ЛЮДИ И КРЫСЫ
В последние годы горожане стали замечать зубастых созданий не только во дворах у помоек, но и на улицах, в парках и скверах, где гуляют дети. Все чаще их видят и в квартирах! И это притом, что фирмы по дезинфекции и дератизации принимают заказы, что называется, на всю катушку, а бюджетная профессиональная организация — Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция — вообще работает на пределе возможностей. С наступлением теплого времени года здесь ежедневно принимают не менее 10 звонков от горожан, а специализированные бригады выезжают на объекты каждое утро. Но количество видимых нам грызунов не уменьшается, а увеличивается.
А ведь нормальная ситуация — когда жители города не замечают крыс, а мир подземных обитателей существует параллельно с нашим. В противном случае их чрезмерное присутствие в человеческой жизни может стать серьезной угрозой здоровью людей.
СТРАШНЕЕ КОВИДА
Специалисты утверждают, что риск заболеть геморрагической лихорадкой есть даже на природе. Бывали случаи, когда люди заражались, просто разбирая свой садовый дом после зимы, — во время уборки они вдыхали пыль с крысиными и мышиными экскрементами. К слову, это очень опасное заболевание, вызывающее поражение почек и приводящее к смертельному исходу.
Случаи нападения грызунов на людей достаточно редки, и все же ежегодно в России регистрируют до 20 тысяч укусов крысами. Всех пострадавших от нападения грызунов сразу же после оказания первой помощи направляют в занимающиеся профилактикой бешенства антирабические центры.
Между тем помимо вреда здоровью людей крысы наносят значительный ущерб экономике города. Они портят помещения, прогрызая стены и другие заграждения, повреждают системы канализации и теплоснабжения, устраивают замыкания электропроводки, пробираются на парковки и выводят из строя автомобили. Ликвидация последствий их деятельности требует немалых затрат.
Кто же в городе отвечает за борьбу с грызунами? Как сообщили в городской дезинфекционной станции, обязанности по содержанию территорий парков, скверов и улиц, относящихся к госсобственности, делегированы администрациям районов. За чистоту помещений коммерческих организаций спрашивают с их владельцев. За состоянием мест общего пользования и придомовой территории жилых домов должны следить ТСЖ и УК.
Но не все «управляшки» относятся к своим обязанностям по дератизации добросовестно, ведь это хлопотно и дорого. Бывает и такое, что уставшие ждать помощи от ТСЖ или УК жители домов сами собирают средства на истребление грызунов и находят дератизаторов в интернете. Как правило, предпочтение отдается тем, кто меньше просит. Но получить высокое качество при низкой цене — почти невыполнимая миссия.
НАЗЫВАТЬСЯ — НЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ
Ситуация усугубляется тем, что сегодня для того, чтобы заниматься дератизацией, не нужно получать лицензии. Поэтому за дело взялись, можно сказать, все кому не лень. И это неправильно.
— Дератизаторы должны иметь соответствующее образование. Тогда они понимают, с чем имеют дело: учитывают биологию грызунов, принципы работы с ними, знают, как правильно использовать приманки, — сообщила заместитель главного врача городской дезинфекционной станции Наталья Ватолина. Она уточнила, что один выезд специалиста не поможет — сразу грызуны не исчезнут. — Дератизацию надо рассматривать как комплекс санитарно-гигиенических, санитарно-технических, инженерных и уже в конце истребительных мероприятий. Прежде всего нужно привести в порядок объект: убрать дыры, замазать щели, удалить пищевые отходы, мусор. Как только крысам ограничат доступ к воде и еде, они начнут искать себе другое жилье. В зависимости от объекта дератизатор вырабатывает тактику борьбы с грызунами, подбирает средства. И такая работа должна проводиться не разово, а на постоянной основе, систематически.
15 ЛЕТ БЕЗДЕЙСТВИЯ
О проблемах с крысами в городе «МК в Питере» пишет регулярно. После резонансного материала «Крысиный угол», опубликованного в 2003 году, правительство Петербурга выделило средства на проведение сплошной дератизации города. Масштабные истребительные мероприятия прошли в 2004–2006 годах. С тех пор прошло 15 лет. Периодически, согласно постановлению главного санитарного врача Петербурга, весной и осенью в городе устраивали локальную охоту на крыс. Все учреждения должны были проводить такую работу в определенный промежуток времени и отчитаться перед администрацией города и Роспотребнадзором. Но это не значит, что при этом были охвачены жилые дома или все без исключения помещения объекта.
В итоге с 2014 года в СМИ начали все чаще появляться сообщения о крысах в городе. На грызунов журналистам жалуются семьи, проживающие в домах старого фонда. Острозубых животных видят в скверах, у гостиниц, около рынков, во многих так называемых спальных районах и в центре города. Одна из городских детских библиотек на протяжении многих лет пытается избавить свои помещения от грызунов, но они всегда возвращаются.
Борцы с грызунами единогласно заявляют: необходимо провести сплошную дератизацию. Но на это нужны средства.
Известно, что в 2004 году на сплошную дератизацию было выделено около 28 млн рублей, столько же в 2005-м и 50 млн рублей в 2006 году. Очевидно, что сегодня потребуется гораздо больше. Точные цифры можно определить только по результатам исследований в каждом районе города. И делать это нужно как можно скорее, иначе к обидным названиям Петербурга вроде Расчленинград прибавится и еще одно — Крысбург. Так не пора ли властям услышать горожан, которые вот уже 15 лет взывают о помощи?