Почему петербургские пенсионеры отписывают свое имущество совершенно чужим людям

Родственникам о причинах зачастую остается лишь гадать

Не один год СМИ рассказывают, а суды разбирают истории, когда аферисты втираются в доверие к пожилым людям и обманом заставляют их переписывать наследство не на любимого внука, а на совершенно чужого человека. Полиция и суды периодически разводят руками: по документам все чисто и нет состава преступления, а раздосадованные родственники кусают локти и горюют по бабушкиной трешке в историческом районе Петербурга.

Родственникам о причинах зачастую остается лишь гадать
Чаще навещайте своих пожилых родственников.

«КРОМЕ НЕГО, НИКТО НЕ НУЖЕН»

Передо мной сидит импозантный молодой человек в стильном деловом костюме. Весь его облик должен внушать уверенность и силу, но я чувствую его нервозность. История, которую рассказал мой собеседник, назовем его Михаил, происходит «здесь и сейчас». А точнее, в настоящее время в Приморском районе Петербурга.

«Моя двоюродная бабушка Таня (имя изменено. — Прим. ред.), как мы, родственники, считаем, стала жертвой обмана. Ей 85 лет. Из родственников — только мой дед и мы, его потомки. У нее был сын, но он погиб молодым, — рассказывает Михаил. — Мы навещали бабушку, помогали ей, ухаживали. А не так давно к ней в гости пришел лучший друг ее погибшего сына Владимир. Где он был все эти годы после того, как умер мой кузен, я не знаю. Но Владимир заявил, что он будет присматривать за бабушкой, чтобы таким образом отдать дань погибшему другу. Мы были не против, нашей семье он был знаком, да и дополнительная пара рук, когда речь идет об уходе за пожилыми, лишней не бывает. Да и мы, если честно, не всегда могли уделять много времени бабушке — у всех дела, семьи. Она повеселела немного».

Как рассказывает Михаил, поначалу все было обычно. Владимир навещал старушку, выводил ее гулять, разговаривал с ней, ходил за продуктами и лекарствами. Тревожных звоночков не было, сразу грянул набат. Родные пенсионерки узнали, что Володя переехал в одну из квартир бабушки: у старушки в собственности две квартиры. В трехкомнатной Татьяна живет сама, а в пустующую двушку пустила пожить Володю. Дальше — больше: родным предъявили некую представительскую доверенность, позволяющую Владимиру совершать сделки от лица пенсионерки.

«А потом бабушка Таня перестала выходить на связь. Но перед этим обвинила нас в том, что мы все якобы желаем ей смерти и хотим завладеть ее имуществом. Заявила, что ей никто, кроме этого Володи, рядом не нужен. Мой дедушка, хоть уже и старенький, несколько раз к ней ездил, хотел поговорить, но она даже двери не открывает и сразу звонит в полицию», — рассказывает Михаил.

Что делать в такой ситуации, мужчина не знает. Общаться с Владимиром бесполезно — он уже живет в одной из квартир старушки, похоже, имеет на нее влияние и, если предъявленный документ подлинный, имеет право распоряжаться имуществом пенсионерки. Сама Татьяна с родственниками разговаривать отказывается.

КАКОВА СХЕМА?

Если припомнить все материалы о квартирных мошенниках, которые публиковали «МК в Питере» и другие СМИ, можно понять, что история с бабушкой Михаила — не единственная. Схема давно отработана. Каким образом и через каких людей мошенники находят одиноких пенсионеров — вопрос, с которым должны разбираться правоохранительные органы и следствие. Точно знаем, что в открытом доступе никакого реестра одиноких пенсионеров Петербурга нет. Хотя, конечно, есть различные паблики в социальных сетях для этой категории петербуржцев, в которых из записей и комментариев можно узнать, есть ли у человека семья, каковы его увлечения и так далее.

Но вернемся к схеме. Мошенники находят бабушек и дедушек (или даже пожилую пару), страдающих от одиночества и имеющих в собственности недвижимость. А ведь одиноким можно быть и имея большую семью — дети и внуки могут либо не хотеть помогать старику, либо не иметь возможности этого делать (например, если живут в другом городе или стране).

И вот рядом с пожилым петербуржцем появляется инициативный, внимательный и все понимающий слушатель. Он ходит в магазины, аптеку, выслушивает, поддерживает, помогает по дому. Если родных детей и внуков пенсионер видит редко и у него нет друзей-­ровесников, человек, регулярно проявляющий внимание, готовый часами играть в шахматы или выслушивать воспоминания, начинает восприниматься как внук или внучка. Дальше может быть что угодно: в худших для кровных родственников случаях — доверенность на совершение сделок, договор пожизненной ренты или быстрая продажа имущества.

Доверенность можно в любой момент аннулировать.

ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНКИ

«Конкретно в этом случае, насколько я понимаю, старушка находится в трезвом, крепком уме. Но большинство таких историй случается с пожилыми людьми, которые уже страдают деменцией или ­какими-то другими заболеваниями. Мошенники втираются к ним в доверие, — рассказывает «МК в Питере» частный детектив Антон Васильев. Как только вы заметили, что ваши родственники начинают себя странно вести — в разговоре всплывает некий Володя/Андрюша/Саша, который помогает и покупает продукты и лекарства, — задумайтесь, не совершают ли в отношении вашего престарелого родственника противоправных действий. Добрых и бескорыстных людей у нас, к сожалению, очень мало».

Как пояснил эксперт, доверенность, которую показали Михаилу, позволяет доброхоту Володе сдать квартиру пенсионерки в аренду, продать ее и заключать любого рода сделки. Такой документ ограничивается только определенным сроком, прописанным в документе. Согласно статье 186 ГК РФ, если в доверенности не указан срок ее действия, оно сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

«Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна» — гласит Кодекс.

И конечно, доверитель может в любой момент прервать действие документа. Также в Кодексе указано, что действие доверенности прекращается и вследствие смерти доверителя (статья 188 ГК РФ). Де-юре, даже если не оформлено завещание, недвижимость, принадлежащая умершему человеку, входит в наследную массу и на нее смогут претендовать правопреемники покойного. Поэтому мошенники стараются продать квартиру при жизни стариков. Часто используется схема, когда пенсионеров просят написать расписку о получении денег за продажу, обещая отдать наличность после совершения сделки. После этого пенсионеры остаются и без жилья, и без денег.

Примерно такого сейчас ожидают и боятся Михаил и другие родственники 85‑летней Татьяны. Они боятся, что в ближайшее время будут произведены сделки через агентство с продажей квартиры. Например, ряд перепродаж бабушкиной недвижимости. Таким образом, сделка перейдет в законное поле. При этом финальный покупатель, как нам пояснил частный детектив, может даже не знать о том, что сделке предшествовали ­какие-то мошеннические действия. Он на законных основаниях приобретет жилье, перечислит за него деньги и будет чист перед законом. Он даже не будет знать, сколько в итоге за недвижимость отдадут старику (если отдадут вообще). В таких ситуациях вернуть имущество крайне тяжело. Для этого нужно доказать факт мошенничества или то, что подписавший доверенность и другие документы старик недееспособен.

А МОЖЕТ, САМИ ВИНОВАТЫ?

Мошенничать — это безусловно плохо. За это сажают. Но всегда ли только аферисты виноваты в том, что старики «попадаются на удочку» и отдают свое имущество чужим людям? Не исключено, что ваш родственник «сам обманываться рад». Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Одиноко проживающий петербуржец в силу возраста и заболеваний практически заперт в квартире. Редкие прогулки, общение с соседями ­как-то скрашивают время. Но часто он сидит у окна и ждет, когда в дверь позвонят родственники, расскажут, как у них дела, обсудят последние новости. Или внуки прибегут отведать бабушкины пироги. А они не идут. И тут рядом появляется человек, способный уделить внимание, — это может быть волонтер, социальный работник или аферист. Он часто рядом, готов помочь и выслушать. В этом случае пенсионер может сам захотеть «отблагодарить» нового друга. А заодно и отомстить детям-«предателям», оставившим родного старика одного. Но будет ли в таком случае родственник винить себя? Оглянитесь вокруг и увидите — многим людям, увы, свой­ственен экстернальный локус контроля, когда человек приписывает неудачи только внешним факторам: «Всему виной обстоятельства, от меня ничего не зависит». Но правильно ли это?

Каждому нужна поддержка, независимо от возраста. В чем она будет выражаться — в регулярных посещениях, найме сиделки, частых звонках — каждый решает сам.

АФЕРИСТЫ — ХОРОШИЕ ПСИХОЛОГИ

«В процессе старения человеческий мозг теряет определенные навыки и функции, кроме того, нам всем свой­ственны когнитивные искажения — это фильтр, через который мы смотрим на этот мир. У пожилых людей часто снижена критичность мышления. Это свой­ственно всем, но насколько резко это произойдет, зависит от того, какая жизнь была у человека, какое у него образование, — объясняет психолог Галина Гусева. — Кроме того, старикам часто не хватает общения, они чувствуют себя социально отрезанными. Но им хочется внимания. Люди, которые приходят с намерением обмануть, очень хорошие психологи. Они умеют разговаривать и могут разговорить, погасить у пенсионера ощущение опасности и настороженности. Сделают так, что человек не просто посмотрит в дверной глазок, но еще и откроет дверь».

По словам адвоката КА Pen & Paper Алены Гришковой, наличие завещания препятствует привлечению новых владельцев квартиры к уголовной ответственности: завещание достаточно сложно оспорить в суде. А вот если заключен фиктивный договор купли-­продажи или дарения квартиры, то родственники могут инициировать уголовное преследование мошенников, написав заявление в полицию. Шансы на восстановление справедливости увеличатся, если потенциальные наследники займут в уголовном процессе активную позицию и будут собирать и представлять доказательства аферы следователю.

«Склонить человека, который в хороших отношениях с родственниками, к составлению завещания на чужака достаточно сложно. Поэтому чаще всего мошенники используют схемы с заключением фиктивных договоров. Втираясь в доверие к пожилому человеку, используя его правовую неграмотность, подсовывают ему на подпись договор и становятся собственниками квартир», — делится своими наблюдениями Алена Гришкова.

Как рассказал частный детектив Антон Васильев, в своей практике он встречался с людьми, которые втирались в доверие к пожилым, используя удостоверения различных служб и организаций. Многие пожилые люди без страха открывают дверь предъявителям «корочек» и верят таким документам практически безоговорочно.

Психолог Галина Гусева развила эту тему, сообщив, что в целом у людей, рожденных и живших при СССР, особое отношение к удостоверениям и бумагам с печатями. Они не будут звонить, например, в ЖКС или полицию, чтобы проверить, работает ли там сотрудник, позвонивший в дверь.

«Если вы уверены в недееспособности родственника — оформляйте над ним опеку через суд. Даже если ваша бабушка (или ваш дедушка) ­что-то подпишет, сделку или выданные доверенности можно будет оспорить и добиться через суд их отмены», — дает совет частный детектив Антон Васильев.

Еще один совет, который дал наш собеседник: если у вас есть подозрения, что в отношении родственника совершаются мошеннические действия, — сообщите в полицию. Только представитель правоохранительных органов или следствия сможет установить наличие состава преступления, провести доследственную проверку и возбудить уголовное дело. И лучше, если установится подготовка к мошенничеству или покушение на него, чем уголовное дело будет возбуждено уже по факту.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 24 ноября 2021

Заголовок в газете: «Он мне родней»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру