Петербургские писатели помогли инвалидам найти свой голос

Курсы для инвалидов стали всероссийскими

Онлайн-курс писательского мастерства «Твой.текст» для людей «с ограниченными возможностями» во время пандемии не только не отменился, но даже стал всероссийским. Некоммерческий проект, который вначале казался узкоцелевым и «нишевым», вдруг приобрел совсем иное звучание.

Курсы для инвалидов стали всероссийскими
Владение литературным языком — серьезное конкурентное преимущество. canva.com

Примерно год назад несколько энтузиастов из Петербурга решили взяться за неожиданную тему: учить людей с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ) — проще говоря, инвалидов — основам литературного мастерства. Задача была многоплановой: тем, кто пробовал свои силы в литературе, можно было помочь найти свой язык, избавиться от типичных ошибок, свойственных начинающим авторам, а главное — избавиться от комплекса неполноценности, настоящего проклятья для людей с ОВЗ. Пожалуй, это последнее и было главным.

Интересно вот что: курс не был рассчитан исключительно на шлифовку талантов. Владение русским языком для сегодняшних людей даже важнее, чем для жителей полузабытой «самой читающей страны». Важнее — потому что может стать конкурентным преимуществом. Даже чтобы составить толковое резюме для трудоустройства, нужно знать основы работы с текстом, и это не говоря уже о других возможностях, доступных как раз для инвалидов — вроде работы контент-менеджером, техническим писателем, рекламистом, копирайтером и так далее. Понятно, что для всего этого нужен хороший литературный язык.

Поэтому организаторы проекта «Твой.текст» постарались привлечь в свои ряды сразу нескольких опытных авторов из Петербурга (писателей, сценаристов, редакторов, журналистов). Проект был поддержан городом, и работа началась — но тут вернулся коронавирус.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Поначалу организаторы беспокоились, что преподавателям сложнее будет работать на «удаленке», да и у учеников возникнут проблемы с доступом в интернет. Но оказалось, что на «дистанционке» интерес к курсам даже вырос. (Напомним, для учеников участие в проекте было абсолютно бесплатным). К концу лета возникли уже опасения другого рода: что современные каналы связи не выдержат наплыва «онлайн-учеников». Но и технические вопросы быстро удалось решить.

Курсы стартовали, как и положено, с началом учебного года. Все преподаватели работали по своим методикам, но по общей программе: сперва каждый преподаватель должен был записать полтора десятка видеолекций, чтобы раскрыть основные теоретические положения своего курса, а затем на базе каждой лекции провести онлайн-семинары непосредственно с учениками.

Эти практические занятия начались в октябре 2020 года, и они-то стали по-настоящему востребованными. У петербургских преподавателей появились ученики во всей России. Теперь они могли видеть и слышать друг друга.

«Когда делишься с кем-то опытом, пониманием какого-либо вопроса, то всякий раз сам узнаёшь нечто новое — о предмете обсуждения, о мире, о себе, — говорит преподаватель курса, писатель Валерий Айрапетян. — Мне нравится, что в группе царит атмосфера открытого диалога, живого интереса, любви к литературе. Участники мастер-класса — люди разных возрастов и географии — на удивление быстро объединились в команду. Радует, что участники находят время для работы через «зум», даже когда время это крайне неудобно (учитывая разность часовых поясов). Что очередной раз свидетельствует о стремлении наших людей к познанию языка, к освоению художественного текста, о желании приобщиться к русской литературе, стать её частью. Трудность поначалу была связана с невозможностью живого общения, «обмена энергией», но все обошлось (благодаря интернету). Спасибо онлайн-школе литературного мастерства «Твой.текст» за этот опыт».

ПРОЗА ЖИЗНИ

Действительно, новый опыт был полезным даже для самих преподавателей. Аудитория (в которой большинство составляли те самые люди с ОВЗ) оказалась на редкость требовательной. Жизнь и так ежедневно ставит им сложные задачи, и они привыкли их решать.

«Участие в проекте могу охарактеризовать одним словом — «интересно», — говорит Анна Ершова, преподаватель курса журналистики. Интересно было снимать видеоролики, интересно было писать к ним программу — пытаться уложить какие-то базовые вещи в 15 минут. Интересно вести курс для людей, далеких от журналистики. Есть ощущение, что разговариваешь со взрослыми немного как с детьми. Хотя то, как некоторые из них схватывают материал, конечно, от детей очень отличается — все же это зрелые, мудрые люди, понимающие, зачем они сюда пришли. Интересно работать с людьми с ОВЗ, с незрячими. Хорошо, что группа разносоставная. Я — человек текста, а не звука, а тут, получается, надо все четко проговаривать. Кстати, как раз незрячий наш студент первым выполнил учебное задание — написать заметку, и неплохо. Общее ощущение от процесса — что участвую в чем-то правильном. И это вдохновляет».

Особенности учебного процесса, конечно, были. Без проблем тоже не обошлось. Однако «коэффициент полезного действия» у курсов оказался неожиданно высоким.

«Сложность заключается в том, что участники имеют очень разный уровень подготовки, — уточняет писатель и сценарист Ольга Погодина-Кузмина.Среди них и молодые начинающие авторы, и писатели с опытом, а также специалисты в области интеграционного обучения и люди с инвалидностью. Поэтому мы решили, что не будем выставлять оценки и устраивать конкурс, а поработаем с тем материалом, который предоставляют участники. Наша задача — научить участников формулировать и обобщать свой личный опыт и рассказывать о нём другим в форме художественного текста».

И действительно, учителя пока обходятся без «пятерок» и без «двоек». Хотя элементы соревнования не исключены и даже запланированы (напомним: литературный конкурс для людей с ОВЗ «Твой.текст», с которого все и началось, завершился в феврале 2020 года и стал, судя по всему, первым подобным конкурсом в России). Беспокойство по поводу уровня работ участников тоже осталось в прошлом.

«Никаких скидок на состав аудитории мы не делали, разве что кое в чем скорректировали цели, — говорят организаторы курса. — Темой многих работ (и основной пружиной сюжета) вольно или невольно стало «преодоление». Наши герои (и наши авторы) стоят перед лицом настоящей, большой, неотвратимой беды, и вот это «настоящее» в их прозе сразу бьет по нервам».

И все же у авторов любого проекта, даже некоммерческого, принято спрашивать о результатах. «Здесь все лежит на поверхности, — говорят организаторы. — Есть блок познавательных видеолекций. Есть ряд записанных семинаров, которые можно использовать как учебное пособие. И есть растущая аудитория заинтересованных и благодарных слушателей. На выходе мы получим несколько десятков вполне качественных текстов, улучшенных и подготовленных к изданию, а также — несколько десятков счастливых людей, получивших новый смысл в жизни, что тоже очень ценно».

Проект будет продолжен и в следу­ющем году — остается надеяться, что уже без пандемии. В планах — и новый литературный конкурс, и дальнейшая работа с авторами. «Есть ощущение, что в России мы единственные, кто занимается именно таким проектом для именно такой аудитории, — говорят организаторы. — Мы совершенно не против, если Петербург станет действительно «доступной средой» для инвалидов — как в физическом, так и в творческом плане».

МК-ЦИТАТА

ПРОЧУВСТВУЙТЕ ЭТО

С согласия авторов мы приведем несколько фрагментов, присланных на семинар «Краткий курс начинающего автора» в рамках проекта «Твой.текст» (преподаватель — Александр Прокопович).

Петр Антонов

Вальс пылинок в луче света завораживал. Комнату мягко заполняло летнее жаркое утро. Через открытую балконную дверь с еще сонной улицы слышался шепот листьев. В моей комнате, в которой я следил за плавным танцем незаметных без софита солнечного света маленьких балерин-пылинок, движения воздуха вовсе не ощущалось. И все же листья на деревьях под окном вели свой непрестанный, околдовываю­щий разговор. Кружение вспыхивающих искр походило на волшебство. Волшебство раннего летнего утра. Волшебство мира, где листья аплодируют танцу золотых пылинок.

Мама вошла, отдернула тяжелую, зеленую с рисунком бамбука штору.

— Доброе утро.

Любовь Молодых

Недавно я осмыслила несколько параметров своей слепоты. Идешь, придерживаешься рукой за предметы, чтобы не сбиться с направления, а сам — словно хомячок в шаре, то есть кто-то вращает мир вокруг тебя, и ты оказываешься не там, куда шел. И не можешь понять, где ты и как здесь оказался. Щупаешь, трогаешь едва не в отчаянии и не понимаешь. Углы не имеют своих положенных 90 градусов, изгибаются, как в кривом зеркале. Ты встаешь к предмету лицом, а он оказывается сбоку, причём не просто сбоку, а наискосок. Но ты-то уверен, что стоишь правильно! А он уже ускользнул, и это словно специально для того, чтобы свести с ума!

Мир вращается вокруг тебя. Во все стороны. Постоянно вращается — день, два, три... И нигде нет статичности.

Еще один из безумных параметров — это сны. Во сне ты видишь, а просыпаешься в темноту. Шиворот-навыворот, как в бреду, от которого не вылечишься, из которого не убежишь.

А еще — постоянные поиски. Всего. Каждой — каждой! — мелочи. Кладешь по привычке куда-то рядом или даже пытаешься запомнить куда, а потом ощупываешь все, все вокруг, и не можешь взять, потому что его нигде нет, и мир вращается, и ты уже не там, где был. Искать надо ВСЁ, а предметов масса, и это бесконечно утомляет.

А теперь прибавьте к этому насту­паю­щую глухоту с многозвучным звоном в ушах.

Если есть желание, прочувствуйте это. Но лучше не надо. Не впускайте этого в свою жизнь, чтобы оно не нагрянуло.

Анна Кострубова

У смерти восемь миллиардов вариантов. Но я — жизнь, поэтому варианта только два. Точнее, один из двух — либо да, либо нет. Выбор при этом не становится проще.

«Жить — лучше, чем не жить». Я бы многое отдала, чтобы узнать всю подноготную людей, которые утверждали этот лозунг. То есть, вот они жили, умерли, а потом вдруг разумерли и сказали: «Не, жить лучше, мы проверили». Я хочу положить перед ними на стол список всех возможных «жизней» и спросить, по каждому ли пункту они согласны со своей формулой? И для составления этого списка я вынуждена в последнее время выбирать «да» — исступлённо, напропалую, наотмашь. Соглашаться на любые условия. Впрочем, как — «любые»? Условие одно — сотрудничество с реанимацией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2020

Заголовок в газете: Мы не немы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру