Летом в Петербурге начался второй этап транспортной реформы с закрытием маршруток и выходом на улицы города новых автобусов. Такие серьезные изменения, направленные на повышение качества услуг общественного транспорта, не могут проходить без профессиональных комментариев представителей власти и специалистов в этой области. «МК в Питере» поговорил с местными депутатами и экспертами, которые следили за внедрением новой транспортной системы обслуживания и готовы поделиться своим мнением по поводу нововведений.
Эксперт по транспортному развитию территорий Илья Резников, например, сообщил, что за годы работы частных маршруток их существование постоянно выбивалось из общей системы городского транспорта. Ведь далеко не все из них принимали льготные проездные, поэтому их и не стремились покупать. Теперь же это изменилось — льготы действуют на всех социальных маршрутах.
«Группа населения, которая очень довольна — это льготники, которых в Петербурге немало. Это пенсионеры и школьники, студенты и инвалиды, многодетные семьи», — рассказал Резников.
Эту мысль поддержал и депутат ЗакСа Алексей Цивилев. По его словам, теперь пенсионерам, студентам и родителям школьников не придется беспокоиться о том, есть ли в том или ином автобусе льготы. Он также выделил возможность оплатить проезд разными способами: с помощью банковской карты, проездного или QR-кода для тех, у кого, например, есть с собой только наличка. Еще одним плюсом для пассажиров Цивилев назвал пересадочный тариф, который помогает значительно сэкономить.
Как добавил глава комиссии петербургского парламента по социальной политике и здравоохранению Александр Ржаненков, важно, чтобы у каждого пассажира были одинаковые возможности для оплаты проезда без возникающих сложностей.
«Поэтому все, что предложено в рамках новой модели транспортного обслуживания — это для более удобного, комфортного и льготного проезда для всех жителей Петербурга, вне зависимости от их статуса и особенностей», — поделился мнением Ржаненков.
Удобнее стали и сами маршруты, считают эксперты. Как рассказал Резников, изменения в них сделали не случайно. Раньше, когда этим занимались частные перевозчики, длина маршрута и он сам зависел скорее от желание побольше заработать. Теперь же все основывается на главном критерии — комфорте пассажира, поэтому то, как будет ехать автобус и какие точки соединять, решили на основе данных по пассажиропотоку и загруженности разных районов.
Ведь, как считает депутат Заксобрания, лидер партии «Новые люди» Дмитрий Павлов, любая реформа должна улучшать качество жизни местных жителей. Но делать это нужно постепенно, как происходит с уходом маршруток, которые из-за своей долгой работы вошли в ежедневную жизнь жителей Петербурга.
«Поэтому переход на новую систему должен быть плавным, нужно учитывать пожелания и привычки петербуржцев», — добавил Павлов.
Поэтому, уверен политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, транспортную реформу нужно и дальше проводить, следуя расписанию. Однако, по его словам, затягивать с продолжением реформы не стоит, ведь, как, кстати, уже отмечал губернатор Александр Беглов, транспортные изменения в городе назрели давно.
Солонников напомнил, что действующая до апреля транспортная система в Петербурге была сформирована еще в девяностых, поэтому то, что ей требуется какое-то обновление, стало понятно еще во время завершения первой четверти XXI века.
И, несмотря на непредвиденные обстоятельства, с которыми городу пришлось столкнуться недавно, реформа продолжает идти по плану, подытожил Ржаненков.
Третий финальный этап транспортной реформы будет стартовать в середине июля. Тогда пассажиров в Петербурге начнут возить еще 1,2 тысячи автобусов. Все вместе они смогут полностью заменить маршрутки. Беспокоиться насчет перемен не стоит: на сайте комитета по транспорту и «Организатора перевозок» можно найти всю информацию по запуску автобусов и их маршрутам.