Как помочь ребенку не растерять знания за лето: пять методик, которые помогут родителям

Как помочь ребенку не растерять знания за лето: пять методик, которые помогут родителям
ФОТО: freepik.com

Учеба — это непрерывный процесс, который нельзя просто так взять и поставить на паузу на три летних месяца. Иначе в сентябре школьник с удивлением обнаружит, что забыл практически все, чему учился в прошлом году. Психолог, академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская рассказывает, что можно сделать родителям, чтобы ребенок не растерял все знания за лето, и при этом хорошо отдохнул.

Зачем и как учиться летом?

Когда дело касается учебы летом, первый вопрос, который задают себе родители: «А нужно ли это вообще?». Может, пусть школьник отдыхает, разгружает мозги? В школе и так много задают, зачем нагружать уроками еще и каникулы.

Ребенок, конечно, должен отдыхать. Но отдых подразумевает не только ленивое валяние на диване, хотя и без этого тоже не обойтись. Отдых — это переключение с одной активности на другую, а новые знания можно успешно интегрировать в эти активности.

Методисты Skysmart рекомендуют изменить сам подход к учебе в летнее время. Не нужно заставлять ребенка «учиться» в традиционном смысле — зубрить, читать учебники и заполнять рабочие тетради. Летние каникулы, чтобы научиться учиться по-другому — отдыхать и одновременно развить новые навыки, изучать окружающий мир.

Такой подход хорош тем, что родители, которые летом задают вектор учебы, будут не просто контролировать процесс, а участвовать в нем. Когда ребенок видит, что занимается не просто «принудиловкой», а совместным делом, которое интересно всем, он будет учиться гораздо охотнее. Это позволяет снизить риск, что он негативно отреагирует, когда ему предложат позаниматься чем-нибудь летом.

Вот несколько методов обучения, которые применяются на уроках в школе Skysmart (и не только летом) и которые доступны родителям — их можно подстраивать под разные предметы и интересы ребенка.

Метод кейс-стади — это способ учить теорию на реальных примерах. Так, на одном из уроков по обществознанию в Skysmart ученики разбирают признаки индивида, индивидуальности и личности на примере Греты Тунберг. Чем нагляднее реальный пример, тем лучше.

Метод Problem based learning, или обучение через проблемный вопрос. Упражнение заключается в том, чтобы ребенок представил, что ему пришло странное сообщение от друга с незнакомой ссылкой, и его задача — распознать, обман это или нет, а потом рассказать, что делать в такой ситуации. Рассказывать нужно по-английски — получается тренировка внутри тренировки.

Мнемотехники — приемы для лучшего запоминания информации, которые помогают и детям, и взрослым. К таким техникам относится, например, «Место», или метод Цицерона. Он заключается в том, что нужно создать в воображении пространство с опорными образами. Сначала вы выбираете хорошо знакомое вам место, например, ваш дом. Затем планируйте свой путь через это место: входная дверь, прихожая, ванная, кухня, холодильник, и так далее. Запишите термины, которые вы хотите запомнить (список российских природных ресурсов, к примеру). На каждую локацию распределите по термину. А дальше преувеличивайте. В ванную вы поместили термин «золото»? Представьте ванну, наполненную огромными золотыми монетами. Мысленно ходите по своему маршруту и называйте предметы в каждом месте. Проделайте несколько раз. Так список и запомнится.

Метод сторителлинга. Истории с яркими запоминающимися образами хорошо тренируют память, выступая в роли «якоря». Нужно запомнить список покупок? Предложите ребенку поиграть в Джеймса Бонда, которому нужно убегать от злодеев, попутно собирая с полок нужные товары.

Метод открытых вопросов хорошо подходит для развития креативного мышления. Он хорош тем, что его легко применить даже в простом повседневном разговоре. Задавайте вопросы, но не простые, а на которые нельзя ответить «да» или «нет». У младших школьников можно уточнять, как называются деревья, насекомые и животные на даче — это поможет не забыть уроки естествознания.

Тем, кто постарше, можно задавать более сложные вопросы, на размышление. Например, «Какой закон ты бы принял, если бы был депутатом?», «Как меняется роль семьи в современном мире?» — это уже обществознание.

Как заинтересовать подростка учебой летом

С младшими школьниками учиться летом проще, чем с подростками. Последних гораздо труднее мотивировать, но это не значит, что это невозможно. Родителям нужно выбрать правильный подход и уделить особое внимание интересам ребенка. Ведь это уже почти взрослый человек, и найти с ним общий язык проще, чем кажется.

Разговор о выборе профессии

Важно делать это не в духе: «Скорее выбирай, куда будешь поступать», а вместе рассуждать о том, что кажется подростку кажется перспективным. Например, когда мы проводили исследование среди старшеклассников в начале весны этого года, мы спросили их, какие прикладные навыки они считают наиболее перспективными в современном мире. 73 % ребят отметили финансовую грамотность и умение разбираться в инвестициях, 69 % — знание иностранных языков, а 55 % считают программирование фундаментальным навыком для поиска будущей профессии.

Какой из этого следует вывод? Во-первых, детям многое интересно, вопреки убеждениям их родителей. Во-вторых, летними каникулами можно воспользоваться для теста нового увлечения ребенка с прицелом на будущую профессию. Например, если вы переживаете, что ребенок все лето проведет, играя в компьютерные игры, попробуйте не скандалить с ним, борясь с этим увлечением, а предложить записаться на курсы программирования этих игр. Есть предубеждение, что разработка игр — только для взрослых или одаренных детей, на самом деле, как говорит руководитель нашего летнего IT-лагеря Ксения Плотникова, дети вполне могут уже с десяти лет и писать код на Scratch, Python или Roblox и обладать портфолио проектов с разработанными ими играми, сайтами и мобильными приложениями. Бонусом к такому летнему занятию ребенок встретит новых друзей, которые разделяют его интересы и увлечения.

Обмен знаниями

Тут ключевое слово именно «обменяться», то есть не только рассказать что-то почти взрослому ребенку, но и получить от него новую информацию. Например, попросить его объяснить, что значит сленг, на котором говорит он и его друзья. Этот сленг почти полностью состоит из английских слов (иногда слегка адаптированных), и пока подросток будет объяснять, что такое краш, чилл и йеп, он заодно вспомнит английскую лексику.

Совместные занятия

Совместный просмотр фильмов и мультфильмов с субтитрами с детьми — работающий метод изучения языка, который уже освоили многие родители. Ребенок чувствует, что отдыхает и развлекается вместе с мамой и папой, а не отбывает повинность в виде урока.

В дополнение к фильмам можно использовать другие интерактивные способы, чтобы заниматься вместе: разгадывать загадки на английском, вместе описывать все, что видишь, повторять цвета и счет, играя в pop-it.

Или запишите ребенка на курсы, а сами учитесь с ним. Это и экономно, и эффективно. Возникает соревновательный эффект, и пробуждается интерес.

Если вы сами уже учите язык на курсах, подключайте ребенка к своим «домашкам», якобы обращаясь за советом: конечно, тема инвестиций вряд ли заинтересует пятиклассника, но поговорить о хобби или путешествиях он точно будет рад.

Определите тип восприятия информации ребенком

Он у каждого свой — есть аудиальный, визуальный и кинестетический типы восприятия информации. Для работы с первым подходят аудиоформаты: музыка, аудиокниги, подкасты. Ребенку-аудиалу нужно прочитать информацию вслух, чтобы лучше ее запомнить.

Подростку-визуалу смело советуйте метод карточек. Людям такого типа нужны картинки, таблицы и как можно больше наглядных изображений, чтобы все воспринять.

Для кинестетиков информацию лучше выписывать на бумаге или даже показывать жестами, как в «Крокодиле» — предложите ребенку представить предмет, ситуацию или действие и изобразить. Это еще и хороший совместный досуг.

Игра в «Крокодила» очень схожа с TPR (Total Physical Response) — методом полного физического реагирования, который нацелен на восприятие языка через органы чувств. Нужно сопровождать все свои слова действиями. Например, говорим brush your teeth и показываем, как мы чистим зубы. Этот метод подходит всем типам и при воспроизведении действий в ежедневной жизни у любого вызывает в памяти изученные слова.

Уроки в традиционной школе редко вдохновляют детей и могут казаться им скучными из-за сложностей в программе, требовательности учителей и других аспектов. Именно поэтому летом дети и подростки стремятся забыть про школу. Но с помощью методик, описанных выше, вы сможете показать ребенку, что знания можно получать не только из учебников — на самом деле они всегда вокруг нас.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру