Примерно год назад несколько энтузиастов из Петербурга решили взяться за неожиданную тему: учить людей с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ) — проще говоря, инвалидов — основам литературного мастерства. Задача была многоплановой: тем, кто пробовал свои силы в литературе, можно было помочь найти свой язык, избавиться от типичных ошибок, свойственных начинающим авторам, а главное — избавиться от комплекса неполноценности, настоящего проклятья для людей с ОВЗ. Пожалуй, это последнее и было главным.
Интересно вот что: курс не был рассчитан исключительно на шлифовку талантов. Владение русским языком для сегодняшних людей даже важнее, чем для жителей полузабытой «самой читающей страны». Важнее — потому что может стать конкурентным преимуществом. Даже чтобы составить толковое резюме для трудоустройства, нужно знать основы работы с текстом, и это не говоря уже о других возможностях, доступных как раз для инвалидов — вроде работы контент-менеджером, техническим писателем, рекламистом, копирайтером и так далее. Понятно, что для всего этого нужен хороший литературный язык.
Поэтому организаторы проекта «Твой.текст» постарались привлечь в свои ряды сразу нескольких опытных авторов из Петербурга (писателей, сценаристов, редакторов, журналистов). Проект был поддержан городом, и работа началась — но тут вернулся коронавирус.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Поначалу организаторы беспокоились, что преподавателям сложнее будет работать на «удаленке», да и у учеников возникнут проблемы с доступом в интернет. Но оказалось, что на «дистанционке» интерес к курсам даже вырос. (Напомним, для учеников участие в проекте было абсолютно бесплатным). К концу лета возникли уже опасения другого рода: что современные каналы связи не выдержат наплыва «онлайн-учеников». Но и технические вопросы быстро удалось решить.
Курсы стартовали, как и положено, с началом учебного года. Все преподаватели работали по своим методикам, но по общей программе: сперва каждый преподаватель должен был записать полтора десятка видеолекций, чтобы раскрыть основные теоретические положения своего курса, а затем на базе каждой лекции провести онлайн-семинары непосредственно с учениками.
Эти практические занятия начались в октябре 2020 года, и они-то стали по-настоящему востребованными. У петербургских преподавателей появились ученики во всей России. Теперь они могли видеть и слышать друг друга.
«Когда делишься с кем-то опытом, пониманием какого-либо вопроса, то всякий раз сам узнаёшь нечто новое — о предмете обсуждения, о мире, о себе, — говорит преподаватель курса, писатель Валерий Айрапетян. — Мне нравится, что в группе царит атмосфера открытого диалога, живого интереса, любви к литературе. Участники мастер-класса — люди разных возрастов и географии — на удивление быстро объединились в команду. Радует, что участники находят время для работы через «зум», даже когда время это крайне неудобно (учитывая разность часовых поясов). Что очередной раз свидетельствует о стремлении наших людей к познанию языка, к освоению художественного текста, о желании приобщиться к русской литературе, стать её частью. Трудность поначалу была связана с невозможностью живого общения, «обмена энергией», но все обошлось (благодаря интернету). Спасибо онлайн-школе литературного мастерства «Твой.текст» за этот опыт».
ПРОЗА ЖИЗНИ
Действительно, новый опыт был полезным даже для самих преподавателей. Аудитория (в которой большинство составляли те самые люди с ОВЗ) оказалась на редкость требовательной. Жизнь и так ежедневно ставит им сложные задачи, и они привыкли их решать.
«Участие в проекте могу охарактеризовать одним словом — «интересно», — говорит Анна Ершова, преподаватель курса журналистики. — Интересно было снимать видеоролики, интересно было писать к ним программу — пытаться уложить какие-то базовые вещи в 15 минут. Интересно вести курс для людей, далеких от журналистики. Есть ощущение, что разговариваешь со взрослыми немного как с детьми. Хотя то, как некоторые из них схватывают материал, конечно, от детей очень отличается — все же это зрелые, мудрые люди, понимающие, зачем они сюда пришли. Интересно работать с людьми с ОВЗ, с незрячими. Хорошо, что группа разносоставная. Я — человек текста, а не звука, а тут, получается, надо все четко проговаривать. Кстати, как раз незрячий наш студент первым выполнил учебное задание — написать заметку, и неплохо. Общее ощущение от процесса — что участвую в чем-то правильном. И это вдохновляет».
Особенности учебного процесса, конечно, были. Без проблем тоже не обошлось. Однако «коэффициент полезного действия» у курсов оказался неожиданно высоким.
«Сложность заключается в том, что участники имеют очень разный уровень подготовки, — уточняет писатель и сценарист Ольга Погодина-Кузмина. — Среди них и молодые начинающие авторы, и писатели с опытом, а также специалисты в области интеграционного обучения и люди с инвалидностью. Поэтому мы решили, что не будем выставлять оценки и устраивать конкурс, а поработаем с тем материалом, который предоставляют участники. Наша задача — научить участников формулировать и обобщать свой личный опыт и рассказывать о нём другим в форме художественного текста».
И действительно, учителя пока обходятся без «пятерок» и без «двоек». Хотя элементы соревнования не исключены и даже запланированы (напомним: литературный конкурс для людей с ОВЗ «Твой.текст», с которого все и началось, завершился в феврале 2020 года и стал, судя по всему, первым подобным конкурсом в России). Беспокойство по поводу уровня работ участников тоже осталось в прошлом.
«Никаких скидок на состав аудитории мы не делали, разве что кое в чем скорректировали цели, — говорят организаторы курса. — Темой многих работ (и основной пружиной сюжета) вольно или невольно стало «преодоление». Наши герои (и наши авторы) стоят перед лицом настоящей, большой, неотвратимой беды, и вот это «настоящее» в их прозе сразу бьет по нервам».
И все же у авторов любого проекта, даже некоммерческого, принято спрашивать о результатах. «Здесь все лежит на поверхности, — говорят организаторы. — Есть блок познавательных видеолекций. Есть ряд записанных семинаров, которые можно использовать как учебное пособие. И есть растущая аудитория заинтересованных и благодарных слушателей. На выходе мы получим несколько десятков вполне качественных текстов, улучшенных и подготовленных к изданию, а также — несколько десятков счастливых людей, получивших новый смысл в жизни, что тоже очень ценно».
Проект будет продолжен и в следующем году — остается надеяться, что уже без пандемии. В планах — и новый литературный конкурс, и дальнейшая работа с авторами. «Есть ощущение, что в России мы единственные, кто занимается именно таким проектом для именно такой аудитории, — говорят организаторы. — Мы совершенно не против, если Петербург станет действительно «доступной средой» для инвалидов — как в физическом, так и в творческом плане».
МК-ЦИТАТА
ПРОЧУВСТВУЙТЕ ЭТО
С согласия авторов мы приведем несколько фрагментов, присланных на семинар «Краткий курс начинающего автора» в рамках проекта «Твой.текст» (преподаватель — Александр Прокопович).
Петр Антонов
Вальс пылинок в луче света завораживал. Комнату мягко заполняло летнее жаркое утро. Через открытую балконную дверь с еще сонной улицы слышался шепот листьев. В моей комнате, в которой я следил за плавным танцем незаметных без софита солнечного света маленьких балерин-пылинок, движения воздуха вовсе не ощущалось. И все же листья на деревьях под окном вели свой непрестанный, околдовывающий разговор. Кружение вспыхивающих искр походило на волшебство. Волшебство раннего летнего утра. Волшебство мира, где листья аплодируют танцу золотых пылинок.
Мама вошла, отдернула тяжелую, зеленую с рисунком бамбука штору.
— Доброе утро.
Любовь Молодых
Недавно я осмыслила несколько параметров своей слепоты. Идешь, придерживаешься рукой за предметы, чтобы не сбиться с направления, а сам — словно хомячок в шаре, то есть кто-то вращает мир вокруг тебя, и ты оказываешься не там, куда шел. И не можешь понять, где ты и как здесь оказался. Щупаешь, трогаешь едва не в отчаянии и не понимаешь. Углы не имеют своих положенных 90 градусов, изгибаются, как в кривом зеркале. Ты встаешь к предмету лицом, а он оказывается сбоку, причём не просто сбоку, а наискосок. Но ты-то уверен, что стоишь правильно! А он уже ускользнул, и это словно специально для того, чтобы свести с ума!
Мир вращается вокруг тебя. Во все стороны. Постоянно вращается — день, два, три... И нигде нет статичности.
Еще один из безумных параметров — это сны. Во сне ты видишь, а просыпаешься в темноту. Шиворот-навыворот, как в бреду, от которого не вылечишься, из которого не убежишь.
А еще — постоянные поиски. Всего. Каждой — каждой! — мелочи. Кладешь по привычке куда-то рядом или даже пытаешься запомнить куда, а потом ощупываешь все, все вокруг, и не можешь взять, потому что его нигде нет, и мир вращается, и ты уже не там, где был. Искать надо ВСЁ, а предметов масса, и это бесконечно утомляет.
А теперь прибавьте к этому наступающую глухоту с многозвучным звоном в ушах.
Если есть желание, прочувствуйте это. Но лучше не надо. Не впускайте этого в свою жизнь, чтобы оно не нагрянуло.
Анна Кострубова
У смерти восемь миллиардов вариантов. Но я — жизнь, поэтому варианта только два. Точнее, один из двух — либо да, либо нет. Выбор при этом не становится проще.
«Жить — лучше, чем не жить». Я бы многое отдала, чтобы узнать всю подноготную людей, которые утверждали этот лозунг. То есть, вот они жили, умерли, а потом вдруг разумерли и сказали: «Не, жить лучше, мы проверили». Я хочу положить перед ними на стол список всех возможных «жизней» и спросить, по каждому ли пункту они согласны со своей формулой? И для составления этого списка я вынуждена в последнее время выбирать «да» — исступлённо, напропалую, наотмашь. Соглашаться на любые условия. Впрочем, как — «любые»? Условие одно — сотрудничество с реанимацией.