Кому может быть выгодно и кто виноват в обрушении исторических зданий Петербурга

В частичном обрушении здания на бывшем заводе «Красный треугольник», где пострадала девушка, может быть виновато бездействие чиновников, рассказала градозащитник и член общественного совета по проблемам ЖКХ при вице-губернаторе Галина Белкова. В беседе с «МК в Питере» она поделилась своим мнением по поводу возможной выгоды в этих инцидентах для власти.

Неудивительно, что после очередного обрушения у некоторых закралась мысль о возможной пользе похожих ситуаций для администрации города. По словам Белковой, точно утверждать, что властям выгодно дожидаться саморазрушения некоторых объектов, чтобы использовать потом землю в коммерческих целях, нельзя. Однако доля правды в этом есть.

«Потому что у нас органы исполнительной власти руководствуются не законами, а какими-то целесообразными соображениями. И если они не видят целесообразности в исполнении требований законодательства, в том числе и предусмотренных запретов, они просто-напросто будут придумывать какие-то ходы, чтобы не исполнять это», — предположила градозащитник.

Причем, отметила эксперт, это системная проблема, которая тянется на протяжении многих лет. И печально, что на нее почти никто особенного внимания не обращает, ее не считают первостепенной, ведь других проблем и конфликтов очень много. Поэтому, считает Белкова, этот контроль и проходит сквозь рукава.

«Представьте себе, стоит это пустое здание, ни двери, ни окна не заколочены, заходи, кто хочешь, и делай, что хочешь. То есть никакие требования безопасности, которые в законе прописаны для таких зданий не соблюдаются, и никто не спрашивает, почему это происходит, никого не привлекают к ответственности. В этом есть определенный умысел самого государства», — поделилась градоначальник.

Искоренить подобное попустительское поведение со стороны чиновников не только к архитектурно-культурному наследию Петербурга, но и к безопасности горожан сложно. Просто замены одних чиновников на других недостаточно, уверена Белкова. Она объяснила, в российском государстве такое отношение к законам превалирует. И если это не культивируется СМИ, прокуратурой или контрольно-надзорными органами, то все спокойно ходят мимо этого здания, видят, что оно рушится и скоро упадет, но никто ничего не делает. Поэтому и ставить новых людей на места ответственных за сохранение и безопасность зданий сложно — непонятно, где их искать. К тому же у них должно быть профильное образование.

«Даже если их найти, я не думаю, что они будут заниматься этими проблемами, потому что вся система не заточена на требования безопасности. В нашей стране безопасность людей и зданий, как в этом случае, не стоит на первом месте — вот в чем проблема. У нас другие приоритеты и пока мы не говорим об этом в слух и не воспитываем это в населении, то оно и само начинает попустительски относиться к собственной и общественной безопасности», — добавила эксперт.

По ее словам, люди сами лезут на крыши, заброшенные здания, где все «держится на волоске», а государство похоже на Змея-Горыныча — в одном лице оно устанавливает законы и говорит: «Ай-ай-ай, так нельзя», а другая голова ей отвечает: «Да ладно тебе, чего ты дурью маешься, все можно». Чиновников нужно понимать, но саму ситуацию нужно решать в комплексе и заниматься просветительской деятельностью для ее решения, подытожила Белкова.

Доктор архитектуры, профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица и главный специалист Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Маргарита Штиглиц подчеркнула значимость «Красного треугольника» для Петербурга. По ее словам, это уникальный памятник, целый промышленный ансамбль, а на самой территории сосредоточено много интересных архитектурных образцов, которые связаны между собой.

«Они представляют собой цельный ансамбль, который формирует участок панорамы набережной Обводного канала с этими массивными башнями, переходами над рекой, засыпанной руслом Таракановки», — рассказала она.

Штиглиц отметила, раньше это был монопольный гигант резиновой промышленности, здесь сливались российская и американская резиновые мануфактуры, применялись уникальные технологии, а сама продукция была чудесной. В историческом, градостроительном, социальном, архитектурном, культурном смысле этот ансамбль заслуживает сохранения, подчеркнула специалист. Не зря же «Красный треугольник» включен в список охраняемых объектов, а также в список выявленных объектов культурного наследия. Более того, сейчас он находится на стадии перевода в высшую категорию — памятников регионального значения, рассказала Штиглиц. Однако его содержание вызывает вопросы.

«Производство почти все уже давно из стен вышло, там разные арендаторы и собственники, и это беда всех таких наших комплексов, можем вспомнить Невскую мануфактуру, которая недавно сгорела. В ней было также много собственников, за всеми не углядеть. В этом корпусе «Красного треугольника», похоже, даже были частично утрачены или вырезаны конструкции. Об этом состоянии говорили много и мы, и общественность, у меня написаны и книги, и статьи», — упомянула доктор архитектуры.

Кроме того, напомнила она, еще два года назад этот вопрос поднимали на обсуждении с представителем комитета по промышленному развитию Петербурга. Поэтому неудивительно, что произошло обрушение — состояние уже тогда было предаварийное, рассказала Штиглиц. Конечно, взяться сразу за все и восстановить разом невозможно, но тогда надо было провести противоаварийные работы, законсервировать и развивать концепцию дальнейшего использования, добавила эксперт. На этой территории можно построить многофункциональный культурный центр и со школами, детскими садами и гостиницей, предложила профессор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру