«Выкупить со штукатуркой»: петербуржцы ищут последний шанс спасти граффити Хармса

«Выкупить со штукатуркой»: петербуржцы ищут последний шанс спасти граффити Хармса
Исчезнуть со стены портрет должен в течение месяца

Дом №11а на улице Маяковского вскоре лишится главного украшения — портрета писателя и поэта Даниила Хармса. Суд поставил точку в борьбе градозащитников за сохранение граффити, его закрасят в течение месяца. «МК в Питере» выяснил, какой отклик вызвало решение служителей фемиды у горожан, и кто, по их мнению, разрушает туристический облик Петербурга.

Граффити с портретом писателя прожило пять лет — в 2016 году его нарисовали на стене углового здания, в доме, где жил Хармс. Такой подарок городу к 74-летию со дня смерти мастера абсурда сделали художники Паша Кас и Павел Мокич. С тех пор выглядывающий из-за угла абрис лица писателя стал неотъемлемым символом литературного Петербурга, на него приходили посмотреть тысячи туристов. Граффити подстегнуло интерес к судьбе и творчеству Хармса — по городу активно водят экскурсии с непременным посещением этой точки на карте. Именно поэтому так странно, что власти выступили против изображения, которое вносит неповторимый штрих в облик города, рассказал «МК в Питере» экскурсовод, старший научный сотрудник НИИ СДЫГР АППР Сергей Наконечный.

«Это вообще абсурд. Мало того, что портрет идеально вписался в архитектуру дома и украсил его, став настоящей туристической достопримечательностью — фотографии десятками тысяч исчисляются в соцсетях, так он еще и абсолютно индивидуален по стилю исполнения. За него вступились и жители дома, и директор Эрмитажа и 30 тысяч чудотворцев — фанатов Хармса, оставили свои подписи в петиции за сохранение портрета Даниила Ивановича. И даже в суде пытались его отстоять», — поделился Наконечный.

Расстроены решением суда и местные жители. По словам петербурженки Марии Романовой, граффити на улице Маяковского было одной из достопримечательностей, способных показать истинную красоту города в его непарадной части — не на Невском проспекте, который вдоль и поперек ежедневно рассекают туристы.

«Очень жаль, что уберут это граффити. Здесь рядом находится мой любимый бар, и мы часто бываем с друзьями на этой улице. Каждый раз здесь есть туристы или жители города, которые фотографируют портрет. Мы даже однажды видели группу почитателей творчества Хармса, которые специально собрались и читали его стихи. Я считаю, что это очень черствое и отчасти глупое решение. Зачем уничтожать органичные для центра граффити, которые ничего не портят, а наоборот создают дополнительный интерес к улочкам?» — посетовала горожанка.

Спасти портрет писателя мог бы широкий жест богатого коллекционера, предположил экскурсовод Сергей Наконечный. Но шансов на то, что такой найдется за столь короткий срок, маловато. Поэтому все, что остается почитателям Хармса — посмотреть на него напоследок.

«Портрет еще на месте, есть время приехать с ним попрощаться. А можно и не торопиться с его уничтожением. Пусть повисит до следующей Олимпиады! Есть, конечно, вариант, что этот портрет купит какой-нибудь меценат, как покупают граффити Бэнкси — вместе со штукатуркой, на которой они нарисованы, и выставит в музее! А на освободившемся торце дома Хармса талантливые художники нарисуют новый его портрет. Ибо кого-кого, а талантов в Петербурге достаточно! Один только Хармс чего стоит!» — заметил собеседник «МК в Питере».

Что Хармс, что мат

Стены петербургских зданий хранят, разумеется, не только портреты исторических личностей, но и похабные надписи. Беда в том, что ко всем изображениям на городском имуществе закон относится одинаково — хотите рисовать, сначала согласуйте. И обратной силы он не имеет — сколько ни просят горожане узаконить уже написанные портреты, ни в какую. По словам экскурсовода, чиновникам следует пересмотреть свои взгляды на взаимодействие с художниками, которые дарят Петербургу такие прекрасные рисунки.

«Проблема в том, что чиновники “не имеют права” согласовывать уже нарисованные “нелегальные” граффити. И дело тут не лично в Хармсе, Шевчуке, Есенине или других, чьи портреты уже закрасили, а в следовании какой-то инструкции: сначала согласование, потом рисунок. Однако граффитисты вряд ли будут тратить месяцы на эти бюрократические согласования. Поэтому чиновникам надо менять инструкции. И не ставить в один ряд знаковые произведения уличного искусства и матерные надписи на стенах. В общем, чиновникам нужно не противопоставлять себя в очередной раз народу», — резюмировал Наконечный.

Войны художников с коммунальщиками, которые обязаны закрашивать их творения на городском имуществе, длятся в Петербурге годами. Жертвой валика с краской пали граффити с лидером ДДТ Юрием Шевчуком, портрет Кита Флинта, Иосифа Бродского, Сергея Бодрова, Виктора Цоя. Список утерянных рисунков пополняется, но появляются и новые, пусть и недолговечные. Пока найти компромисс у художников и чиновников не получается, хотя попытки были. О том, как в Петербурге пытались узаконить граффити, и нужен ли городу современный стрит-арт, читайте в материале «МК в Питере».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру