Как вырастить киберспортсмена и распознать игровую зависимость

Киберспорт в России окончательно и бесповоротно был признан видом спорта еще в 2016 году

До этого он то включался в официальный реестр видов спорта, то исключался из него. Сегодня все наслышаны об огромных призовых фондах в данной сфере, молодежь все более увлекается играми, многие видят свое будущее как успешное восхождение к победам и басно­словным гонорарам в турнирах, а родители стали отводить детей в специализированные кружки. 

Киберспорт в России окончательно и бесповоротно был признан видом спорта еще в 2016 году
Игровую зависимость официально признали болезнью. Фото: canva.com

Однако параллельно с этим процессом психологи и врачи напоминают, что успеха достигают единицы, зато стать жертвой игровой зависимости может любой. Совсем недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала компьютерную зависимость заболеванием. «МК в Питере» разбирался, сложно ли вырастить киберспортсмена и как почувствовать разницу между серьезным увлечением и болезнью.

Это спорт, детка

Первый набор абитуриентов в Университет им. Лесгафта на «компьютерный спорт» состоялся в 2018 году: на очную форму обучения в бакалавриат поступили четыре человека, в аспирантуру — один. На Дне открытых дверей вуза 6 мая 2018 года состоялась презентация нового вида спорта. Таким образом, первый выпуск состоится в этом году.

А в начале текущего учебного года в Аничковом дворце открылся кружок киберспорта для детей 8–11 лет. Ребята осваивают популярную в мире игру Dota 2. Пока это пилотный проект. Авторы идеи готовы доказать, что увлечение компьютерными играми вполне можно направить в полезное русло. В случае если дети успешно освоят предложенную программу, а их родители останутся довольны, будет разработана программа обучения уже на несколько лет: выпускники этого года перейдут на следующую ступень, а на их место наберут новичков.

Почувствовать грань

Мама начинающего киберспортсмена Марка Софья Пронина сама привела сына в кружок. Она не скрывает, что относится к увлечению ребенка двояко: «С одной стороны, компьютер — неотъемлемая часть современного мира, чем раньше ребенок освоит технологии, тем больше возможностей перед ним откроется. С другой — необходимо, чтобы увлечение было управляемым и не оказывало негативного влияния на зрение, физическое развитие и психику», — говорит она.

Поэтому почти неизбежное увлечение сына компьютерными играми мама решила не пускать на самотек, а взять под контроль, доверив это профессионалам.

«Если секции по вашей дисциплине не нашлось, придумайте вместе с ребенком программу тренировок: включите физические упражнения, теоретические занятия, поищите вместе информацию о том, какие упражнения используют игроки высокого уровня для тренировок. В некоторых играх есть специальные тренировочные режимы или карты», — поделилась с журналистом «МК в Питере» доцент кафедры теории и методики массовой физкультурно-­оздоровительной работы НГУ им. П. Ф. Лесгафта Елена Косьмина.

Она считает, что рассказать ребенку о профессиях, связанных с киберспортом, следует в более старшем возрасте, ведь большинство из них можно получить только в вузах.

«До подросткового возраста сложно судить о серьезности намерений ребенка, дети обычно воспринимают игры как развлечение, не понимают необходимость серьезного обучения», — уверен член сборной команды Университета НГУ им. П. Ф. Лесгафта по Dota 2 Игорь Беспрозванный.

Он отмечает, что в секции развиваются важнейшие для геймера (игрока. — Прим. ред.) навыки — логика, математические способности, реакция и очень важное умение — работать в команде. Кроме того, одно из двух еженедельных занятий юные геймеры проводят в реальном спортзале — физподготовке в кружке уделяется особое внимание.

«А прежде чем перейти к освоению игр, мы первые два месяца развиваем весьма полезные навыки. Например, поисковые, то есть умение найти в сети нужную информацию. Также мы изучаем вопросы компью­терной безопасности и многое другое», — отмечает Игорь Беспрозванный.

Юный геймер Марк отмечает плюсы и минусы освоения игр не дома, а в кружке: «В кружке гораздо интереснее, потому что изначально про игру ничего не знаешь, а здесь есть команда и тренер, который все объясняет. Правда, некоторые вещи я успеваю выяснить заранее, например возможности персонажей, поэтому теоретическая часть малость скучновата».

Цена вопроса

Немаловажный для родителей вопрос — во сколько обойдется «экипировка» начинающего спортсмена.

«Я считаю, что на начальном этапе киберспорт — это очень доступный и не затратный вид спорта, чего нельзя сказать о профессиональном уровне, на котором одна мышь может стоить как целый компьютер. Чаще всего в начале киберспортивного пути нужен самый простой стационарный компьютер, ноутбук или телефон, который сейчас, наверное, есть у каждого дома, офисная мышь, коврик и желание добиваться высоких результатов в выбранной дисциплине», — считает студент 4‑го курса НГУ им. Лесгафта, капитан команды университета по CS:GO Богдан Чукин.

«С учетом девайсов (технических устройств. — Прим. ред.) для начала понадобится сумма 50–65 тысяч руб­лей. Но компьютер может использоваться не только для игр, а также для работы и учебы. Например, с теми же коньками или теннисной ракеткой так не получится. Кроме того, из фехтовального или лыжного костюма ребенок быстро вырастает, так часто обновлять компьютер по мере роста геймера не понадобится», — считает капитан сборной НГУ им. П. Ф. Лесгафта по Dota 2 Тимофей Клесов.

Что же касается программного обеспечения, отмечают спортсмены, большинство разработчиков предоставляет его бесплатно, и дополнительные траты не требуются.

Склад характера

В первую очередь киберспортсмену необходимо такое качество, как стрессо­устойчивость, уверены сами спортсмены и их наставники.

«Также важны скорость реакции, стратегическое и логическое мышление, мышечная память, многозадачность», — поделился Богдан Чукин.

Некоторые эксперты считают, что киберспортсмену необходимы все те же качества, что и обычному.

«Психологические качества, такие как упорство, трудолюбие, самоконтроль, дисциплинированность и так далее. И конечно, физические: скоростные, силовые, координационные, выносливость и гибкость», — рассказывает Елена Косьмина.

Она отмечает, что на вопрос, какие качества являются врожденными, спортивная наука пока не нашла четкого ответа.

Программа на будущее

В любом виде спорта перед родителями юного спортсмена стоит важный вопрос: насколько вкладываться в выбранный вид спорта и как вовремя почувствовать, что звезды из ребенка не получается, и остановиться? А если вложено много сил, средств и времени, как применить полученные спортсменом навыки в будущем?

«Сейчас все больше подростков становятся очень хорошими игроками, но часто кроме этого ничего не умеют, а в киберспорте «спортивная старость» наступает лет в 35. Поэтому всегда нужно думать на перспективу, чем ты будешь заниматься после карьеры киберспортсмена. Мне кажется, что определиться, хочешь ли ты быть киберспортсменом, нужно примерно в 15–19 лет, понять, есть ли у тебя предрасположенность к этому и готов ли ты потратить свою молодость на упорные тренировки», — полагает Тимофей Клесов.

Он поделился личными планами: хочет поступать в магистратуру на направление «компьютерный спорт».

«Однако, несмотря на избранную дисциплину, на парах проходишь почти все классические виды спорта: плавание, футбол, баскетбол, легкую атлетику и многие другие. И я могу стать тренером по любой из спортивных дисциплин», — сообщил Тимофей Клесов.

Кроме того, как и в других видах спорта, в киберспорте задействована целая группа профессионалов: комментаторы, психологи, турнирные операторы и так далее.

«После окончания вуза думал о тренерской или судейской работе в сфере компьютерного спорта. Я считаю эти направления актуальными и востребованными» — поделился Богдан Чукин.

Из киберспорта в военные

Кроме гигантских заработков непосредственно в киберспорте, о которых бредят начинающие геймеры, а также судейской и тренерской работы перед ними маячат и другие интересные перспективы. Навыки геймеров все больше востребованы в армии и других силовых ведомствах. Министерство обороны России давно проводит киберспортивные состязания по World of Tanks (танковые сражения), CS:GO, Dota и другим играм, для чего специально переоборудуются уникальные мобильные штабные машины.

Для современной армии, вооруженной беспилотниками, навык киберспортсменов совершать огромное количество операций в минуту — просто находка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру