Глава петербургского парламента. Беседа без галстука

Глава петербургского парламента. Беседа без галстука
Александр Бельский не боится попасть под санкции Запада. Фото: пресс-служба петербургского ЗакСа

Лидер петербургских депутатов, многодетный отец, ярый футбольный фанат, человек, стоявший у истоков организации акции «Бессмертный полк» в Северной столице — это все о нашем собеседнике. В преддверии Дня города «МК в Питере» встретился со спикером Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александром Бельским и узнал, какие сейчас задачи стоят перед народными избранниками, за счет чего удалось выстроить продуктивную работу со Смольным и как налажено взаимодействие с сенаторами от Петербурга в Совете Федерации. Спросили мы и о простых, близких каждому человеку вещах — семье, спорте, стиле одежды.

О семье

Праздники позади — расскажите, как провели длинные выходные? Есть ли в вашей семье какие-либо традиции, связанные с Днем Победы?

— Так как я несколько лет назад стоял у истоков организации в Петербурге акции «Бессмертный полк», входил в оргкомитет, основная традиция нашей семьи в День победы — участие в шествии «Бессмертного полка». Мы всей семьей участвуем в этой акции в Сестрорецке. Конечно, вспоминаем наших бабушек, дедушек, ветеранов. Моя бабушка еще жива, слава Богу. Но родственники, которые воевали, к сожалению, уже ушли из жизни. Но в целом, конечно, День Победы — один из главных праздников в нашей семье.

У вас пятеро детей. Помогают ли навыки многодетного отца при работе в ЗакСе? Или, может быть, опыт взаимодействия с парламентариями как-то пригождается дома, с детьми?

— У меня дети разного возраста. Это дает возможность каждый раз переживать какие-то этапы их взросления, подмечая изменения. Опыт взаимодействия с такой большой семьей, конечно, помогает здесь, в Законодательном собрании. Можно ли перенести опыт, получаемый в Законодательной собрании, домой? У меня дома такой демократии нет, поэтому, пожалуй, сделать это будет сложно.

О спорте

Вы ярый футбольный фанат. Вас часто видят на матчах сине-бело-голубых, да и, судя по социальным сетям, иногда вы сами выходите на поле. Какого футболиста «Зенита» вы считаете самым выдающимся за всю историю клуба? Почему?

— Мне сложно назвать самого выдающегося. Нужно смотреть по каким-то критериям оценки: кто больше всех забивал, кто лучше всех стоял в воротах, кто является лучшим защитником или кто сколько сыграл матчей за сборную. Но мне с детства нравилось, как играет Владимир Казаченок. Ему не повезло: в 1983 году он закончил выступление за «Зенит», а в 1984-м «Зенит» стал чемпионом. Также нравилось, как играл Сергей Веденеев. А из наших современников... Наверное, один из самых талантливых все-таки Андрей Аршавин. Не хочу обижать других футболистов, каждый хорош в своем амплуа, но из воспитанников «Зенита», которые добились каких-то результатов, по моему мнению, Андрей является одним из самых талантливых.

Александр Бельский активно играет в футбол. Фото: пресс-служба петербургского ЗакСа

О работе

В каждом интервью вы утверждаете, что занимаетесь только тем, что вам интересно. Скажите, почему вам интересно работать в ЗакСе? С вашей точки зрения, что самое интересное в работе спикера петербургского парламента?

— Я действительно занимаюсь тем, что интересно. Что касается Законодательного собрания — это новое поприще для меня. Мне очень интересно взаимодействие с депутатами, я много перенимаю опыта от старших коллег. Мне нравится создавать коллектив, команду, которая работает на благо чего-либо. В данном случае — на благо нашего великого города Санкт-Петербурга. Мне хочется, чтобы парламент показывал командный результат, когда все депутаты нацелены на конкретную задачу: чтобы город наш стал лучше, комфортнее, чтобы жителям в числе прочего стало в нем безопаснее жить. Наша задача — помогать органам исполнительной власти качественно выполнять свою работу на благо жителей Петербурга, учитывая в первую очередь мнение горожан и их интересы. Если нам удастся с этой задачей справиться, то я буду считать, что мы в парламенте проработали пять лет не зря.

Что касается непосредственно работы спикера. При всем том, что мы все являемся равными депутатами, у спикера немного больше обязанностей и ответственности, потому что он возглавляет депутатский корпус. Мне очень приятно, что депутаты мне это доверили. Моя задача — не подвести их, а оценивать мою работу будут они и жители нашего города. Коллеги помогают мне во всем, я стараюсь чем возможно помочь им. На сегодня каких-то противоречий у нас в работе нет. Да, действительно, если говорить непосредственно о работе спикера — это, помимо всей ответственности и прочего, ведение заседаний. Здесь для меня важно, чтобы каждый высказал свою позицию, свою точку зрения. Но главное, чтобы мы все обсуждали конструктивно и в рамках тех вопросов, которые поднимаются. Я уже много раз говорил: хотя, конечно, политики без популизма не может быть, но все-таки, если мы говорим о трибуне парламента, она должна быть направлена не на популистские высказывания, а на вырабатывание конкретных решений. Чтобы мы могли принимать правильные решения, занимали взвешенную позицию, учитывали мнения всех фракций и депутатов, находящихся в парламенте. Мне кажется, пока нам это все удается.

О разделении власти

Кстати, о госслужбе. В парламент вы пришли из Смольного. Некоторые ваши критики стали говорить, что законодательная и исполнительная власть «войдут в резонанс». А это, в свою очередь, не пойдет на пользу городу. А вы как считаете, не нарушается ли принцип разделения властей? Да и столь ли он важен в условиях пандемии и санкций?

Не вижу в этом никакой проблемы. Могу сказать, что мы все — и законодательная, и исполнительная, и муниципальная власти — должны работать на благо нашего города. И если мы можем помочь органам исполнительной власти с принятием тех или иных решений для улучшения качества жизни горожан — конечно, это большой плюс. Что касается вопросов противостояния... Я не считаю, что такое должно быть. Да, есть спорные вопросы. Мы их обсуждаем с депутатами и на комиссиях, и в комитетах, и кулуарно, вынося на заседания уже взвешенные решения. Они могут быть с ними согласны или не согласны. Я не вижу какого-то резонанса или отрицательного момента, связанного с тем, что я, как человек, работавший в органах государственной власти, больше знаю о тех процессах, которые там происходят. Мне кажется, что желание депутатов интегрироваться в работу органов власти, участвуя в совещаниях, чтобы глубже понимать процессы и определить, какие законы нужно принимать для реализации тех или иных планов, имеющихся у правительства города, — это хорошо.

Бельский: мне нравится создавать команду, которая работает на благо. Фото: пресс-служба петербургского ЗакСа

О помощи населению

Как правительство Петербурга и законодатели помогают горожанам справляться с кризисом? Речь прежде всего об обычных гражданах, которые потеряли работу, и социально незащищенных слоях. Могут ли Петербуржцы рассчитывать на «вертолетные деньги»?

— Я всегда был против «вертолетных денег». Просто раздавать деньги — это плохая история. Другое дело — создавать условия, чтобы мотивировать людей искать новую работу или пройти переквалификацию. Наша задача — сохранить количество рабочих мест, которые есть. Мы не всегда можем сохранить их в той отрасли, в которой человек видит себя. Мир меняется. В кризисы одни направления сильно страдают, но другие начинают развиваться. Кризисы — это и время возможностей. Например, в период пандемии очень сильно пострадали несколько отраслей, но при этом стали развиваться интернет-ресурсы, и часть людей, которые были задействованы в пострадавших отраслях, перетекли в развивающиеся. Это не сказалось на общей занятости людей в Санкт-Петербурге. Я думаю, что и сейчас ситуация будет примерно такая же.

Об импортозамещении

Если говорить об импортозамещении. Как вы оцениваете ситуацию с ним в городе?

— Во-первых, я не вижу, что большое количество брендов ушло из города и товаров стало сильно меньше. Вопрос импортозамещения не быстрый, в один день по щелчку пальцев не получится заместить те или иные товары. Но какие-то удастся заместить, а что-то все равно придется закупать в других странах. Бренды, которые мы привыкли покупать, просто поменяются на другие. Ряд западных стран, которые ввели санкции против Российской Федерации, — это не все страны мира. У нас появятся другие бренды, новые компании зайдут на рынок. Мы уже сейчас видим, что к освобождающимся местам, с которых уходят западные компании, проявляют достаточно серьезный интерес Индия, Китай. Мы видим количество бизнесменов, готовых фактически выкупать те или иные предприятия, для того чтобы их развивать на территории России. Поэтому замещение брендов, конечно, будет. При этом часть будет замещена российским производством.

О работе с сенаторами

Петербург на федеральном уровне представляют Валентина Матвиенко и Андрей Кутепов. Как взаимодействуете с ними? Предпринимаете ли вы какие-либо шаги, чтобы городские инициативы активнее продвигались на федеральном уровне?

— Конечно, предпринимаем. Андрей Викторович является серьезным проводником интересов города на федеральном уровне. А Валентина Ивановна не просто не равнодушна к Петербургу — город является частью ее самой. Она всегда говорит о том, что в любой момент готова помочь с решением любых проблем, которые возникают в городе, и тех вопросов, которые невозможно решить на региональном уровне. Каждый раз, когда мы встречаемся, первое, о чем она спрашивает, — чем она может помочь городу. У нас отличное взаимодействие с Советом Федерации. Андрей Анатольевич Турчак, являющийся вице-спикером в Совете Федерации, родился в Ленинграде. У нас там достаточно крепкий костяк, который помогает городу на всех уровнях.

О депутатах

Давайте немного поговорим о людях вокруг вас. В петербургском парламенте до недавнего времени было всего три «звезды»: Макаров, Вишневский и Резник — эти фамилии чаще всего мелькали в заголовках новостей. Об остальных депутатах горожане практически ничего не слышали. Как вы считаете, должны ли народные избранники делать что-то для того, чтобы стать более публичными и заметными?

— Обязательно должны это делать. Открытость парламента — вектор, который мы задали. Он как раз подразумевает то, что депутаты, их решения, их позиция должны быть известны избирателю. Поэтому, в частности, мы внедрили поименное голосование: каждый из депутатов должен нести ответственность за законы, за которые он голосует. И он должен своему избирателю говорить, почему он принимает то или иное решение. Чтобы никто не прятался за общую позицию фракции или еще что-то. У каждого депутата должна быть своя выраженная позиция. Понятно, что они принадлежат к той или иной партии и придерживаются каких-то взглядов определенных, но высказываться они должны сами. И пример тому — голосование по бюджету. В Петербурге ни один депутат не проголосовал против бюджета. Да, были воздержавшиеся, но чтобы кто-то из депутатов проголосовал против — такого не было. Мне нравится, что депутаты, глядя на конкретные документы органов власти, работая над этими документами, понимали, что принятие социально ориентированного бюджета — это очень важно для города.

О парламенте

Каких людей вы бы хотели видеть в парламенте? Речь, конечно же, не о конкретных фамилиях: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать парламентарий?

— Сейчас в парламенте сформировано шесть фракций. Это люди с разными политическими взглядами. Но эта палитра, которая сейчас представлена в ЗакСе, представляет интересы всех жителей нашего города. Каждый петербуржец, выбирая того или иного депутата, голосовал за то или иное программное решение своих проблем. И очень важно, чтобы каждый житель нашего города был услышан. Сформированный в Петербурге парламент учитывает интересы практически всех жителей нашего города. Это важно. Мне кажется, что такая палитра и должна сохраняться.

Блиц-опрос

Читаете ли вы новости в СМИ о самом себе?

— Не читаю.

А под санкции не боитесь попасть?

— Нет. Почему я должен бояться попасть под санкции? Когда происходят какие-то критические ситуации, в том числе то, что происходит в нашей стране, фактически ты очень многие «но» и «если» убираешь. Моя позиция предельно ясно и четко выражена. Если какие-то государства западные посчитают, что мое присутствие в этих странах должно быть ограничено, — это их решение. Я никогда ни от кого не закрываюсь. Если я попадаю в какие-то списки, значит, люди не хотят меня видеть. Когда люди не хотят меня видеть, я не пойду к ним в гости.

В отличие от ваших коллег, вы чаще всего появляетесь на публике в джинсах и рубашках. Откуда такая нелюбовь к костюмам?

— Был период моей жизни, когда я каждый день в них ходил. Потом он закончился. Я приверженец другого стиля, но это не значит, что я не должен носить костюм и галстук. Например, на заседаниях, официальных мероприятиях, конечно, должен быть дресс-код. А в остальное время... Одежда должна быть удобная, такая, в какой ты себя чувствуешь комфортно. Это самое главное.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру