Как только опускается ночь, по проспекту бродят мрачные люди, подсвеченные со всех сторон кислотными цветами. Неоновые вывески, яркие и кричащие, заполонили проспект и окрасили его в цвета радуги. С одной стороны, это ломает стереотипы о серости города и привлекает молодежь. С другой — портит исторический облик зданий, их атмосферу и в некоторых случаях фасад. Засилье неона на главном туристическом маршруте отвлекает петербуржцев и гостей города от ценности и исторической значимости построек, превращая их в очередную гирлянду.
ИСПОХАБЛЕННЫЙ ЦЕНТР
Когда мы видим такие дома, взгляд не фокусируется на самом здании. Вместо него мы видим бары, клубы, секс-шопы, столовые и иже с ними. Петербуржцы попали в ту ситуацию, когда форма должна быть важнее содержания. Но вместо культуры города мы видим лишь секс, одежду, алкоголь (которые обильно демонстрируются праздно гуляющим через вывески).
«Центр исторический, это сердце Питера. А что это за лепота на сердце? Поэтому все вывески необходимо убрать. Если по большому счету, Невский нужно сохранить таким, какой он был. Вы посмотрите вокруг, здания — это ж красота, но мы ее не видим. Это не повторяемые вещи, и посмотрите, как их испохабили. Эти здания, архитектура неповторимой красоты. Невский как музей под открытым небом. Представьте, что вы идете по Эрмитажу и он весь завешен «18+», «Табак» и прочее. Ну ужас ведь! Как бельмо на глазу», — сетует жительница Петербурга Татьяна.
Согласованием объектов для размещения информации, в том числе и на витринах, занимается комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. В своей работе сотрудники руководствуются эстетическим регламентом объектов и элементов благоустройства. В особых случаях, как, например, Дом Зингера, согласованием и проверкой занимается комитет по печати и КГИОП, так как здание относится к объектам культурного наследия федерального значения.
Отметим, в последние дни Дом Зингера неоднократно попадает в скандальные новости. То старого «книжного» арендатора из здания «провожают», то вывеску из разряда «вырви глаз» в витрине разместят. Многих петербуржцев возмутила не столько смена арендатора, сколько появление на фасаде неоновой вывески «Клад Мармелад» — гигантские красно-желтые буквы с названием бренда имели яркую, кислотную подсветку. Со стороны такая вывеска смотрелась, прямо скажем, не к месту. Более того, в красный цвет была окрашена и часть Невского перед магазином. Такая дьявольская картина могла бы круто смотреться в ужастиках, но никак не в парадной части города. Генеральный директор «Клад Мармелад» Максим Ветров на своей страничке в соцсети «ВКонтакте» после этого скандала написал большой пост, в котором уверял горожан, что все под контролем, ситуация исправляется.
«Да, с вывеской внутри оконного проема я, конечно, перестарался. Слишком она яркая и большая для такого культового дома и места. Когда только начала расти волна негатива по поводу ее визуального вида, я постарался максимально быстро на это отреагировать: сначала мы выключили ее подсветку, а на следующий день уже демонтировали. Некоторые высказывали версии, что это было спланированной акцией для создания хайпа (привлечения внимания. — Прим. ред.), но нет, ответственно вам заявляю: не было такой цели, все получилось случайно, и дня три я находился в состоянии жуткого стресса из-за всей этой ситуации. Седых волос на моей голове стало теперь совсем много», — сказано в посте Максима.
А ВИНОВНЫЙ КТО?
После скандала владелец лавки со сладостями предложил петербуржцам выбрать новый вид вывески, соответствующий пожеланиям горожан и антуражу здания. Как стало известно, изначальный вариант не был согласован с ответственными комитетами. Более того, владелец «Клад Мармелад» считал, что данная процедура ему вовсе не требуется. С одной стороны, этот кейс можно расценивать как прекрасную пиар-акцию — почти все городские СМИ обратили свое внимание. С другой — для петербуржцев подобное сродни акту вандализма. Для чиновников — пятно на репутации: в самом сердце города без их разрешения появилось гигантское неоновое пятно, о котором писали не только городские, но и федеральные СМИ.
«МК в Питере» обращался с официальными запросами в комитет по печати, комитет по градостроительству и архитектуре. Нас интересовало, сколько еще на Невском несогласованных вывесок, кто и как часто проверяет их появление, соответствуют ли многочисленные неоновые надписи эстетическому регламенту Петербурга (да, такой документ существует) и не портят ли, по мнению ответственных чиновников, вывески в стиле киберпанк внешний вид и атмосферу зданий. На момент подготовки номера к печати ответа из профильных комитетов мы не получили.
ДЕНЬГИ СЛЕТАЮТСЯ НА СВЕТ
Чтобы найти потенциальные нарушения требований к внешнему виду, достаточно прогуляться по главному проспекту города вечером.
Разномастные вывески окрашивают тротуар и прохожих в ярко-красные, розовые и синие цвета. Создается ощущение, что ты находишься на вечеринке, а музыка, которая доносится из магазинов и кафе, только усиливает это впечатление. За всем этим разнообразием красок исторический центр теряется и превращается в рейв-столицу. Но подходит ли это реноме Невскому проспекту?
«Я их даже особо не замечала. Они все какие-то яркие и собираются в одну картину. Невский, в принципе, очень сильно горит, огромное количество огней. Но если их будет еще больше, это станет проблемой, — делится с корреспондентом «МК в Питере» петербурженка Мария. — Невский в любом случае должен оставлять в себе исторические нотки. Он ведь этим и славится. А вот уже на окраинах пускай строят свои разноцветные многоэтажки. Центр все равно остается историческим и имеет свою изюминку. Поэтому это нужно сохранять».
Большинство вывесок размещены на витринах за стеклом, что допускается техническим регламентом. Согласно документу, вывески, расположенные на витрине (за стеклом), должны иметь такие параметры: высота отдельных букв — 15 см, толщина — 5 см. При этом сама вывеска не должна превышать 30 см в высоту. Также при использовании вывески запрещается использование подсветки со светодинамическим, мерцающим эффектом.
Эстетический регламент является одним из основных документов, которыми руководствуются компетентные органы. Между тем штрафы за нарушение требований к внешнему виду могли бы пополнить бюджет на солидную сумму. Санкции за такое нарушение для юридических лиц — от 20 до 100 тысяч рублей. Дело остается за малым — найти виновных в превращении Петербурга в столицу киберпанка. Пока же, как показывает практика, для того чтобы привлечь внимание властей, бизнесменам нужно постараться, потому что общественность не обращает внимания на «рядовой неон». Нужно что-то масштабное, яркое, чтобы от одного лишь вида сводило зубы и начинало трясти от злости. Лишь в этом случае начинается обсуждение, осуждение и просыпается интерес надзорных комитетов Смольного.
Но некоторые петербуржцы уверены, что неоновое безумие — это вынужденная мера. Пусть вывески и вносят толику деструктива, они также работают и на финансовый аспект. Привлекают и генерируют деньги. Невский — это главная магистраль для туристов, и магазины, которые там располагаются, в большей степени нацелены именно на гостей города.
«Надо жить настоящим. Потому что, если мы эти вывески выключим, город не будет получать налоги. Наступит скудность и бедность. А так — горят вывески, привлекают прохожих, они посещают магазины, тратят деньги, хозяин может заплатить налог. Это финансовая поддержка города, — размышляет петербурженка Людмила Андреевна. — Я сама очень люблю архитектурные ансамбли петровского времени и позднее. Любуюсь, конечно. У нас существует институт набережных и мостов, за ним следят, ухаживают. Поддерживают возможность следовать времени и ласкать наш глаз, дарить нам вдохновение. Истинные петербуржцы всегда видят свой Петербург».