили: «Это тоже твой?» Я тогда им ничего ответить не смогла, но, когда стала изучать родословную, доказала, что это действительно мой предок — двоюродный прапрадед», — поделилась Мария. Сегодня она является членом совета РГО и ведет активную генеалогическую деятельность.

На время петербурженка приостановила деятельность по изучению своей родословной: после школы была учеба в Кораблестроительном институте, потом замужество и рождение детей. А лет пять назад ее сыну дали домашнее задание — составить генеалогическое древо. Мария с радостью рассказала ребенку о предках. После этого женщина вернулась к своему увлечению. Сейчас она бывает в архивах по два-три раза в неделю. Ее задача — собрать воедино все разрозненные данные и легенды, передававшиеся из уст в уста. Это, кстати, самое важное в исследовании своих родословных — общаться с родными о прошлом.
«Моя мама из крестьянского рода, поэтому изучать ее линию гораздо сложнее. Ты просто упираешься в то, что это либо бесфамильные крестьяне, либо, например, переселенцы по столыпинской реформе. Нужно сопоставить множество данных, чтобы быть уверенным в родстве с этими людьми. А родословная моего папы более развернутая, потому что это дворянские корни. По Гильшерам я докопалась до 1750‑х, а по Максутовым, можно сказать, дошла до I века нашей эры», — смеется Мария.
Выяснилось, что петербурженка решила проверить семейную легенду, гласившую, что род Максутовых имеет отношение к самому Чингисхану. Работая в петербургских архивах с бумагами, касающимися предков, Мария добралась до старинных документов аж за 1400‑е годы. По ее словам, она нашла того самого родственника, который связывает ее род с Чингизидами. Однако, добавляет наша собеседница, ей во многом повезло, ведь ученые глубоко интересовались такой личностью, как Чингисхан, а потому информации глубже в века было много.

«В какой-то момент я перестала считать, сколько персон в нашем генеалогическом древе. По Гильшерам я нашла около 350 человек, по Максутовым — примерно 1000, но это только те, кто имеют отношение к княжескому роду. Есть иностранный портал, который позволяет соединить между собой родословные древа разных семей по свойству — то есть путем брака. Когда я ввела все известные данные, мне выдало цифру 10 тысяч человек», — поделилась исследовательница.
Восходящая звезда с Охты
Легенды существуют практически в каждой семье, хотя иногда сложно понять, насколько они правдивы. Директор АНО «Семейная традиция», генеалог Екатерина Суворова однажды получила интересный запрос: в одной семье ходил миф, что их предок, живший на Охте, занимался спортом и боролся с Иваном Поддубным — известным в XX веке борцом.
Данных для поиска было не так много: имя и фамилия человека, примерный год рождения и легенда про Поддубного. Генеалоги начали поиски в основных источниках — это списки членов легкоатлетических обществ. Спустя почти год было решено, что эта семейная история скорее выдумка: следов мужчины с таким именем не было ни в одном из списков.
«Эта история — пример того, как информация раскрывается не сразу, а постепенно. Спустя много месяцев я посетила выставку в одной крупной библиотеке, где был стенд с дореволюционным журналом «Геркулес». Его совершенно случайным образом открыли на довольно любопытном снимке с крупным мужчиной и подписью «Самородок силач “Вася с Охты”». Дело в том, что спортсменов обычно снимают в костюмах или в процессе борьбы. А тут — просто большой мужчина в достаточно закрытой одежде, брюках, рубахе, подпоясан», — рассказывает Екатерина.
Рядом с фотографией генеалог нашла некролог о спортсмене-великане. В статье сообщалось, что «Вася с Охты» был дворником, он только начинал путь звезды спорта, но смерть забрала его в 1913‑м на 32‑м году жизни. По словам Екатерины, эти слова написал редактор журнала «Геркулес», а по совместительству тренер. Именно он воспитывал Ивана Поддубного и других борцов.

«Мы можем реконструировать события, что этот мужчина, будучи простым дворником, попал в поле зрения тренера. Он делал на него большие ставки, раз даже включил его некролог в периодику. Это уникальный случай — попасть в один ряд с именитыми спортсменами. Он оказался там как восходящая звезда. И мы смогли подтвердить такой кратковременный сюжет в его жизни», — поделилась генеалог.
Так, благодаря череде случайностей (посещение выставки, раскрытый на развороте с фото журнал) удалось доказать правдивость семейной легенды.
Кстати, снимок Васи с Охты в 2016 году был продан на аукционе дома «Литфонд» в составе 18 фотооткрыток, сделанных в Петербурге в 1910‑х. На всех изображены борцы, в том числе чемпионы мира Англио, Аберг, Али-Адали, Долгов и Кащеев, француз Пьерар де Колосс, вестиндиец Вилли-Чезе и непобедимый сибирский богатырь Мартынов. Вот в такой компании оказался уже после смерти петербургский великан, тренировавшийся с Поддубным.
Сила родословной
Предки Любови Горяевой (в девичестве — Талызиной), эксперта по раннему изучению французского языка, в основном были крестьянами. Это женщина выяснила за 10 лет изучения своего рода. Сейчас она прививает интерес к предкам двум сыновьям.
«Я знаю, что одна из прабабушек была настолько сильной, что могла носить на плече бревно. Дедушка воевал, но о войне говорить не любил. После был председателем колхоза. Другой дед работал бухгалтером. Папа (Анатолий Талызин) был художником. Забавный факт: он помнит, что его отец, пришедший с войны, вылечил его от цинги интересным способом — кормил селедкой. Я узнала много житейских, казалось бы, негероических историй, несущих силу новым поколениям», — поделилась преподавательница.
По словам женщины, в детстве она с удовольствием слушала семейные байки, а став взрослой, продолжает узнавать секреты предков. Около 10 лет назад Любовь начала записывать всю информацию, касающуюся родословной. Она общается с ныне живущими родственниками, пользуется открытыми источниками, делает запросы в отделы ЗАГС, архивы. Но, отмечает наша собеседница, главный кладезь историй — 90‑летняя сестра отца.
Любовь рассказывает, что составляет родословную для своих детей и будущих поколений. По ее словам, знание истории семьи дает возможность использовать опыт предков.
«Однажды мой дядя спас свою семью, сестру и маму (моих маму и бабушку). Они вместе пошли в лес и наткнулись на медведицу с медвежатами. У его сестры от испуга отнялись ноги. Но дядя был настолько лесной человек, что встреча с диким зверем для него была не впервой. Он сразу сказал: «Стоять, не бежать, надо шуметь, ищите камни и бейте их друг об друга». Мы с сыновьями, зная эту историю, всегда осторожны в лесу и помним, что нужно делать в чрезвычайной ситуации. Мои дети продолжают с уважением общаться с родственниками, жителями родных мест наших предков. Старший, недавно поступивший в Консерваторию, в свои 18 лет всегда радуется новым встречам. И даже в дни каникул легок на подъем, чтобы в 5 утра ехать в соседнюю деревню, собирать гонобобель (голубику) с местным лесником», — поделилась Любовь.
Основа идентичности
К генеалогам регулярно обращаются за помощью в составлении родословных. По словам Екатерины Суворовой, сегодня предками все чаще интересуются клиенты младше 30 лет. Хотя раньше, отмечает она, средний возраст обращающихся был 45–50 лет.
Конечно, заняться изучением родословной можно и самостоятельно, для этого есть все ресурсы. Как отмечает Екатерина Суворова, еще в начале пути необходимо запомнить, что главный архив — это семейный. Генеалог рекомендует поговорить о предках с родными, друзьями семьи и даже соседями, особенно если человек жил в деревне или селе, где все друг друга знают.
Следующий шаг — структурирование полученной информации, в том числе несостыковок в «показаниях» и семейных легендах. Как только все будет зафиксировано, отмечает генеалог, начинается предархивная работа. На этом этапе необходимо понять, к каким источникам можно обратиться: они зависят от дореволюционного места жительства предков, их национальности, участия в исторических событиях и так далее. Обратиться можно к сайтам с открытой информацией, опубликованной литературе, краеведческим материалам.
Далее идет работа с архивами: можно как прийти туда вживую, так и сделать запрос (стоит помнить, что иногда за справки берут плату). Также, добавляет Екатерина, необходимо быть готовым к тому, что архивы — это море закодированной информации, где потребуется разобраться во многих сокращениях и почерках.
«Основной источник генеалогической информации в архиве — метрические книги, то есть записи, которые раньше велись представителями разных конфессий, о рождении детей, браках, смертях. Возможно, это будут исповедальные ведомости, где указывались все члены семьи, пришедшей на покаяние. Также это могут быть ревизские сказки (подушные переписи податного населения. — Прим. ред.). Все эти источники открыты, главное, чтобы они были в сохранности», — отмечает Екатерина.
Конечно, даже с помощью генеалогов изучить до конца свою родословную невозможно. По словам нашей собеседницы, при сохранности документов можно найти информацию о предках, живших в XVII–XVIII веках. Поэтому случай с потомками Чингисхана — скорее невероятная удача, чем обыденность.
Наследие предков
Для наших героинь изучение родословной — не просто хобби, а значительная и очень важная часть жизни. Женщины прививают своим детям любовь к предкам, какие бы ошибки те ни совершали в прошлом. Причем не важно, из какого сословия были пращуры, они все важны, а их опыт ценен.
Когда узнаешь собственную родословную, понимаешь, что крупные исторические события так или иначе связаны с твоей семьей и сказались на тебе: где ты родился, где учился и какие таланты имеешь. А вот то, как ты распорядишься опытом и наследием рода, зависит только от тебя.
Потомок жителей немецкой колонии Бальцер Ирина Меркель.