«МК в Питере» провел круглый стол, посвященный проблемам пожилых петербуржцев. Участники дискуссии обсудили социальное обслуживание пенсионеров, квалифицированную медицинскую помощь и новую пандемийную реальность, которая представляет угрозу для особо незащищенных слоев населения, в первую очередь представителей старшего поколения. Модератором встречи выступил главный редактор «МК в Питере» Тимофей Шабаршин.
В обсуждении приняли участие исполнительный директор «Сервис-Систем» Надежда Попова, и.о. председателя Комитета по социальной политике Петербурга Галина Колосова, директор «Фонда 60+» Вадим Бараусов, директор ансамбля бального танца «Этюд» Елена Микшина, создательница и директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина, заместитель начальника по организационно-методической работе Госпиталя для Ветеранов войн Евгений Доценко, заместитель директора Центра занятости населения по Санкт-Петербургу Татьяна Иванова.
От лица государственных структур выступила и.о. председателя Комитета по социальной политике Петербурга Галина Колосова.
«Наша социальная инфраструктура должна быть готова к вызовам, независимо от того, есть пандемия или ее нет. И мы должны в этот период говорить не только о количественных, но и о качественных показателях развития. Система здравоохранения сейчас находится на пути повышения качества услуг в рамках мероприятий национального проекта „Демография“, регионального проекта „Старшее поколение“», — рассказала Колосова.
На данный момент Комитет по социальной политике Петербурга старается сохранить параметры предоставления социальных услуг на уровне 2019 года. Речь идет о 230 тысячах граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста, которым необходима поддержка от государства.
Кроме госструктур на помощь старикам приходят и активисты, в том числе сотрудники благотворительного фонда «Старость в радость». Елизавета Олескина в беседе с «МК в Питере» подчеркнула, что трудности жизни пожилых людей мало чем отличаются от жизни человека в зрелом или молодом возрасте. Пандемия внесла коррективы на всех уровнях, и для того, чтобы закрыть все потребности человека, усилить какой-то одной части нашей системы не хватит. Но в то же время исключительно волонтерские организации с этим также не справятся.
«Единственный вариант — это максимально объединить усилия нормально работающей государственной системы и полноценной, хорошей, разветвленной сети добровольческих негосударственных организаций,» — объяснила Олескина.
В период пандемии силы большинства государственных медицинских учреждений были брошены на борьбу с коронавирусом. Из-за этого доступы к врачам для пенсионеров оказались закрыты, в том числе плановые осмотры.
«То качество жизни пожилых людей в Санкт-Петербурге изменилось — это неоспоримо. Но, я думаю, что медицина все-таки выстояла и смогла достойно ответить на вызовы пандемии», — подчеркнул заместитель начальника по организационно-методической работе Госпиталя для ветеранов войн Евгений Доценко.
В Петербурге создан кластер гериатрической помощи для пожилых. Даже в период пандемии госпиталь смог сохранить госпитализацию на гериатрические койки. Среди пожилых людей встречаются и такие, кому необходим постоянный уход, в том числе медицинский. На вопрос «какие альтернативы могут быть предложены пожилым людям и их родственникам» ответила исполнительный директор «Сервис-Систем» Надежда Попова, которая представляет пансионат для престарелых людей «Вдохновение».
Сейчас общество столкнулось с тем, что огромное количество пенсионеров умирали дома из-за недостатка специализированного надзора и медицинской помощи. Родственники или сиделки, к сожалению, в большинстве случаев не имеют нужных компетенций и навыков помощи, которые востребованы у представителей пожилого поколения.
«Если мы говорим о качественном пансионате, то основным преимуществом является постоянный контроль над работой персонала, за выполнением инструкций, разработанных руководством пансионата. Эти инструкции подразумевают под собой опыт работы в медицинском учреждении, соблюдение всех отраслевых норм, которые требуются для данного учреждения. Это позволяет минимизировать какие-либо отклонения. Малейшие изменения и ухудшения здоровья как психического, так и физического выявляются сразу», — рассказала Попова.
Но речь идет только о качественных пансионатах. Надомное же обслуживание от негосударственных специалистов — частные сиделки, медсестры в большинстве случаев не могут квалифицированно выполнить свои обязанности и вовремя оказать специализированную помощь, чем сильно проигрывают пансионатам. А для человека это может обернуться потерей родственника.
Директор «Фонда 60+» Вадим Бараусов рассказал, какие новые виды помощи появились для пенсионеров за последнее время. Базовые потребности у пожилых людей не особо меняются, поэтому каких-то координатных изменений ждать не стоит. В том числе потребность в уходе, на которую пенсионеры продолжают стабильно жаловаться и искать новые способы удовлетворения этой потребности.
«Если говорить про новое, про то, что должно измениться. Мы должны сконцентрироваться на новых объектах недвижимости, на улучшении обучения персонала, на использовании новых технологий», — отметил Бараусов.
При выборе услуг огромную роль играет в том числе и рыночное регулирование. Миграция клиентов по рынку достаточно большая, поэтому пансионаты и специалисты, которые не отвечают требованиям клиентов своей квалификацией или условиями использования услуг, быстро с рынка вылетят.
Кроме медицинской помощи для пожилых людей крайне важна психологическая поддержка и досуговых мероприятия. Директор ансамбля бального танца «Этюд» Елена Микшина объяснила, что для старшего поколения активность и поддержка коллектива играют огромную роль.
«Танцы — это все-таки активный образ жизни, физическая нагрузка. Это дает очень позитивный настрой и не дает возможности скатиться в депрессию, которой, по разговорам коллег, подвержены пенсионеры», — поделилась в участниками круглого стола Микшина.
Во время пандемии ансамбль организовывал онлайн-занятия, которые можно было посмотреть и в ZOOM. Это помогало пожилым людям поддерживать себя в форме и не терять позитивного настроя даже в изоляции.
Вадим Бараусов отметил, что цифровизация сейчас является неотъемлемой частью жизни человека. Но для этого необходима инфраструктура. То есть, телефон или компьютер, подключенный к интернету.
«Базовая вещь, которая повышает качество жизни — это, конечно же, коммуникация. Социальная изоляция — это самая большая проблема, в том числе из-за негативного влияния на здоровье. И в периоды изоляции, когда люди не могли лично встречаться с пожилыми родственниками, связь через видеозвонки и мессенджеры реально помогала», — резюмировал специалист.
Заместитель директора Центра занятости населения по Санкт-Петербургу Татьяна Иванова отметила, что граждане возраста 60+ стабильно обращаются для поиска работы. Сейчас услуги Центра почти полностью перешли в онлайн, но пенсионерам предоставляется возможность обучения и помощи, в случаях если у человека нет способов для выхода в интернет. Трудовая деятельность, как и танцы помогает скоротать свой досуг и является способом психологической помощи.
«Пожилым людям предоставляется услуга психологов, которые стараются принести пожилым людям, как можно больше пользы и помочь им найти себя на изменяющемся рынке труда», — сообщил замдиректора Центра занятости населения по Санкт-Петербургу.
На сайте Центра занятости также постоянно проходят вебинары совместно с психологами, которые также помогают пенсионерам в выборе и понимании какой-либо профессии.
По итогу дискуссии стало ясно, что пандемия очень сильно сказалась на пожилых людях. Представители старшего поколения сейчас особо сильно нуждаются в нашей помощи. Но мы видим, что на улучшение качества жизни таких незащищенных слоев населения сейчас работают и госструктуры, и некоммерческие организации. Есть множество способов психологической и физической поддержки, которыми могут воспользоваться вы или ваши родственники. Главное — следить за качеством таких услуг и чаще общаться с дедушками и бабушками. Потому что видеть родные лица и слышать голоса детей и внуков для них крайне важно.