Как одеться в Москве и Петербурге, чтобы сойти за своего

Модельеры объяснили тонкости стилей двух столиц

Санкт-­Петербург и Москва соревнуются во многих аспектах. В ­чем-то города похожи, ­где-то стоят по разную сторону баррикад. А жители каждой из столиц уверены, что именно «наша сторона» правильнее и лучше. В том числе это касается и стиля горожан. В сети полно карикатур и юморных картинок из разряда «Типичный петербуржец/москвич». Что обидный стереотип для одного — модно и трендово для другого, и наоборот.

Модельеры объяснили тонкости стилей двух столиц
История и сдержанность Петербурга отражается на стиле горожан.

На севере ценится комфорт и практичность, южнее предпочтение отдают яркости и эффектности. В Санкт-­Петербурге редко встретишь женщину в шубе, «при параде» и при этом в метро. В московской подземке устанешь считать дорогие часы и количество брендов.

ПОКАЗЫВАТЬ СВОЙ СТАТУС — НЕПРИЛИЧНО

«Между петербуржцами и москвичами, безусловно, есть разница. Изначально Петербург еще в царское время следовал французским модам, но транслировал это по-своему: была традиция почитать своих композиторов, свою культуру, вычленять новомодные тенденции, но «опаздывать за модой» на три года, — рассказывает художник-­модельер Янис Чамалиди. — Купеческая Москва, напротив, очень следовала новым веяниям и модным традициям. В Москве любят новомодное, показывают статус. Мне кажется, это было всегда — как комплекс купечества. Они хотели угнаться за Петербургом, за знатью. А Петербург всегда потреблял осознанно, выверенно и транслировал моду через культурные коды. Также стоит учитывать безусловное влияние мирового тренда на осознанное потребление. В Питере молодежь, как и в Европе, очень любит секонд-­хенды — «повторное использование».

По мнению Яниса, в Санкт-­Петербурге существует своя палитра, свой pantone (чистый цвет, созданный с помощью смеси разных цветов. — Прим. ред.). Все здесь покрыто неким флером. Серебряный, дождливый, пропыленный фасадный колор, который относит нас к пастельным тонам. Серый — цвет мрамора, гранита. И город пропитан этой эстетикой. В Москву приезжают, чтобы доказать себе и другим, что ты ­что-то можешь. Поэтому в столице ценятся дорогие брендовые вещи. Идеально себя показать можно в массовом скоплении. И лучшее место для этого — метро. Поэтому москвичи в дорогом-­богатом ездят в подземке. В Питере, по словам модельера, так не принято. Кроме того, в Москве очень популярны программы «Сколько стоит твой шмот», где мы видим школьника с часами за миллион руб­лей, дорогими кроссовками и тому подобным, а в итоге выясняется, что подросток «упакован» на 10 млн руб­лей.

«А Петербург над этим смеется. Потому что это мещанство, и традиция мещанства у москвичей в полном расцвете, — объясняет модельер. — В Санкт-­Петербурге есть такая тема — показывать свой статус или свое богатство неприлично».

ЧУВСТВО ВКУСА НЕ КУПИШЬ

Поведение и внешний вид петербуржцев также очень сильно зависят от климатических условий, городской инфраструктуры и образа жизни самого города. Каблуки — это, конечно, очень красиво, сексуально и женственно, но нужно понимать, что петровский гранит это не собянинская плитка. Удобство, комфорт и практичность в Северной столице ценятся выше, чем стоимость вещи, а известность бренда — и вовсе дело десятое. Для Москвы важно, что о тебе подумают окружающие, в Петербурге главное, что думаешь о себе ты сам. Ваша индивидуальность, ваша уверенность и посыл, который вы транслируете обществу, напрямую зависит от вашего внешнего вида. И в каждом из городов это проявляется по-разному.

«Важный момент в том, что в Москве гораздо больше людей хорошо обеспеченных. Но, по моим наблюдениям, в Петербурге люди нацелены на то, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, и не так важны бренды. Поэтому здесь больше ценится одежда классическая, более дорогая и более качественная, но спокойная. А для Москвы нужны вещи яркие, узнаваемые, например Chanel, Dior, — делится своими наблюдениями Татьяна Котегова, генеральный директор собственного модного дома.Санкт-­Петербургу не нужны бабочки-­однодневки — вещь должна долго жить в гардеробе. Мои клиенты носят вещи, которые в их гардеробе и 10 лет, и 15, и 20. Все это миксуется. Но я считаю, что очень важна обувь. Стиль жизни и темп должны вам соответствовать. Условно, летом — это шифоновые платья, но обязательно со спортивной обувью. Пусть это не так презентабельно, зато удобно. Я сама за натуральные ткани, и по моим наблюдениям, в Петербурге это любят (шифон, шерсть, кашемир)».

По мнению фотографов, любоваться на петербурженок можно бесконечно.

Также модельер отмечает, что количество денег не может сказать о вашем вкусе. Можно одеться очень дорого, но при этом совершенно безобразно. А можно иметь минимальный доход и быть на высоте. По мнению дизайнера, вещи должны «жить» в гардеробе, ведь для нас они как живые. Мастера вкладывают в них много любви и эмоций.

«Я как дизайнер вкладываю много любви и желаю, чтобы вещь проживала долгую жизнь в гардеробе женщины, — утверждает Татьяна. — Для Петербурга важна индивидуальность, а не бренды. Мне могут нравиться бренды, тенденции, но я не могу себе их позволить, потому что понимаю — на мне это будет выглядеть нелепо. По такому же принципу одеваются и наши клиенты. Москва — это другое, там только и слышно — вот этот бренд сегодня в моде, все остальное уже не актуально. Мне кажется, что это неправильная позиция».

НЕЗРИМЫЙ ДУХ ГОРОДА

Сейчас модельер находится в Штатах, и, как свой­ственно людям, живущим своей профессией, Татьяна как дизайнер подмечает, во что одеваются окружающие. Жители Нью-­Йорка сильно друг от друга отличаются и производят разное впечатление: «Я вижу, как одеваются люди на Манхэттене. Работающие — классически. Если немного отъехать от центра — очень много американцев в спортивной одежде. Это немножечко раздражает. Потому что спортивная одежда не дает той уверенности, что нужна человеку. А когда мы подчеркиваем индивидуальность, это совсем другой разговор. Как человек входит и во что он одет, может очень многое о нем сказать. Но это по моим наблюдениям».

С последней фразой Татьяны созвучно мнение, которым с нами поделился Янис Чамалиди: «Человек очень четко транслирует свой социальный вектор и свой внутренний мир через форму одежды. Когда на деловой встрече вам необходимо сказать, что вы успешный и у вас все окей, на вас должны присутствовать дорогие часы и соответствующие атрибуты. А так как Москва — это город переговоров, денег, чиновников, где все решается и совершается, понятно, что форма одежды выбирается определенно и для достижения быстрых целей и реакций. Человек создает свой образ только лишь потому, что ставит себе цель в жизни. И мы подсознательно выражаем свой внутренний мир и социальный вектор через одежду. У нас есть 2–3 секунды чтобы произвести на собеседника очень четкое впечатление — пустить пыль в глаза или показать, что «у меня есть деньги», — сказать об этом прямо и быстро. Не бывает стилей плохих и хороших, есть очень четкие задачи. И мы должны это понимать».

Отчасти поэтому, по мнению модельеров, петербуржцы и москвичи так разнятся. Дух города, его негласные законы и правила влияют на жителей. Москва — это скорость, яркость, риск, деньги. Петербург — история, сдержанность, самовыражение, индивидуальность и внутреннее спокойствие. Подобное прослеживается и на бытовом уровне: в Москве есть люди, которые спешат, и те, кто просто гуляют, идут раздельно и не мешают друг другу. В Петербурге, если вы спешите, перед вами обязательно нарисуется компания мирно бредущих созерцателей вечного, которые заставят и вас идти медленным прогулочным шагом как минимум до ближайшего светофора, чтобы эту компанию обогнать. Также крайне важна атмосфера города. Его архитектура, ландшафт, цветовая палитра. Мы не откроем Америки, если скажем, что Петербург — это город романтизированной депрессии, творческих терзаний и поиска смысла бытия.

«Петербург всегда был городом художников, которые, как говорят, «не от мира сего», и образ одежды такой. Здесь хотят показать свою странность, невесомость, замирание в ­какой-то точке. Неважность соответствия мгновению, неценность мирских моментов, но все очень по-разному», — отмечает Янис.

Кроме того, в Петербурге все еще царит атмосфера дворцов и памятников. Естественно, в Москве это также присутствует, но если брать «среднюю температуру по больнице», то москвичи как будто этого не замечают или же, напротив, стараются игнорировать, демонстрируя устремления вперед, в будущее. А Петербург сохраняет и дорожит своим прошлым.

«В центре Петербурга часто можно встретить мужчин, при взгляде на которых ловишь себя на мысли, что видишь кадры из сериала «Острые козырьки». Люди любят историю, ценят ее, и это очень сильно отражается в отношении как к самому городу, так и к стилю в одежде, — рассказывает фотограф Кристина Черных.Можно бесконечно смотреть на женщин-­петербурженок с их эстетикой. Если говорить про аксессуары, это утонченный стиль, сдержанный и гармоничный. В Москве же больше склоняются к тому, что диктует мода. Петербург идет за историей вещей, ценит экологичность. Это местная фишка. Зайдя в троллейбус, ты без труда взглядом сможешь найти коренных петербурженок, они бросаются в глаза. И приезжие этим восхищаются и стараются этому подражать».

В Петербурге, в отличие от Москвы, есть мода на дождевики, их даже используют в модных показах.

Фотографы не только привыкли участвовать в процессе «изнутри», но и обладают потрясающей способность наблюдателя, видят все как бы сверху, «снаружи». Поэтому стиль жителей, равно как и самого города, становится элементом искусства и отражается в на работах фотографа.

«В цветовой палитре города преобладают естественные цвета, так называемые «50 оттенков серого». Палитра одежды соответствует городским цветам. А еще в Петербурге есть мода на дождевики! Это ­что-то странное, но петербуржцы умеют стильно одеваться даже в плохую погоду. Москвичам этого не понять, — утверждает Кристина. — В Питере не принято говорить о своих заслугах и достижениях, а в Москве нужно, чтоб всё об этом кричало. Чтобы все видели, что ты можешь позволить себе тот или иной бренд. Сейчас грань между городами очень сильно стирается. Но ­все-таки московский стиль — это сборная солянка, где Gucci комбинируют с «секондами». А Питер — это про утонченность и классику».

БУДЬ СОБОЙ

Несмотря на то что границы между городами постепенно смываются, жители двух столиц ­все-таки умудряются сохранять свою самобытность и непохожесть друг на друга.

«Я бы ­все-таки подтвердила гипотезу о том, что существует истинно московский и петербургский стиль. Гуляя по столице, я в огромном количестве наблюдала людей, одетых в дорогую брендовую одежду из последних коллекций. Причем главным атрибутом должно быть лого на всю спину или грудь. Возможно, таким способом москвичи показывают свое финансовое положение, или просто так модно. Чего не скажешь про Питер. Тут больше за комфорт, скромность и практичность. По одежде легко понять, стоит перед вами москвич или петербуржец, — рассказывает фотограф Вероника Терская. — Ритм жизни вышеперечисленных городов совершенно противоположен. Иногда слышу в свой адрес от москвичей: «Почему вы все так медленно делаете, будто никуда не торопитесь». М­ы-то, может, и торопимся, только по-своему, по-питерски. Москва — это про активный образ жизни, высокий темп, зарабатывание денег 24/7. Питер — про свободу, душевность, творчество, спокойствие».

Персональный стилист Виктория Воронцова заявляет: «Каждый город на нашей планете имеет свой уникальный стиль. Пространство формирует нас, а мы в свою очередь — его. Этим и прекрасен наш мир. Мне кажется, что в современном мире никто никому не должен. Ведь прекрасно, когда ты имеешь свободу в выборе еды, образе жизни, собственном стиле, опираясь на свои внутренние ощущения».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 11 августа 2021

Заголовок в газете: Это Питер, модник

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру