Неоновое безумие в сердце Петербурга: как меняется по ночам облик города

Как северной столице сохранить исторический облик при наплыве неоновых вывесок

Вычурная «кислотная» вывеска на Доме Зингера, так потрясшая петербуржцев, уже снята и, как заявил новый арендатор помещения, в ближайшее время будет заменена на ­что-то более подходящее внешнему виду здания. Однако весь Невский усыпан разного рода пародиями под стиль фантастических фильмов — киберпанк.

Как северной столице сохранить исторический облик при наплыве неоновых вывесок
Ночью Невский окрашивается во все цвета неоновой радуги.

Как только опускается ночь, по проспекту бродят мрачные люди, подсвеченные со всех сторон кислотными цветами. Неоновые вывески, яркие и кричащие, заполонили проспект и окрасили его в цвета радуги. С одной стороны, это ломает стерео­типы о серости города и привлекает молодежь. С другой — портит исторический облик зданий, их атмосферу и в некоторых случаях фасад. Засилье неона на главном туристическом маршруте отвлекает петербуржцев и гостей города от ценности и исторической значимости построек, превращая их в очередную гирлянду.

ИСПОХАБЛЕННЫЙ ЦЕНТР

Когда мы видим такие дома, взгляд не фокусируется на самом здании. Вместо него мы видим бары, клубы, секс-шопы, столовые и иже с ними. Петербуржцы попали в ту ситуацию, когда форма должна быть важнее содержания. Но вместо культуры города мы видим лишь секс, одежду, алкоголь (которые обильно демонстрируются праздно гуляющим через вывески).

«Центр исторический, это сердце Питера. А что это за лепота на сердце? Поэтому все вывески необходимо убрать. Если по большому счету, Невский нужно сохранить таким, какой он был. Вы посмотрите вокруг, здания — это ж красота, но мы ее не видим. Это не повторяемые вещи, и посмотрите, как их испохабили. Эти здания, архитектура неповторимой красоты. Невский как музей под открытым небом. Представьте, что вы идете по Эрмитажу и он весь завешен «18+», «Табак» и прочее. Ну ужас ведь! Как бельмо на глазу», — сетует жительница Петербурга Татьяна.

Согласованием объектов для размещения информации, в том числе и на витринах, занимается комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-­Петербурга. В своей работе сотрудники руководствуются эстетическим регламентом объектов и элементов благоустройства. В особых случаях, как, например, Дом Зингера, согласованием и проверкой занимается комитет по печати и КГИОП, так как здание относится к объектам культурного наследия федерального значения.

Отметим, в последние дни Дом Зингера неоднократно попадает в скандальные новости. То старого «книжного» арендатора из здания «провожают», то вывеску из разряда «вырви глаз» в витрине разместят. Многих петербуржцев возмутила не столько смена арендатора, сколько появление на фасаде неоновой вывески «Клад Мармелад» — гигантские красно-­желтые буквы с названием бренда имели яркую, кислотную подсветку. Со стороны такая вывеска смотрелась, прямо скажем, не к месту. Более того, в красный цвет была окрашена и часть Невского перед магазином. Такая дьявольская картина могла бы круто смотреться в ужастиках, но никак не в парадной части города. Генеральный директор «Клад Мармелад» Максим Ветров на своей страничке в соцсети «ВКонтакте» после этого скандала написал большой пост, в котором уверял горожан, что все под контролем, ситуация исправляется.

«Да, с вывеской внутри оконного проема я, конечно, перестарался. Слишком она яркая и большая для такого культового дома и места. Когда только начала расти волна негатива по поводу ее визуального вида, я постарался максимально быстро на это отреагировать: сначала мы выключили ее подсветку, а на следующий день уже демонтировали. Некоторые высказывали версии, что это было спланированной акцией для создания хайпа (привлечения внимания. — Прим. ред.), но нет, ответственно вам заявляю: не было такой цели, все получилось случайно, и дня три я находился в состоянии жуткого стресса из-за всей этой ситуации. Седых волос на моей голове стало теперь совсем много», — сказано в посте Максима.

А ВИНОВНЫЙ КТО?

После скандала владелец лавки со сладостями предложил петербуржцам выбрать новый вид вывески, соответствующий пожеланиям горожан и антуражу здания. Как стало известно, изначальный вариант не был согласован с ответственными комитетами. Более того, владелец «Клад Мармелад» считал, что данная процедура ему вовсе не требуется. С одной стороны, этот кейс можно расценивать как прекрасную пиар-акцию — почти все городские СМИ обратили свое внимание. С другой — для петербуржцев подобное сродни акту вандализма. Для чиновников — пятно на репутации: в самом сердце города без их разрешения появилось гигантское неоновое пятно, о котором писали не только городские, но и федеральные СМИ.

«МК в Питере» обращался с официальными запросами в комитет по печати, комитет по градостроительству и архитектуре. Нас интересовало, сколько еще на Невском несогласованных вывесок, кто и как часто проверяет их появление, соответствуют ли многочисленные неоновые надписи эстетическому регламенту Петербурга (да, такой документ существует) и не портят ли, по мнению ответственных чиновников, вывески в стиле киберпанк внешний вид и атмосферу зданий. На момент подготовки номера к печати ответа из профильных комитетов мы не получили.

ДЕНЬГИ СЛЕТАЮТСЯ НА СВЕТ

Чтобы найти потенциальные нарушения требований к внешнему виду, достаточно прогуляться по главному проспекту города вечером.

Разномастные вывески окрашивают тротуар и прохожих в ярко-красные, розовые и синие цвета. Создается ощущение, что ты находишься на вечеринке, а музыка, которая доносится из магазинов и кафе, только усиливает это впечатление. За всем этим разнообразием красок исторический центр теряется и превращается в рейв-столицу. Но подходит ли это реноме Невскому проспекту?

«Я их даже особо не замечала. Они все ­какие-то яркие и собираются в одну картину. Невский, в принципе, очень сильно горит, огромное количество огней. Но если их будет еще больше, это станет проблемой, — делится с корреспондентом «МК в Питере» петербурженка Мария. — Невский в любом случае должен оставлять в себе исторические нотки. Он ведь этим и славится. А вот уже на окраинах пускай строят свои разно­цветные многоэтажки. Центр все равно остается историческим и имеет свою изюминку. Поэтому это нужно сохранять».

Большинство вывесок размещены на витринах за стеклом, что допускается техническим регламентом. Согласно документу, вывески, расположенные на витрине (за стеклом), должны иметь такие параметры: высота отдельных букв — 15 см, толщина — 5 см. При этом сама вывеска не должна превышать 30 см в высоту. Также при использовании вывески запрещается использование подсветки со светодинамическим, мерцающим эффектом.

Эстетический регламент является одним из основных документов, которыми руководствуются компетентные органы. Между тем штрафы за нарушение требований к внешнему виду могли бы пополнить бюджет на солидную сумму. Санкции за такое нарушение для юридических лиц — от 20 до 100 тысяч руб­лей. Дело остается за малым — найти виновных в превращении Петербурга в столицу киберпанка. Пока же, как показывает практика, для того чтобы привлечь внимание властей, бизнесменам нужно постараться, потому что общественность не обращает внимания на «рядовой неон». Нужно ­что-то масштабное, яркое, чтобы от одного лишь вида сводило зубы и начинало трясти от злости. Лишь в этом случае начинается обсуждение, осуждение и просыпается интерес надзорных комитетов Смольного.

Но некоторые петербуржцы уверены, что неоновое безумие — это вынужденная мера. Пусть вывески и вносят толику деструктива, они также работают и на финансовый аспект. Привлекают и генерируют деньги. Невский — это главная магистраль для туристов, и магазины, которые там располагаются, в большей степени нацелены именно на гостей города.

«Надо жить настоящим. Потому что, если мы эти вывески выключим, город не будет получать налоги. Наступит скудность и бедность. А так — горят вывески, привлекают прохожих, они посещают магазины, тратят деньги, хозяин может заплатить налог. Это финансовая поддержка города, — размышляет петербурженка Людмила Андреевна. — Я сама очень люблю архитектурные ансамбли петровского времени и позднее. Любуюсь, конечно. У нас существует институт набережных и мостов, за ним следят, ухаживают. Поддерживают возможность следовать времени и ласкать наш глаз, дарить нам вдохновение. Истинные петербуржцы всегда видят свой Петербург».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру