Сегодня мы даже не будем разбираться, как Петербург дошел до такой жизни. Это — долгая и печальная история, и новый главный метростроитель, несомненно, перепишет ее по-своему.
Напомним: новое АО «Метрострой Северной столицы» — совместный проект города и ОАО «ВTБ» — было зарегистрировано в 2020 году, о чем было объявлено во время встречи губернатора города с президентом РФ, в подчеркнуто аскетичной обстановке на борту ледокола «Красин». Будет ли при новых хозяевах бюджет на метро таким же стесненным, как раньше? Думается, очень даже наоборот.
Теперь посмотрим: что же получит город, если деньги на метро все же найдутся? В этом нам помогут перспективные планы, которые частично выложены в открытый доступ на сайте Комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
НА «КРАСНОЙ ЛИНИИ»
Подзаголовок можно отнести к всему нашему метрострою. И все же у самой старой в городе линии (когда-то «Кировско-Выборгской») есть вполне реальные шансы на продолжение.
Пока что планируется построить две новые станции на юго-западе города, после «Проспекта Ветеранов». Одна из них расположится у перекрестка проспекта Ветеранов с улицей Солдата Корзуна, другая — у его же перекрестка с проспектом Маршала Жукова. Судя по карте, трасса пролегает непосредственно под проспектом Ветеранов (что логично для линии мелкого заложения «московского типа», которую в принципе можно строить даже открытым способом).
Однако многие уже называют серьезную опасность этого варианта: это «эффект Выхино», хорошо знакомый по одноименной московской станции. Когда одна-единственная ветка замкнута на огромный район, поезда уже от конечной станции отходят набитыми битком. Остается надеяться, что более раннее открытие участка шестой линии (от «Путиловской» на юго-запад) позволит частично снять эту проблему — зато с ней в первую очередь столкнется сама новая станция «Юго-Западная».
Кстати, у КРТИ есть и «план Б» — перенаправить «красную линию» в аэропорт Пулково. В этом варианте новые станции должны быть построены в Ульянке в районе улицы Лени Голикова, но уже не по трассе проспекта Ветеранов, а поблизости от пр. Народного Ополчения; следующая — уже в районе Авиагородка и, наконец, в самом Пулково.
Таким образом, метро до аэропорта, сама идея которого то выдвигалась, то отвергалась городскими властями, с приходом нового «игрока» может внезапно стать реальной. Однако на схеме развития метрополитена Пулковский радиус до сих пор обозначен как «альтернативный». Кажется, рассматривается даже комбинированный вариант «вилки» (знакомый многим, например, по метро Хельсинки), когда будут построены оба продолжения «красной» ветки, и часть поездов будет идти до «Проспекта Маршала Жукова», а другая — до «Пулково». Хотя при этом на северной части «вилки» «эффект Выхино», о котором мы говорили выше, только усугубится.
ЗАБЕГ ЗА «БЕГОВУЮ»
Третья линия (по-старому — «Невско-Василеостровская») пока что может быть продлена только на север, за «Беговую». Так, в густонаселенных районах вблизи Лахтинского разлива может появиться сразу две станции: на Туристской улице между Богатырским проспектом и Камышовой улицей, а также на перекрестке Шуваловского и Комендантского проспектов.
Необычный случай: эта последняя станция может быть объединена с новой станцией пятой линии (до сих пор пересадочные станции обычно строились лишь в центре города).
Зато четвертую линию (бывшая «Правобережная», которая в своей истории уже меняла направление) могут удлинить с обоих концов. Запуск участка от «Улицы Дыбенко» до «Кудрово» порадует новых поселенцев правого берега Невы (а вот станция в Новосаратовке, о которой внезапно заговорили после Нового года, в планах пока не значится). Хотя вестибюль, судя по всему, будет построен не в «сердце» Кудрово, а скорей на въезде — у поворота с Мурманского шоссе к ТК «Мега».
А вот другой конец бывшей Правобережной линии, который сейчас заканчивается на «Спасской», наконец-то продлят сразу на три станции. Вестибюль «Театральной», по последним данным, будет иметь выход на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов. Станция «Горный институт» возникнет на оживленном перекрестке Большого проспекта В. О., Косой и 24-й линий и в перспективе будет иметь два выхода. Наконец, станция «Гавань» наряду с нынешней «Приморской» примет на себя широкий поток жителей «намывных» территорий, прошлых и будущих. Ее вестибюль разместится на углу Наличной улицы и Шкиперского протока.
Пятая, «фиолетовая» линия («Фрунзенско-Приморская») продолжится после «Комендантского проспекта» как раз в сторону упомянутой пересадочной станции на Шуваловском проспекте (на перекрестке Шуваловского и Комендантского).
ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Шестая, «коричневая» или Красносельско-Калининская, линия не открыта до сих пор, хотя в целом ее план был утвержден еще в 2007 году. Как мы уже говорили, она должна разгрузить первую линию и идет фактически параллельно ей.
Об этой линии известно уже многое: так, почти готов участок от «Путиловской» (пересадочная с «Кировского завода») до «Юго-Западной» на углу проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова. Далее заявлены станции на углу улицы Маршала Казакова и Брестского бульвара (под названием «Брестская»), еще дальше — на улице Доблести между Ленинским проспектом и улицей Маршала Захарова, следующая на Петергофском шоссе и, наконец, у железнодорожной станции Сосновая Поляна.
Ту же линию протянули и в сторону центра города, с целью замкнуть ее на ныне существующие линии — так, после «Путиловской» запланирована «Броневая» (на Благодатной улице у перекрестка с Новоизмайловским проспектом, второй выход — на Кубинской улице), «Заставская» (с пересадкой на старую станцию «Московские ворота»), «Боровая» и «Каретная» (с пересадкой на нынешний «Обводный канал»).
А вот после Обводного канала «коричневая» линия пойдет (что очень неожиданно) в сторону Смольного. Одна из станций будет «запараллелена» с нынешней станцией «Лиговский проспект», следующая — с «Площадью Восстания»), еще одна будет построена в створе Суворовского проспекта в районе сквера Галины Старовойтовой (рабочее название «Суворовская») — и, наконец, еще одна вырастет поблизости от площади Пролетарской Диктатуры. Ранее любители городских легенд не без оснований утверждали, что где-то там расположены загадочные тоннели, ведущие от Смольного в сторону «Чернышевской» (якобы именно поэтому в районе Смольного метро даже и не планировалось, и действительно: эта попытка — первая за много лет).
Однако горожан еще больше должно порадовать продолжение шестой линии — ее должны протянуть через Неву к Полюстровскому проспекту.
Отдельная история — с Кольцевой линией, которую начали проектировать еще при развитом социализме, но пока что не готов даже первый участок — от условного «Горного института», через «Спортивную» (которая когда-то именно с расчетом на это была сделана двухуровневой) до «Лесной». Кстати, «Кольцевая» не мыслилась просто как «соединительная» линия: так, очень востребованы были бы станции в районе проспектов Маршала Блюхера и на площади Калинина (ждем их после 2030 года).
И только давно обжитые районы Ржевки-Пороховых по-прежнему остаются для метростроителей «заколдованным местом». На схеме развития метрополитена, утвержденной в июне 2011 года, красовалась отдельная ветка от Суворовского проспекта в сторону улицы Коммуны и даже дальше — к Янино; однако на нынешних схемах также заявлены максимально туманные сроки сдачи — «после 2030 года». Примерно те же сроки «нарисованы» и на станциях в пригородных Юнтолово и Осиновой роще. Какие из этих фантастических линий скорее дотянутся до реальности — можно только гадать.