Благодаря людям, разделяющим это увлечение и создающим тематические паблики в соцсетях, петербуржцы смогли узнать, кто сейчас обитает в водоемах, парках и заповедниках Петербурга. И, как выяснил «МК в Питере», иногда в нашем городе можно встретить удивительных птиц и животных.

В комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подсчитали: сейчас в Петербурге обитает около 30 лосей и чуть больше 20 кабанов. Кроме того, вдвое возросло количество занесенных в Красную книгу зайцев-русаков — до 26 особей. Один из косых минувшей зимой несколько дней жил в Летнем саду. Также у нас водятся зайцы-беляки, косули, лисицы, куницы, горностаи, ласки и енотовидные собаки. Стало больше и редких, исчезающих птиц: в 2022‑м специалисты природоохранного ведомства зафиксировали 15 тетеревов (притом что в 2021‑м был лишь один) и 10 рябчиков (против четырех в прошлом году). По данным биологов и наблюдениям фотографов, это далеко не все звери, способные своим присутствием удивить петербуржцев.

Сплошная экзотика
Вот уже лет шесть, а может, и больше в Петербурге живет самец утки арлекин, или, как ее еще называют, каменушки, рассказал «МК в Питере» кандидат биологических наук и автор видеоблога «Каждой твари по паре» Павел Глазков. До сих пор селезень заставляет ученых в недоумении качать головой и задаваться вопросом: откуда? Дело в том, что эти пернатые гнездятся, как правило, на Дальнем Востоке, в Сибири, Гренландии и Северной Америке. Как один из них появился у нас — неизвестно. Тем не менее каменушку видели у городской Академии художеств имени Ильи Репина и в районе Петропавловской крепости.

«Сейчас утка арлекин уже полиняла и стала такой невзрачной серой, но с середины осени и до весны она, можно сказать, космического цвета», — добавил эксперт.

Не секрет, что самцы в природе более яркие, разноцветные и привлекающие внимание, нежели самки. Так, петербургским уточкам хорошо известен еще один красавец — мандаринка. Такие в наших краях, говорит Павел, появились около 10 лет назад. Их происхождение, добавляет биолог, более или менее понятно: когда-то давно птиц завезли в Европу из Китая. С тех пор кто-нибудь из потомков нет-нет да и сбегает от своих так называемых хозяев.

Минувшей весной с участием мандаринки в водоемах ЦПКиО имени Кирова разыгралась целая драма. Петербургский фотограф Антон Кубышкин запечатлел утиный любовный треугольник.
«Трио: селезень, мандаринка и кряква. Мандаринка отбил даму у селезня, но тот не намерен сдаваться — все плавает рядышком, на что-то надеется. Крякву, кажется, нынешний кавалер вполне устраивает», — написал он в социальной сети.

Последние 5 лет в Петербурге можно наблюдать белую цаплю. Серая, конечно, тоже есть. Это южные виды, поясняет Глазков, появление здесь которых ученые связывают с изменением климата, а если точнее, с потеплением.

Помните хохму про бакланов, которых несколько лет назад обвинили в порче крыши новой тогда «Зенит Арены»? В каждой шутке, как говорится, есть доля правды. А заключается она в том, что эти птицы прилетели к нам еще четверть века назад по той же причине, что и цапли, и встречаются преимущественно в Кронштадте. В середине весны 2020 года под Петербургом заметили розового пеликана. Это вызвало небывалое оживление в среде орнитологов, ведь в последний раз эту птицу видели в наших краях почти 100 лет назад: в первый раз, в 1881‑м, — в районе Ораниенбаума, во второй, в 1928‑м, — на Ладоге, в третий — в окрестностях Гатчины. Известно, что этот вид зимует в Африке, а в России обитает в Крыму, Причерноморье и дельте Волги.

«Я на вас фотоохоту начинаю!»
Судя по количеству снимков, в том числе птиц, опубликованных в Сети фотографом Антоном Кубышкиным, эта фраза из знаменитого «Трое из Простоквашино» к петербуржцу вполне применима. Конечно, в объектив его камеры попадает не только экзотика, но и, казалось бы, привычные всем представители животного мира. Так, мужчину, кажется, порадовали свиристели, которых в Северной столице, по его наблюдениям, прошлой зимой было немало. Как и скворцов, которые, похоже, не могли дождаться прихода весны. А вот воробьев, посетовал наш собеседник, наоборот, особо не наблюдалось. Но настоящий фурор в 2021‑м произвела полярная чайка, залетевшая в Дворцовый парк Гатчины и во всех смыслах наделавшая много шума.

«Сфотографировать ее приезжали даже из Москвы», — пояснил Антон.
«Эта чайка средних размеров, очень похожа на бургомистра, но гораздо мельче, с более округлой головой и относительно слабым клювом», — вот так гостью описал автор одного из постов в социальной сети Вячеслав Заметня, по словам которого полярная чайка обитает на территории Канадского арктического архипелага, Гренландии, Исландии, а в период миграции ее можно встретить на северных побережьях Европейской России.

Оплеуха от бобра
«Это не они, а мы у них в гостях», — обмолвился как-то Павел Глазков, комментируя появление представителей фауны в черте города во время пандемии.

За очень короткое время люди захватывают сотни, а то и тысячи километров площадей, которые когда-то были территорией диких животных. А память, в том числе последних, как известно, бывает не только индивидуальной, но и исторической.

Поэтому едва ли стоит удивляться встрече, например, с лисами. К слову, парочку рыжих в середине января видели на льду Невы в районе стрелки Васильевского острова, между Эрмитажем и Петропавловской крепостью, а также на Обводном канале.

Позднее, в феврале, в Летнем саду поселился заяц-русак. Животное, говорит биолог, пришлось поймать и вернуть в естественную среду обитания, иначе бы оно поело все саженцы. Еще одного русака (а может, того же) чуть ранее, в январе, приметили на реке Охте, недалеко от Ладожского вокзала.

Теперь на ПМЖ в Петербурге, уверяет автор видеоблога «Каждой твари по паре», бобры. На днях чета грызунов даже попала в новости. Мама-бобер отвесила папе-бобру хорошую оплеуху за то, что тот посмел нарушить ее идиллию с малышом. У этих животных, пояснил Павел Глазков, настоящий матриархат: бобриха также заметно активнее участвует в строительстве плотин и хаток и рытье нор. О том, что самки в доме хозяева и главные защитники, свидетельствуют многочисленные шрамы на их телах.

А в Сестрорецке осенью несколько раз видели медведя, который выходил на болото полакомиться клюквой. Что уж говорить о лосях и кабанах, которых, по данным комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в Северной столице насчитали по несколько десятков.

Тоже маленькая и зависает на месте
Вот уж кто точно у нас не водится и вряд ли когда-нибудь появится — это колибри. А ведь именно за эту маленькую птичку из отряда стрижеобразных, по словам биолога, в 2021 и 2020 годах петербуржцы приняли крупную бабочку из семейства бражников. Такие изредка встречаются в городе и области, поскольку наш регион находится на северной границе их ареала обитания.

Бражники преимущественного сумеречные и ночные существа. Отличаются способностью зависать в воздухе над цветком, добывая нектар с помощью длинного хоботка. Латинское их название sphingidae произошло от особенности поведения гусениц у некоторых видов — будучи потревоженными, они приподнимают переднюю часть своего тела и замирают, становясь похожими на сфинкса. А русское наименование связано с тем, что бражники помимо нектара могут также питаться забродившим соком фруктов или потеков на деревьях.
Петербургский жемчуг
Как известно, основной вклад в общую площадь зеленого фонда Петербурга вносит Курортный район, где помимо других особо охраняемых территорий расположен государственный природный заказник регионального значения «Гладышевский». Его водная система — реки Гладышевка, Рощинка и Черная — относятся к Нахимовской озерно-речной системе — одной из основных на водосборе Карельского перешейка, где сохранились нерестилища ценных лососевых рыб, например краснокнижной кумжи. Здесь же встречается столь редкий пресноводный двустворчатый моллюск жемчужница жемчугоносная, которую активно добывали в прошлом веке и даже украшали ее «плодами» иконы храмов Северной столицы.
«Ее цикл зависит от лососевых рыб — первый год икринка живет на ее жабрах. Если рыба не заходит в реки, моллюск не размножается. Лососевые же стали реже заходить из-за прессинга на залив», — отметил Павел Глазков.