Космический Петербург

Выдающиеся космонавты, которых стране подарил город на Неве

Пятеро из побывавших в космосе россиян — уроженцы Ленинграда Фото: baltfoto/ирина мотина

12 апреля в России празднуют День космонавтики. Ровно 61 год назад в открытый космос вывели корабль-спутник «Восток», впервые с человеком на борту. Советский летчик-космонавт Юрий Гагарин и его знаменитое «Поехали!» — не только открыли эру освоения космического пространства, но и стали символами вечного стремления человека к новым горизонтам. За это время «бороздить просторы Вселенной» отправлялись 124 отечественных космонавта. Из них лишь пятеро — уроженцы Ленинграда. Однако все внесли существенный вклад в развитие отрасли.

Один из них — советский и российский авиационный спортсмен, космонавт Сергей Крикалев. На протяжении 10 лет он считался рекордсменом по суммарному времени пребывания в космосе — 803 дня за шесть стартов (позднее пальма первенства перешла к уроженцу Краснодара Геннадию Падалке, который прожил в космосе 878 суток). Сегодня знаменитый ленинградец-петербуржец является руководителем пилотируемых программ госкорпорации «Роскосмос». Он же был одним из консультантов создателей российского фильма «Салют-7». 12 апреля 1961 года, по мнению Сергея Крикалева, — особый день в истории не только нашей страны, но и всего человечества.

«Статус праздника День космонавтики получил не сразу, а лишь спустя год после полета Юрия Алексеевича, — рассказал Крикалев «МК в Питере». — И не так уж давно важность этих даты и события была подтверждена на высоком уровне: 7 апреля 2011 года по инициативе России Генеральная ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Иными словами, это всенародный праздник».

На фото — космонавт Сергей Крикалев Фото: Baltfoto/Ирина Мотина

Первый ленинградец в космосе

Однако первым ленинградцем, отправившимся в космос, был дважды Герой Советского Союза космонавт Георгий Гречко. В 1968–1969 годах он входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облета Луны Л1/«Зонд» и посадке на нее космического корабля Л3. Полеты кораблей «Зонд» были отменены после того, как США совершили первый полет вокруг Луны на «Аполлоне-8» в декабре 1968 года. В итоге в свой первый космический полет Георгий Гречко отправился 11 января 1975 года. Совершив три космические экспедиции, бортинженер в сумме пробыл за пределами Земли 134 дня 20 часов 32 минуты и 58 секунд. 88 минут из этого времени — в открытом космосе. Кроме того, Гречко, завершив летную карьеру, не пропал из поля зрения своих соотечественников, а стал сниматься в кино и на телевидении. Например, он сыграл самого себя в картине 2007 года «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» Эльдара Рязанова. А в 2001-м вел прогноз погоды на неделю, который показывали после программы «Времена» на ОРТ (ныне Первый канал). Кроме того, Георгий Гречко является автором 28 научных статей, опубликованных в отечественных и иностранных журналах, брошюры «Старт в неизвестность», книги «Космонавт № 34. От лучины до пришельцев», соавтором книги «В кадре — планета». Вместе с космонавтом Алексеем Губаревым снял на станции «Салют-4» научно-популярный фильм «Командировка на орбиту». К сожалению, 8 апреля 2017 года его не стало.

Испытание стыковкой

Вторым ленинградцем, побывавшем в космосе, стал Валерий Рождественский. 14 октября 1976 года корабль «Союз-23» стартовал с космодрома. Но экспедиция тогда сорвалась. Стыковка с орбитальной станцией «Салют-5» не состоялась: отказала система сближения и стыковки, а возможности ручного режима управления у системы не было. Экипаж был вынужден вернуться на Землю. Спускаемый аппарат «Союза-23» впервые приводнился в озере Тенгиз. Эвакуировать его вместе с экипажем удалось лишь с помощью вертолета. Валерий Рождественский и его коллега Вячеслав Зудов около 12 часов провели в спускаемом аппарате в условиях холодной погоды, ночи, снегопада, отсутствия связи с поисково-спасательной службой и истощенного ресурса системы жизнеобеспечения. После этого у ленинградца появилось прозвище Адмирал Тенгизский. Больше в космосе Валерий Рождественский никогда не был. Он скончался 31 августа 2011 года.

Последний в СССР, первый в России

Сергей Крикалев, с рассказа о котором мы начали статью, был третьим ленинградцем в космосе. У Сергея Константиновича удивительная судьба. Во-первых, он должен был вернуться на Землю через пять месяцев после вылета с космодрома, но он согласился остаться на станции «Мир» с другим экипажем. Во-вторых, пока Крикалев находился на орбите, Советский Союз перестал существовать. Полет вошел в историю тем, что улетали космонавты из СССР, а вернулись 25 марта 1992 года уже в Россию. Длительность этой экспедиции Крикалева составила 331 суток 20 часов. Ленинградец был удостоен звания Героя Российской Федерации (получил звезду Героя РФ № 1). Он же был последним космонавтом, получившим в подарок за полет автомобиль «Волга».

Фото: Baltfoto/Николай Овсянников

Сегодня ленинградский-петербургский космонавт является президентом Северо-Западного отделения Федерации космонавтики России и Федерации самолетного спорта России.

Космонавт-блогер

Аккурат ко Дню космонавтики, 10 апреля 2017 года, на Землю вернулся бортинженер Андрей Борисенко, ставший четвертым уроженцем нашего города, побывавшим в космосе. Можно сказать, что экспедиции с его участием состоялись «вопреки». Отправиться в космос Андрей Борисенко должен был 30 марта 2011 года, но 13 марта стало известно, что из-за обнаруженных неполадок запуск перенесут. В космос ленинградец в итоге улетел 2 апреля на корабле «Гагарин» (так корабль назвали в честь 50-летнего юбилея первого полета человека в космос). Борисенко стал 200-м космонавтом в мире, посетившим МКС с 1999 года. Тогда специалиста подстерегала реальная опасность — из-за угрозы столкновения станции с космическим мусором Борисенко пришлось спешно покинуть МКС. Через год Андрей Борисенко получил звание Героя России с формулировкой «за мужество и героизм, проявленные при осуществлении космического полета на Международной космической станции».

Второй полет нашего земляка начался 19 октября 2016 года. Общий налет космонавта за два полета составил 337 суток 8 часов 56 минут.

Кстати, он был известен как космонавт-блогер: вел прямые включения с борта МКС, рассказывая подписчикам о жизни в космосе, питании и развлечениях космонавтов. На борт МКС он всегда брал обручальное кольцо и талисман — маленького резинового дракончика.

Космические фотограф и экспериментатор

Космонавт Денис Матвеев — пятый уроженец Ленинграда, отправившийся в космос. К Петербургу он имеет отношение по месту рождения — в школу он пошел в Звездном городке.

18 марта 2022 года корабль «Союз», на котором был Матвеев, произвел первую стыковку к новому российскому модулю «Причал» российского сегмента МКС. Сейчас Денис находится на орбите. 6 апреля космонавты, в числе которых бортинженер Матвеев, провели эксперимент «О Гагарине из космоса» — открытую передачу с борта российского сегмента МКС по радиолюбительскому каналу связи на наземные приемные станции радиолюбителей всего мира: отправляли изображения, посвященные жизни и деятельности Юрия Гагарина.

Условно петербуржцем считают и Ивана Вагнера. Родился он в Архангельской области, но учился в петербургском Военмехе. Его налет составил 195 суток 18 часов 49 минут. Находясь на МКС, он активно фотографировал нашу планету и радовал этими кадрами землян. В объект фотоаппарата Ивана Вагнера, в частности, попал парад ВМФ, проходивший в Петербурге и Кронштадте.

Ракеты из бумаги

На этой неделе ракеты будут взлетать в Петербурге. Вернее, их модели. В городе вот уже 34-й год подряд состоятся показательные старты, увидеть которые можно будет 17 апреля на территории Петропавловской крепости. Первый запуск осуществится с полуденным выстрелом пушки, ровно в 12:00, у Никольских ворот на берегу Кронверкской протоки. Об этом «МК в Питере» сообщили в Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики России, которая является организатором мероприятия совместно с Музеем космонавтики и ракетной техники имени академика В. П. Глушко.

Фото: Олег Семенов

Модели ракет весят от 30 до 350 граммов и сделаны из бумаги. Взмоют в небо (причем на высоту от 30 до 200 метров) они благодаря настоящей реактивной тяге, создаваемой компактным двигателем на твердом топливе, а приземлятся — при помощи парашюта или тормозной ленты. К слову, стартовое оборудование изготовлено самими участниками и их руководителями.

«Во время одного из стартов несколько лет назад у нас была прямая связь с [международной космической] станцией, где в этот момент находился французский космонавт. Так вот ребята запустили одну из моделей в виде Эйфелевой башни. Конечно, участники делают разные ракеты — и те, что соответствуют реальным, и вот такие интересные. Например, «Александрийский столп» [Александровская колонна в Петербурге] летал. На мероприятие обычно приходит большое количество людей. А кнопку пуска нажимают почетные гости», — рассказал «МК в Питере» первый вице-президент Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики РФ Олег Мухин.

«Старты моделей ракет — явление уникальное, непосредственно связанное с историей развития отечественной ракетной техники и космонавтики. В Иоанновском равелине Петропавловской крепости в 1932–1933 годах размещались мастерские первой опытно-конструкторской организации по разработке ракетных двигателей — газодинамическая лаборатория. Около стен Петропавловской крепости проходили испытания первые в мире электротермические ракетные двигатели (ЭРД), первые отечественные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), прямыми потомками которых являются маршевые двигатели современных ракет», — рассказали в Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики России.

А что дальше?

Что же до космической отрасли в целом и планов по ее дальнейшему развитию в частности, то об этом, подчеркнул Сергей Крикалев, в двух словах не расскажешь. Но устремления специалистов, надо думать, столь же масштабные, как и наша Вселенная.

«Имеем опыт полетов на низкой околоземной орбите и будем на ней оставаться, однако есть желание лететь за ее пределы. Сейчас идет развитие по космодрому Восточный. Надеемся, он будет все больше и больше входить в строй как основной», — заключил Сергей Крикалев.