Всемирный день учителя отмечают более чем в 100 странах, включая Россию. В этом году праздник выпал на вторник, 5 октября. «МК в Питере» поговорил с представителями профессии и узнал какие новые задачи и проблемы встречает перед собой современный учитель.
Учителя принимают поздравления по всей России. Губернатор Александр Беглов также решил не оставаться в стороне и обратился к петербургским педагогам с торжественной речью, вспоминая об их благородстве, энтузиазме и щедрости души. Он даже пообещал установить памятник блокадному учителю, но решит ли это проблемы и задачами, с которыми сталкиваются современные педагоги, вопрос риторический.
Пандемия помогла изменить отношение ко многим профессиям: люди стали больше замечать работу врачей, водителей и даже курьеров. А вот преподаватели не сильно ощутили возросшее к ним внимание, об этом рассказала учитель первых классов, которая представилась Ольгой Николаевной: «На мой взгляд профессия учителя, наоборот, теряет свои позиции и перестает быть уважаемой от года к году. И внимание к профессии толком не испытывают ни дети, ни взрослые». С ней согласен и ее коллега, учитель технологии Сергей Сергеевич Мирошников: «Мне кажется, что уважение действительно падает, но тем не менее это очень нужная и важная профессия. И надеюсь, когда дети вырастут, они это поймут».
Однако это лишь одна из проблем, с которыми сталкиваются современные педагоги. Собеседники «МК в Питере» в этот список добавили бюрократию, нехватку технологической оснащенности и отношение родителей. Завуч начальной школы, представившаяся Натальей Ивановной обратила внимание на огромную перегрузку бумажными делами и различными отчетами, которые чаще всего не имеют никакого отношения к работе. Современные родители, по мнению педагогов, создают не меньше проблем, чем дети.
«Большой проблемой для учителей в современном мире является негативное отношение родителей, которые считают, что они много знают, и диктуют свои правила и требования. Теперь часто приходится учить детей и взрослых не следить за личной жизнью учителя и не вешать ярлыки «какие учителя все плохие», — добавила Ольга Николаевна.
Почему большой проблемой для современных учителей стало выстраивание взаимоотношений с родителями, рассказала «МК в Питере» семейный психолог Светлана Бояринова. Она считает, что такой феномен действительно существует, но однозначно выделить, кто прав, а кто виноват, не получается. Это противостояние двух разных систем, и на это есть масса причин, считает Бояринова.
«Например, раньше родители и дети ходили на цыпочках перед педагогами и директорами, и боялись слово поперек вставить. Сейчас у них появилось больше некой свободы и открытости для выражения собственного мнения или недовольства в сторону педагогов. Да, с одной стороны, это хорошо и может предотвратить негативное отношение к ребенку или непрофессиональное поведение. Но всегда есть люди, которые не знают меры и начинают вести себя не очень адекватно», — объяснила она.
Бояринова уверена, что родители пытаются переложить ответственность и воспитательную роль на педагога. А учителей, к сожалению, продолжают учить только преподаванию предмета и последовательному выстраиванию программы. Нет углубления в то, как находить подход к детям, как реагировать, когда в классе появляется негативный или положительный лидер, как вести выступления. Это противоборство — недоработка системы выстраивания здоровых взаимоотношений между людьми, заключила она.
Несмотря на все трудности, на вопрос о том, почему им нравится эта профессия, учителя часто отвечают одной фразой: «Любовь к детям». Именно поэтому они остаются в профессии и готовы преодолевать различные трудности и невзгоды.
«Я люблю общаться с детьми, стоять у доски, смотреть, как дети меня слушают с открытым ртом. Мне нравится помогать, где-то исправлять деток, чтобы они лучше поняли. А также учиться многому вместе с ними», — подытожила Ольга Николаевна.
В преддверии международного дня учителя Министерство просвещения при поддержке газеты «Московский комсомолец» запустил акцию среди школьников «Мой учитель года». Участие мог принять любой желающий, победителей в трех номинациях: фоторабота, видеосюжет и творческое эссе огласят 6 октября 2021 года.