Почему разгораются офисные войны и можно ли с ними бороться

Как выжить в серпентарии

Работа в офисе — реалии многих жителей Петербурга да в условиях пандемии. Она может быть очень комфортной, с доброжелательными коллегами, взаимовыручкой и интересной корпоративной жизнью. Но временами в офисах разгораются настоящие вой­ны, да такие, что дискомфорт не могут компенсировать никакие «плюшки».

Как выжить в серпентарии
В неделю сотрудники тратят до трех часов на конфликты.

АДЕПТЫ ТЕПЛА И ХОЛОДА

Офисные вой­ны не только треплют нервы, но и тратят деньги работодателей. Американские эксперты подсчитали, что в США, например, конфликты между сотрудниками приносят работодателям убытки более 300 млрд руб­лей в год (по оценке CPP, Inc.). В целом же офисные сотрудники тратят на разборки до трех часов рабочего времени в неделю.

Самой частой причиной конфликтов, по оценкам экспертов и признаниям петербуржцев, с которыми мы пообщались, становится температура в офисе. Открытое окно дает свежий воздух или сквозняк? Кондиционер создаст комфортную температуру воздуха или сделает помещение слишком холодным и приведет к увеличению числа случаев ОРВИ у работников? Любопытно, что, по оценкам американских исследователей, силы адептов тепла и холода примерно равны. Теплолюбивые выигрывают с совсем небольшим перевесом: их 56%. Тех, кому всегда жарко, — 44%.

Кстати, этот вопрос оказался настолько важен, что ученые Института энергетики Лондонского университетского колледжа провели даже ряд исследований, выясняя, при какой температуре люди работают лучше. И результат оказался тоже двояким. Выяснилось, что, например, печатать на компьютере лучше всего, когда температура воздуха в помещении составляет плюс 25 градусов по Цельсию. При такой температуре испытуемые печатали быстрее всего и допускали минимум ошибок. При понижении температуры до 20 градусов производительность труда снизилась вдвое, а ошибок люди стали допускать больше. Но, с другой стороны, задачи, требующие произведения расчетов, испытуемые лучше выполняли при более прохладной температуре. При температуре же свыше 27 градусов по Цельсию в помещении у испытуемых начинались проблемы с математикой — сосредоточиться им было значительно сложнее.

Еще, кстати, те же ученые обратили внимание: как правило, женщины мерзнут чаще, чем мужчины. Это связано с тем, что у женщин мышечной массы обычно меньше, а больше жировой ткани (не путать с излишками жира!), которая является менее активной и вырабатывает меньше тепла.

Помимо кондиционера и окон конфликты между сотрудниками одного кабинета часто вызывают телефонные переговоры — точнее, шум или его отсутствие. Ссорятся и из-за необходимости (и нет) звукового фона для работы. В одном из рекламных агентств Петербурга прогрессивное руководство внедрило для работников возможность слушать музыку, установив аппаратуру во всех кабинетах. Спустя пару месяцев ее демонтировали: оказалось, что ни в одном кабинете работники не сумели договориться о том, какую музыку и на какой громкости слушать. Аппаратура осталась только у тех, кто в кабинете находился один.

Также споры часто разгораются из-за света в помещении. К­ому-то лучше работается в полумраке, а ­кому-то — при ярком свете. Этот вопрос, впрочем, решить проще. Вой­ны за свет утихают при установке настольных ламп адептам «светлой стороны».

Причиной конфликта может стать и пища, если в компании принято носить обеды с собой. Запахи, как известно, очень важная составляющая комфорта, а вот предпочтения у всех разные, и вполне могут столкнуться в одном помещении совершенно разные «нюхачи». Поэтому, кстати, во многих офисах нередко на кухне вешают табличку с просьбой избегать слишком пахучих блюд, чтобы не вызывать раздражение у коллег. По словам опрошенных редакцией петербуржцев, больше всего шишек падает на любителей рыбы.

ЧТО ПРОВОЦИРУЕТ КОНФЛИКТЫ

Любопытно, что в последнее время, по мнению опрошенных нами экспертов, офисные вой­ны стали случаться чаще. Почему так происходит? Об этом мы спросили эксперта в данной теме, директора Института изучения семьи и социума БИСС Сергея Лукшу.

По его словам, конфликтов в офисных пространствах действительно становится больше. И причин тому несколько. Первая — это негатив, который потоком льется с экранов и страниц желтой прессы.

— Рептильный мозг людей (согласно гипотезе Пола Маклина о «триедином мозге», рептильный мозг — наиболее древняя сформировавшаяся в процессе эволюции часть мозга человека, которая отвечает за биологическое выживание и телесное функционирование) в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне находится в перманентном ожидании опасности и конфликта. И на все вводные от социума и индивидуумов люди реагируют сначала агрессией, — говорит Сергей Лукша. — Это почти животные инстинкты. Когда встречаются две собаки, сначала они на всякий случай лают друг на друга, чтобы попытаться испугать конкурента и показать силу. А уже потом, если испугавшихся нет, собаки могут начать обнюхиваться. В офисах происходит примерно так же. При конфликте каждый старается показать другому, что он сильнее, умнее и опытнее, а значит, надуть его невозможно. И это касается как глобальных миллиардных проектов в части финансов, так и ­каких-то обычных ситуаций.

Вторая причина тоже связана с ситуацией вокруг. По словам Сергея Лукши, сейчас со страниц блогеров, да и многих журналов активно продвигается идея личных границ.

По словам эксперта, личных границ в общем кабинете не существует.

— Вот эти фразы: «не дави на меня», «я выстраиваю личные границы, не нужно их нарушать» — это все не более чем ­чья-то теория. Это актуально, когда ты сидишь в кабинете и сочиняешь статью для диссертации. Либо когда ты живешь на необитаемом острове один. Когда ты живешь с ­кем-то вдвоем, уже будут ­какие-то межличностные проблемы. А если появляется еще и третий — то все, никаких личных границ нет. Есть исключительно возможность конфликтного либо бесконфликтного взаимодействия. Оно может быть конфликтным, а может — и бесконфликтным, потому что альтруизм, эмпатию никто не отменял. Доброе человеческое отношение и добрую волю в отношении друг друга тоже никто не отменял, — объясняет Сергей Лукша.

При этом эксперт отмечает, что просто так такие конфликты, превращающие офис в серпентарий, не разрешить. Для этого нужно обладать хотя бы ­какими-то знаниями по управлению конфликтами. Впрочем, некоторые люди, которых коллеги считают офисными миротворцами, случается, владеют ими на бессознательном уровне.

КАК ОТСТОЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Первое, что должно быть для того, чтобы разрешить конфликт, — это наличие доброй воли, то есть понимание того, что конфликт есть и он сейчас будет обсуждаться для его разрешения. И понимание, что предложение от противника может быть интересным не только исключительно для него, но и для обеих сторон конфликта. Но одна из сторон к этому зачастую просто не готова, потому что опасается обмана.

— Человек, который приходит и понимает, что он попал в серпентарий, может захотеть ­как-то «разрулить» ситуацию. И попытаться это сделать, — говорит Сергей Лукша. — Ну, в 95% случаев у него это не получится, потому что не будет доброй воли других сторон. В 50% случаев может получиться ­как-то нивелировать конфликты. То есть если все себя так вели, то половина станет вести себя по-другому. Это более реальный результат.

Эксперт уверен: самое простое в ситуации офисных вой­н — изменить свое к ним отношение, разумеется, оценив опасности, которые ситуация несет. То есть, если пресловутое открытое окно просто раздражает, надо не обращать на него внимания. При этом стоит понимать, что «изменить отношение» возможно исключительно после этапа тщательной оценки опасности. Чтобы бессознательное сказало: «Смотри, дружище, ты же зря паришься — тут тебе ничего не угрожает!» Без этого этапа оценки изменить отношение просто так, по щелчку пальцев, не получится. Уж слишком болезненно реагирует наша психика даже на малейшую возможность быть используемыми, высмеянными, обманутыми, униженными.

Но если, к примеру, речь идет об аллергике, у которого весной аллергия на пыльцу, и при открытом окне он постоянно сидит с насморком и кашлем, стоит попробовать договориться с коллегами. Один из методов, который «добавляет очков» в межличностных отношениях, — это просьба, вопрос, искренняя демонстрация желаний в достижении общей интересной цели.

— Возьмем ситуацию с кондиционером, из-за которого человек, допустим, простужается, — рассматривает пример Сергей Лукша. — Сотрудник через 10–15 минут после того, как на него дует кондиционер, поднимается, вытирает нос платком и говорит: «Ребята, я понимаю, что без кондиционера в офисе душно. Но он дует на меня. У меня текут сопли. Скажите, пожалуйста, что я лично могу сделать для того, чтобы в офисе душно не было, но чтоб и сопли у меня не текли. Помогите решить вопрос». Подобной тирадой человек показывает свое искреннее желание решить проблему в интересах всех участников трудового коллектива и обращается ко всем с этой просьбой. Но это должно быть сказано без ерничества, не декларативно. Такая фраза обезоруживает многих потенциально агрессивных участников конфликта. Люди, как правило, в такой ситуации готовы включиться и найти ­какой-то компромисс: либо стол переставить, либо кондиционер включать так, чтобы он дул повыше, либо еще ­какой-то вариант. Этот метод решения конфликта один из самых эффективных, он называется сотрудничество.

Есть, конечно, и другие методы. К примеру, если страдающий от холода человек — руководитель, он может решить конфликт силовым методом: просто запретить включать кондиционер. Все затаят обиду, но подчинятся. Есть метод соперничества, когда один включает кондиционер, а другой — выключает его. Есть метод компромисса, при котором на собрании ставится вопрос и ищутся варианты различных решений. Но самый эффективный метод разрешения конфликтов, который в итоге устроит все стороны, уверен Сергей Лукша, — это сотрудничество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру