Трудности выживания: пандемия оставила петербургские семьи без жилья и денег

Даже благополучные семьи оказывались на улице

В период «антиковидных» ограничений и запретов с неприятностями и самыми разнообразными сложностями столкнулись многие семьи. Часть проблем спровоцировало безденежье, другие — стресс, который испытывали люди, запертые в четырех стенах. Не обошлось, конечно, и без агрессии, побоев и алкоголя. «МК в Питере» узнал, как справлялись и не справлялись с возникшими проблемами петербуржцы.

Даже благополучные семьи оказывались на улице
Немало женщин после введения локдауна оказались запертыми наедине с агрессорами

ПРОШЕДШИЕ ВНЕ СВОДОК

Петербурженка Ольга оказалась в пандемию на улице с маленькой дочерью на руках. Расставшись с мужем в 2015 году, она сначала переехала к подруге, но та оказалась алкоголичкой. Ольга решила, что ребенку не место в такой компании, и съехала. Жить ей было негде, на аренду квартиры денег не хватало. Женщина пошла работать продавцом на рынок «Апраксин Двор» и стала снимать жилье посуточно. Так с дочерью и жили, пока не грянула пандемия.

В 2020 году Петербург накрыло первой волной коронавируса, в городе фактически случился локдаун. Без работы остались многие. Ольга — в том числе, поскольку торговля на Апраксином Дворе временно прекратилась. Лишившись работы, Ольга осталась и без жилья — платить за него было нечем. Они с семилетней дочерью оказались на улице.

Таких историй в пандемию было немало. Впрочем, часть из них еще более грустные, потому что они не только о безденежье, но и о домашнем насилии, которого во время карантина стало больше в разы. Пандемия во многих семьях сработала как катализатор: если у людей были некоторые не слишком, возможно, явные проблемы, тут они проявились в полный рост. И некоторые семьи ими захлебнулись.

Кстати, официальная статистика в этой ситуации не очень показательна. По данным МВД, в 2020 году в Петербурге жертвами домашнего насилия стали 21 женщина и 54 ребенка. С начала 2021 года пострадали 9 женщин. Но это только те, кто рискнул заявить на своих обидчиков в полицию. Большая часть избиений не попадает в криминальные сводки, потому что жертвы не идут жаловаться людям в погонах.

О том, с какими проблемами во время пандемии столкнулись петербургские семьи, «МК в Питере» рассказала президент фонда «Родительский мост» Марина Левина. Далее ее прямая речь.

КОГДА ВИНОЙ АЛКОГОЛЬ

Во время пандемии примерно втрое выросло количество семей в острой кризисной ситуации, обратившихся за помощью в наш благотворительный фонд. Одной из самых частых причин возникновения кризиса в семьях стал алкоголь. Дело в том, что страх смерти, изоляция во время пандемии усилили зависимое поведение людей. Тот, кто любил выпивать, стал это делать чаще. Употреблявший наркотики начал чаще их принимать, пытаясь с их помощью избавиться от тревоги. В итоге злоупотребления привели к возрастанию числа случаев домашнего насилия, жертвами которого чаще всего становятся женщины и дети.

Наша статистика показывает, что до пандемии из всех, кто обращался к нам за помощью, примерно 10% сталкивались с домашним насилием. С началом пандемии доля жертв абьюза составила 30%.

Так, к примеру, мы помогали женщине с двумя детьми-дошкольниками, которая ушла от мужа в разгар пандемии. Ушла на улицу. Ситуация была классической: супруг потерял работу, начал выпивать. Он и до того был агрессивен, под алкоголем же прекратил себя сдерживать и стал распускать руки. В итоге он избил жену на глазах детей, и она, взяв ребят, сбежала.

Очень часто женщины, которые подвергаются насилию, не знают, как себя вести и к кому обратиться за помощью. Одна из обратившихся к нам спряталась в ванной от пьяного мужа и позвонила в фонд на горячую линию. Наши сотрудники помогали ей выбрать правильную линию поведения с мужем, чтобы усыпить его бдительность и выйти из дома вместе с детьми. Она смогла покинуть квартиру и оказалась на улице, где ее уже ждали наши специалисты.

В ТЕСНОТЕ И В ОБИДЕ

Впрочем, что характерно для пандемии, в сложных ситуациях оказывались и благополучные семьи. Например, одна из наших подопечных семей — муж, жена, двое детей. Непьющие, вполне социализированные люди. Жена была в отпуске по уходу за маленьким ребенком, муж работал и кормил семью. Жили у родственников. Но случился локдаун. Глава семьи лишился работы. Они выживали как могли. А однажды вечером поссорились с родственниками, у которых жили. И те выгнали семью из дома вместе с детьми. Они попали в поле зрения полиции, но что с ними было делать? По правилам положено вызвать опеку, детей временно поместить в специализированное учреждение, а взрослых отправить решать свои проблемы. Но сердце сотрудников дрогнуло, когда они увидели перед собой благополучных взрослых и ухоженных домашних детей, они обратились в наш фонд с просьбой спасти эту семью. Специалисты фонда помогли решить вопрос с жильем, продуктами питания, оказали всю необходимую поддержку взрослым и детям. Этого было достаточно, чтобы через месяц ситуация стабилизировалась. За это время глава семейства нашел работу и смог арендовать квартиру. Сейчас у них все в порядке.

Еще одна женщина, которой мы помогали в кризисной ситуации с маленьким ребенком, — Любовь — приехала в Петербург из Карелии. Здесь она познакомилась с мужчиной, родила. Жили вместе, все было неплохо. Но ее избранник был трудовым мигрантом. В начале 2020 года он поехал навестить родителей в другое государство, а обратно вернуться не смог: грянула пандемия, границы закрыли. Люба работы не лишилась, но зарабатывала она немного. На оплату арендованного жилья денег не хватало. О сложной ситуации она рассказала батюшке, приход которого регулярно посещала. Он посоветовал ей обратиться в «Родительский мост».

СТРАШНАЯ ИПОТЕКА

Нередко, кстати, истории с потерей жилья тесно связаны с ипотекой, которую жители Петербурга активно брали в допандемийные годы. Частый случай: семья с маленьким ребенком, муж работает, жена занимается домом. И тут в пандемию мужчина лишается работы, а выплачивать кредит надо, и кормить семью необходимо. Главе семьи нужно какое-то время, чтобы сориентироваться, найти работу или хотя бы подработку. Это очень серьезная ситуация, не все могут с ней справиться. Выплаты государства на детей, которые в пандемию начали получать родители, буквально спасли многие семьи: они могли купить хотя бы продукты.

Хочется отметить: часто людям стыдно и неудобно обращаться за помощью. Им кажется, если человек обратился в благотворительный фонд, то к нему будут относиться как к человеку «на дне», маргинальному, которому уже не выбраться из той ситуации, в которую он попал. Поэтому многие терпят, обращаются, когда ситуация становится опасной или нестерпимой, угрожающей жизни или потерей ребенка. Во время пандемии к нам не один раз приходили люди, сообщая, что срок проплаченной аренды подошел к концу и завтра они окажутся на улице. Почему они не могли обратиться на две недели, на месяц раньше? Найти жилье за один вечер непросто, иногда проще продлить аренду той же комнаты или квартиры, где живет семья, чем экстренно переселять всех в хостел. В таких случаях нашим сотрудникам приходилось срочно искать жилье или вести переговоры с хозяином арендованного ранее жилья, гарантируя его оплату за ближайший месяц. Этот месяц — то самое время, когда можно разобраться в причинах кризисной ситуации и вместе с семьей при поддержке специалистов государственных и негосударственных организаций найти из нее выход. Особенно важно знать: если возникшая кризисная ситуация угрожает жизни и здоровью членов семьи, отбиранием детей или их временным размещением в учреждении для детей-сирот, семья должна незамедлительно обращаться за помощью к близким, друзьям и специалистам. Всем миром мы сможем справиться с проблемой.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 26 мая 2021

Заголовок в газете: Трудности выживания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру